Найти тему
Minsknews.by

Первые пенсии, статья И. Эренбурга «Три года», детское кино И. Фрэза. Этот день в истории: 22 июня

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 22 июня в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1812 год. Наполеон обращается с воззванием к Великой армии, в котором обвиняет Россию в нарушении Тильзитского соглашения и называет нападение на нее Второй польской войной

Воззвание заканчивалось словами: «Вторая польская война будет для французского оружия столь же славна, как и первая; но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы».

В тот же день французский посол в Санкт-Петербурге Жак-Александр Лористон вручил председателю Государственного совета и Комитета министров Николаю Салтыкову ноту с объявлением войны.

В 6 часов утра 24 июня авангард французских войск вошел в российскую крепость Ковно. Переправа 220 тыс. солдат Великой армии через пограничный Неман по четырем наведенным мостам заняла четыре дня.

1889 год. Германия первой в Европе вводит пенсии по старости

-2

По инициативе канцлера Отто фон Бисмарка в стране была создана первая масштабная пенсионная система накопительного типа. Она была основана на взносах, которые делали и работодатели, и работники.

Рабочие и производственные служащие могли выходить на пенсию в 70 лет. Размер выплат зависел то того, какие отчисления и сколько лет они платили в пенсионный фонд.

Инициатива О. Бисмарка на самом деле была уступкой социалистам (потом политику канцлера назовут Staatssozialismus — государственный социализм), но изящно сделанной — до 70 лет в Германии той эпохи доживало не так много людей (средняя продолжительность жизни составляла 45 лет), поэтому нагрузка на пенсионную систему была минимальной. Впрочем, в 1916 г. возраст был снижен до 65 лет.

Примеру Германии в конце XIX — начале ХХ века последовали практически все европейские страны.

1921 год. В день открытия III конгресса Коминтерна в Москве вступает в действие первая радиотрансляционная сеть

-3

Фото из группы «ВКонтакте» «Школа Радио «Волна»

Рупоры-громкоговорители были установлены на шести многолюдных площадях столицы: Свердлова, Бауманской, Добрынинской, Прямикова, у Краснопресненской заставы и на Девичьем поле. Тысячи людей впервые услышали устные газеты, передаваемые по проводам из Центральной телефонной станции на ул. Мархлевского.

Трансляционный радиоузел с центральным усилителем появился в Доме Союзов только в 1925 г. По сути, это была первая в стране серьезная радиорубка.

К 1930-м стало понятно, насколько важна роль радиотрансляции в оперативном оповещении населения о чрезвычайных ситуациях и военных угрозах. Это было связано в первую очередь с набиравшей обороты индустриализацией. На производственных предприятиях радиотрансляция была жизненно необходима. Она помогала моментально оповещать огромное количество рабочих и в то же время способствовала предотвращению самых разных происшествий.

Первые испытания радиотрансляционной сети вызвали в обществе большой ажиотаж. Акция напоминала современные открытые концерты на Красной площади. И все последующие трансляции успешно собирали аудиторию.

Москва была безусловным лидером в радиофикации. К 1931 г. сеть столицы насчитывала уже 25 тыс. приемников. В основном они располагались на производствах или на улицах и лишь позже начали проникать в жилые дома.

Все прекрасно понимали, что радиотрансляции крайне важны и в военно-стратегических операциях. Предвидя начало войны, Сталин лично контролировал развитие сетей и передаваемую информацию. Несмотря на технические сложности, неоспоримые преимущества трансляций оправдывали все затраты на их развитие.

1944 год. «Красная Звезда» публикует статью Ильи Эренбурга, посвященную третьей годовщине со дня гитлеровского вторжения

-4

Публикации И. Эренбурга, работавшего в годы войны корреспондентом «Красной Звезды», всегда вызывали читательский резонанс и душевный отклик. Его слова, казалось, проникали в самое сердце. «Не пускали, газету прочтя, Эренбурга на самокрутки», — писал Евгений Евтушенко.

К третьей годовщине начала войны на столе главного редактора «Красной Звезды» лежало несколько материалов разных авторов, подготовленных к опубликованию. Генерал Николай Таленский сделал выбор в пользу статьи И. Эренбурга. Она так и называлась — «Три года». Вот фрагмент:

«С нежностью и снисхождением мы вспоминаем 21 июня 1941 года: так вспоминает мать свои девичьи грезы. Мы еще не знали, что нам предстоит, и если бы кудесник показал нам будущее, кто бы ему поверил? Вася, с припухлым детским лицом, терзался: что лучше — история или лингвистика? Председатель колхоза «Заветы Ильича» мечтал о премии на Сельскохозяйственной выставке. В Парке культуры лукаво рыдал баян, и ракеты фейерверка чертили слова счастья. «Поедем в Гурзуф», — говорил Оле молодой учитель Бобров. «К августу достроим», — думал, засыпая, архитектор Чебуев. В пьесе «Машенька» старый профессор бормотал, что где-то война, а он работает, и зрители аплодировали. Ревновали: она улыбалась другому. Терзались: трудно снять дачу. Гадали: каким будет июль — погожим или дождливым? <…>.

Говорят, что три года не три века. Но мы, кажется, прожили сотни лет. Покрылись морщинами лица и поля. Пепел в волосах и на земле. Сколько близких и друзей потеряли мы за три года!..

В поте лица мы строили страну. Мы гордились новым Сталинградом, Воронежем, школами Орла, институтами Курска, небоскребами Харькова, больницами Минска… Они взорвали, изуродовали десятки наших городов. В пепел они обратили труд поколения.

Они омрачили детство. Они убивали детей, зарывали живьем, топили, жгли, душили в душегубках, кидали в колодцы, насаживали на штыки, вешали, давили танками. А те, что уцелели, уже не дети: до срока они увидели то, чего не могут видеть и взрослые.

Они украли у нас мечты, доверчивость, доброту. Они заставили нас отшатнуться от тихого счастья и благоговейно целовать оружие. Они показали нам такую низость, такое падение, такую свирепость, что мы стали мудрыми — до молчания. Нелегко нам жить с этой мудростью: она, как камень. Много зла они причинили нам, и нет такого статистика, который измерит это зло, переведет слезы, кровь и горе на сухой язык цифр <…>.

Невольно мы вспоминаем последний довоенный день… Мы никогда не увидим той жизни: мы стали другими. После победы мы создадим новую и наверно лучшую жизнь. Но как взрослый человек не может забыть детства, мы не забудем довоенных мечтаний. Мы не забудем и страшного утра 22 июня 1941 года. В списке немецких злодеяний на видном месте будет значиться та июньская ночь.

Я не знаю, когда именно мы войдем в Берлин — будет ли жарко в тот день, или будет идти осенний дождь, или будет дуть с Балтики ледяной ветер; но я знаю, что, проходя по длинным однообразным улицам немецкой столицы, мы будем думать об июньском утре, о жизни, рассеченной пополам. Там — на Курфюрстендаме, на Унтер ден Линден, на Потсдамерплаце закончится величайшая трагедия, начавшаяся 22 июня 1941 года. Там, надломив саблю над головой Германии, мы скажем: больше никогда!»

1994 год. В Москве на 85 -м году умирает классик детского кино Илья Фрэз

-5

В Советском Союзе детскому кино уделялось огромное внимание. В киноинститутах целенаправленно готовили специалистов. Помимо того, что была создана Центральная киностудия детских и юношеских фильмов, почти на каждой киностудии имелись специализированные творческие объединения. По всей стране открывались детские кинотеатры. Инициаторами этого движения были режиссеры Марк Донской, Александр Роу и другие создатели фильмов для детей. Среди этих режиссеров был и молодой Илья Фрэз, влившийся в команду в 1945 г.

Константин Станиславский считал, что художник должен работать для детей даже лучше, чем для взрослых. Собственно, так и работал И. Фрэз. На Киностудии имени Горького он создал такие замечательные фильмы, как «Слон и веревочка» (1945), «Первоклассница» (1948), «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1955), «Я купил папу» (1962), «Я вас любил» (1967), «Это мы не проходили» (1975), «Хомут для Маркиза», «Вам и не снилось» (1980), «Личное дело судьи Ивановой» (1985). Призерами различных международных кинофестивалей были его фильмы «Приключения желтого чемоданчика», отмеченный интересными актерскими работами Татьяны Пельтцер и Евгения Лебедева (1970), «Чудак из пятого «Б» (1972, Государственная премия), «Карантин» (1983). По повести «Вам и не снилось» опальной когда-то Галины Щербаковой И. Фрэзом был снят невероятно трогательный одноименный фильм, ставший лидером проката (26,1 млн зрителей) и лучшим фильмом 1981 г. по опросу журнала «Советский экран».

Почему И. Фрэз целиком посвятил себя именно детскому кино? Он отвечал: «Я знал одного человека, не альпиниста, который всю жизнь ходил в горы, подымался все выше, выше… Все стремился достичь своего пика. Ему говорили, что он болен, что сердце не выдержит, а он отвечал, что есть путешествия, из которых не возвращаются. Так, наверное, и я. Мое путешествие в детство затянулось, но, начав его, я уже не мог остановиться».

«Мальчик с седой головой», как с дружеской нежностью сказал об И. Фрэзе его учитель Леонид Трауберг, вошел в детское кино не суровым нравоучителем, а добрым и умным другом детей, глубоко заинтересованным насущными ребячьими радостями и заботами. И все новые поколения юных зрителей смотрят фильмы И. Фрэза, находя в них вопросы и ответы, которые когда-то волновали их бабушек и дедушек, пап и мам.