Когда я рассказываю про стили социального взаимодействия “К людям”, “Без людей” и “Против людей”, все начинают думать, что первые – хорошие, вторые – норм, а третьи – главные враги человечества.
Напомню, что это за стили такие. Их описала великий психоаналитик Карен Хорни. Они закладываются у человека в раннем детстве, и вы точно относитесь к одному из них:
- “К людям” – для достижения целей выбирают сотрудничество с другими людьми. Их девиз, можно сказать: ты мне – я тебе.
- “Без людей” – для достижения своих целей избегают других людей. Если бы у них был девиз, то он бы звучал скорее: я вам не дам, но и у вас не возьму. Давайте вы себе, а я – себе?
- “Против людей” – для достижения своих целей конкурируют с другими людьми. Их девиз будет скорее: я сам все сделаю, чтобы взять “мне”. Но если вы против этого, вы против меня. А это уже не хорошо.
И третьих демонизируют за их враждебность и готовность к конфликту для защиты своих интересов. Но не только третьи конфликтуют с людьми. Конфликтуют все три типа, но делают это по-разному.
Вот реальная сценка: я прямо сейчас в речном круизе. В ресторане теплохода гостей сажают за столы по 4-6 человек, и в первый день круиза мы узнаем, как и с кем сидим. И вот начало круиза, мы с Мартой подходим к нашему столу, а там скандал.
Стол прямоугольный, но на 5 человек. Одна женщина сидит с той стороны, где 2 стула. Еще две женщины (подруги) стоят рядом и возмущаются. С нашим появлением одна их них занимает среднее место на той стороне стола, где 3 свободных места. Специально так, чтобы мы с Мартой не могли сесть рядом, о чем она громко и импульсивно заявляет вслух.
Я:
– Ой. Мне важно сесть рядом с дочкой, она еще маленькая.
Марта: пугается громкой женщины, прячется за меня и хочет сбежать
– Мамочка, я не хочу сидеть без тебя, – у нее слезы на глазах.
Громкая женщина:
– А мне все равно. Я буду сидеть здесь.
Менеджер ресторана явно растеряна. В конце концов она предлагает громкой женщине и ее подруге сесть за другой стол и убегает решать проблему пересадки.
Мы с Мартой садимся рядом. Но теперь два оставшихся места не рядом и не напротив друг друга. Менеджер приводит семейную пару и просит женщину, которая все это время сидела за столом пересесть любым способом: тогда семейная пара окажется рядом или будут сидеть друг напротив друга.
Женщина:
– Так вы найдите тех, кто в одноместных каютах, пусть они сядут на эти два отдельных места.
(Вопрос, что делать с семейной парой, которую уже сдернули с их стола, и они стоят рядом и ждут, подвисает в воздухе). В итоге менеджер ресторана просил пару сесть на эта два места: не рядом и даже не напротив друг друга, они соглашаются.
Внимание, вопрос: кто из участников всей этой истории к какому стилю относится?
Поначалу кажется, что самые “страшные” здесь две подруги, одна из которых так напугала Марту.
Но вот что произошло на самом деле: за столом 5 мест и 5 гостей. Мама и дочка, две подруги и одна женщина. Эта одна женщина может сесть 3-мя разными способами, чтобы пары оказались рядом или напротив друг друга. И 2 варианта, при которых одна из пар разорвана. Женщина выбирает один из этих двух вариантов, и подруги долго и безуспешно пытаются уговорить ее сесть иначе. К моменту, когда пришли мы, и они срывают злость на нас, они уже были в бешенстве от того, что женщина ни при каких условиях не соглашалась пересесть любым способом с аргументом: “Какая вам разница, как сидеть?”
В итоге подруги сменили стол, семейную пару сорвали с их стола, менеджер и официант улаживали конфликт 15 минут и всем потом разносили комплиментарное шампанское. А женщина, из-за которой все это случилось – она по стилю “к людям”. Мужчина, который с женой пришел к нам за стол вместо двух подруг и согласился сесть не рядом с женой – “против людей”. Подруга, которая напугала Марту – “против”.
Я так подробно описала эту сценку, потому что в ней хорошо видно, как три типа конфликтуют:
- Женщина “к людям”, отказавшаяся любым способом идти навстречу, не выглядит агрессором. Она просто села и сидит. На любые уговоры улыбается и говорит: “Ну какая им разница, как сидеть?”
- Ее месседж: я – хорошая, а они плохие и неуступчивые. Хотя в реальности, уступили все, кроме нее.
- Подруга “против людей”: не пытается выглядеть хорошей. Она отстаивает свои интересы (сидеть с подругой) открыто. Более того, пытаясь уговорить первую женщину изначально, она говорила про нас с Мартой: что при такой рассадке либо они с подругой окажутся разорваны, либо мама с дочкой. И когда она села в центр стола со стейтментом “я не сдвинусь”, она демонстрировала, что именно так и получается.
- Ее месседж: я плохая и ты плохая. Я буду драться.
- Мужчина, пришедший на ее место “против людей”: меня о чем-то попросили, мне не супер-важно. Он сел неудобно, а потом попросил бесплатно вина и шампанского (которыми угостил меня и первую неуступчивую даму).
Так вот очень часто “против людей” оказываются сговорчивыми, потому что у них не заряжена мега важностью позиция “не уступать”. Они более прямо ориентированы на выгоду.
А “к людям” так часто достигают своих целей через построение отношений с другими, в которых им приходится много уступать, что они “науступались”. У них мозоль в том месте, где они отказываются от своих интересов и уступают другим (так как они это делают и там, где их просят, и где не просят, у них в этом месте болит). Поэтому тема личной важности и собственной ценности у них сильно заряжена. Да-да, именно у самых милых, приятных в общении и очаровательных людей собственная ценность пригорает сильнее, чем у неприятных “против людей”. Поэтому женщина “к людям” в моей истории отстаивала свою важность, а не место в ресторане. И отстояла ее.
И так делаем мы все: в зависимости от своего стиля прикладываем силы и ресурсы, тратим время на достижение своих неосознаваемых целей. Тогда как явно написанные в блокноте цели про деньги, бизнес или здоровье достичь не успеваем. Или сил не осталось.
Ну и необходимый дисклеймер: хочу ли я сказать, что “против людей” хорошие, а “к людям” плохие? Угадайте :)
Чтобы не угадывать и, конечно, научиться управлять конфликтами, предлагаю окунуться в тему стилей социального взаимодействия глубже.
Я написала целую серию книг «Продвижение и стили социального взаимодействия»:
1.Книга «Залог успешного продвижения»
Как создать и правильно упаковать свой продукт для успешного продвижения в соцсетях.
2.Книга «Стили социального взаимодействия»
Как определить свой тип, научиться типировать других и использовать эти знания для лучшей коммуникации, избегания конфликтов и налаживания связей.
3.Книга «Стили социального взаимодействия в продвижении»
Как правильно поставить цели на продвижение и как разработать собственную стратегию.
4.Книга «Стили социального взаимодействия в текстах»
Как начать вести свой блог, не бросить его и найти свою самую перспективную целевую аудиторию.
Любую книгу можно купить отдельно (в том числе в аудиоформате) или сразу весь комплект книг - вариантов много. Заглядывайте на сайт, читайте подробности, выбирайте свой: https://ievleva.pro/book-promotion?utm_source=zen&utm_content=kak-reshat-konflikty