СУ-100 – средняя советская САУ конца Второй мировой войны предназначенная для борьбы с танками противника. Самоходку создали на базе среднего танка Т-34-85 в конце 1943 начале 1944 года. СУ-100 стала развитием САУ СУ-85, которая уже не могла уверенно бороться с бронетехникой противника. В этом материале каждый сможет поближе познакомиться с историей появления, боевыми заслугами легендарного истребителя танков и составить свое мнение о его роли в победе над противником.
История разработки и описание конструкции.
Вопрос о создании средней САУ с мощным противотанковым орудием на завершающем этапе войны оставался открытым. Ответственными за решения этой задачи доверили коллективу Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ).
Наиболее очевидными были три пути, которые предполагали вооружение СУ-85 более мощным орудием и усиление брони корпуса. Самой реальной и наименее затратной считалось увеличение длины ствола 85-мм пушки СУ-85 и за счет более высокой скорости снаряда примерно на 20% повысить бронепробиваемость. Следующий вариант предусматривал установку на СУ-85 более мощного 122-мм орудия, созданного на основе пушки А-19. Третий путь – установка на САУ тяжелой 152-мм гаубицы Д-15. Но каждый из вариантов имел существенные недостатки. Так, удлинение ствола 85-мм пушки могло служить лишь временной мерой. Установка же 122-мм. орудия или шестидюймовой гаубицы неизбежно вела к перегрузке САУ, потере мобильности и серьезным затратам времени и средств на организацию производства.
В такой ситуации самым оптимальным решением показалась установка на САУ 100-мм корабельной пушки Б-34 образца 1940 г. Это орудие устанавливалось на советские легкие крейсеры проекта 26 (типа "Киров") в качестве зенитной артиллерии дальнего боя и идеально подходило на роль противотанковой пушки. 100-мм снаряд прошивал броню практически любого танка.
Сроки разработки установили очень жесткие, однако, после получения чертежей орудия С-34 (танковый вариант Б-34) на заводе убедились, что эта пушка для САУ не подходит из-за своих очень внушительных размеров, а при наведении влево упирается во вторую подвеску, не позволяя разместить на прежнем месте люк водителя. Для того чтобы установить на самоходке С-34, пришлось бы вносить серьезные изменения в конструкцию, в том числе и ее герметичного корпуса. Все это потребовало бы изменения производственных линий, смещения рабочего места водителя и органов управления на 100 мм. влево и изменение подвески. Масса САУ тоже должна возрасти на 3,5 тонны по сравнению с СУ-85.
Для того чтобы справится с возникшей проблемой, "Уралмашзавод" обратился за помощью к заводу №9. Здесь в конце февраля 1944 года под руководством конструктора Ф. Ф. Петрова создали 100-мм орудие Д-10С на основе морского зенитного орудия Б-34. Новая пушка была легче С-34 и свободно монтировалось в серийном корпусе самоходки без существенных изменений и увеличения массы машины. Эскизный проект машины в декабре 1943 года представили Наркомату танковой промышленности, а уже 27 декабря 1943 года ГКО принял на вооружение новую среднюю САУ со 100-мм орудием. Местом производства новой самоходки определили "Уралмашзавод". Уже 3 марта 1944 года первый прототип новой самоходки, вооруженный Д-10С отправили для заводских испытаний.
САУ СУ-100 спроектировали на основе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Все основные узлы танка – ходовая часть, трансмиссия, двигатель использовали без изменений. Толщину лобового бронирования рубки увеличили практически вдвое (с 45-мм у СУ-85 до 75-мм у СУ-100). Рост бронирования в совокупности с увеличением массы орудия привел к тому, что подвеска передних катков оказалась перегружена. Проблему попытались решить, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм, но полностью ее ликвидировать так и не удалось. Многие эксперты считают, что так отразилось конструктивное наследие отсталой подвески танка Кристи.
Корпус самоходки позаимствовали у СУ-85 после хоть и немногочисленных, но очень важных изменений. Помимо увеличения лобовой брони на САУ появилась командирская башенка со смотровыми приборами MK-IV (копия британских). Над вентиляцией боевого отделения машины тоже поработали, установили 2 вентилятора для лучшей очистки от пороховых газов. Почти 2/3 деталей было заимствовано у среднего танка Т-34, остальное от САУ СУ-85 и СУ-122, только десятую часть (примерно) спроектированы заново.
Первый опытный образец самоходной установки изготовил УЗТМ совместно с заводом № 50 НКТП в феврале 1944 года. В марте он успешно прошел заводские и полигонные испытания на Гороховецком артиллерийском научно-исследовательском полигоне. По результатам этих испытаний в мае - июне был изготовлен второй опытный образец, который и стал эталоном для серийного производства.
"Выбор пушки для самоходной установки оказался весьма удачным: она сочетала скорострельность, высокую начальную скорость снаряда, дальнобойность и меткость. СУ-100 обладала исключительной огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня. Приемная комиссия в своем заключении указала, что СУ-100 после кое-каких изменений может быть принята на вооружение Красной армии,и отметила, что: тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков «Тигр» и «Пантера» вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода «Фердинанд» - только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров."
На заводе № 9 довели СУ-100:
- уменьшили ширину люльки орудия на 160 мм;
- изготовили новые вставные цапфы;
- новую рамку;
- поворотный механизм походного крепления;
- изъяли прилив под спаренный пулемет и установили новый прицел.
После новых госиспытаний Постановлением ГКО №6131 от 3 июля 1944 года СУ-100 была принята на вооружение Красной армии. Серийное производство вели на УЗТМ с сентября 1944 по март 1946 года. Первые выпущенные машины были идентичны второму прототипу. В ходе серийного производства в конструкцию САУ вносились в основном технологические изменения.
САУ СУ-100 имела классическую для советских самоходок компоновку. Боевое отделение, которое совместили с отделением управления, находилось в передней части корпуса, в полностью бронированной боевой рубке. Здесь были расположены органы управления механизмами САУ, комплекс основного вооружения с прицельными приспособлениями, боекомплект орудия, танкопереговорное устройство (ТПУ-3-БисФ), радиостанция (9РС или 9РМ). Здесь же располагались носовые топливные баки и часть полезного инструмента и запасных принадлежностей (ЗИП).
Спереди в левом углу рубки находилось рабочее место механика-водителя, напротив которого в лобовом листе корпуса имелся прямоугольный люк. В его крышке смонтировали 2 призматических смотровых прибора. Справа от орудия располагалось место командира машины. Сразу за сиденьем механика-водителя находилось место наводчика, а в левом заднем углу боевой рубки – заряжающего. В крыше рубки находилось 2 прямоугольных люка для посадки/высадки экипажа, неподвижная командирская башенка и 2 вентилятора под колпаками. Командирская башенка имела 5 смотровых щелей с бронестеклами, перископические смотровые приборы МК-IV находились в крышке люка командирской башенки и левой створке крышки люка наводчика.
Моторное отделение находилось сразу же за боевым и было отгорожено специальной перегородкой. В середине МТО на подмоторной раме смонтировали дизельный двигатель В-2-34, развивавший мощность в 520 л.с. С таким двигателем САУ весом в 31,6 т. могла разогнаться по шоссе до 50 км/ч. Трансмиссионное отделение располагалось в корме корпуса самоходки, тут находились главный и бортовые фрикционы с тормозами, 5-ступенчатая коробка передач, 2 инерционно-масляных воздухоочистителя и 2 топливных бака. Емкость внутренних топливных баков СУ-100 составляла 400 литров, этогл было достаточно для 310-км марша по шоссе.
Главным оружием самоходки была 100-мм нарезная пушка Д-10С обр. 1944 года. Длина ствола орудия - 56 калибров (5608 мм). Начальная скорость бронебойного снаряда - 897 м/с, а максимальная дульная энергия – 6,36 МДж. Пушка имела полуавтоматический горизонтальный клиновой затвор, а также механический и электромагнитный спуск. Для более плавной наводки в вертикальной плоскости пушка имела компенсирующий механизм пружинного типа. Противооткатные устройства состояли из гидропневматического накатника и гидравлического тормоза отката, которые были расположены над стволом орудия справа и слева соответственно. Полная масса орудия и откатывающих механизмов - 1435 кг. Боекомплект САУ СУ-100 состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и осколочно-фугасными ОФ-412.
Орудие устанавливалось в лобовой плите рубки в специальной литой рамке на двойных цапфах. Углы наведения в вертикальной плоскости были в пределах от -3 до +20 градусов, в горизонтальной 16 градусов (по 8 в каждую сторону). На цель пушку наводили при помощи двух ручных механизмов – поворотного механизма винтового типа и подъёмного механизма секторного типа. При стрельбе с закрытых позиций использовали панораму Герца и боковой уровень, при стрельбе прямой наводкой наводчик использовал телескопический шарнирный прицел ТШ-19 с 4-х кратным увеличением и полем обзора в 16 градусов. Техническая скорострельность орудия достигала 4-6 выстрелов в минуту.
Боевое применение
Первые самоходные артиллерийские установки СУ-100 прошли фронтовые испытания в сентябре 1944 года и получили удовлетворительную оценку в войсках за высокие возможности орудия и хорошую маневренность. Однако с учетом того, что освоение производство бронебойного снаряда для пушки Д-10С затянулось до октября, первоначально серийные СУ-100 поступали лишь в военно-учебные заведения. Только в ноябре сформировали и отправили на фронт первые самоходно-артиллерийские полки, которые вооружили новыми САУ.
Каждый полк имел 21 машину. В конце года были сформированы три средние самоходно-артиллерийские бригады РВГК: 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я (по 65 СУ-100 в каждой бригаде). Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны. Самоходные орудия СУ-100 сыграли важную роль в сражениях на территории стран Восточной Европы, Германии и Австрии. Впервые СУ-100 использовались 8 января 1945 года во время Балатонской операции.
В условиях, когда советские войска вели стратегическое наступление, СУ-100 применяли при завершении прорыва тактической глубины обороны противника в роли штурмовых орудий, как в Восточно-Прусской операции, где были задействованы 381-й и 1207-й самоходно-артиллерийские полки. При этом самоходно-артиллерийские части шли в атаку либо с хода, либо с минимальной подготовкой.
САУ СУ-100 приходилось не только наступать. В марте 1945 года они приняли участие в оборонительных боях у озера Балатон. Здесь в составе войск 3-го Украинского фронта с 6 по 16 марта они участвовали в отражении контрудара 6 танковой армии СС. Все 3 сформированных в декабре 1944 года бригады, вооруженные СУ-100, были привлечены для отражения контрудара, также в обороне использовались отдельные самоходно-артиллерийские полки, вооруженные САУ СУ-85 и СУ-100.
После окончания Великой Отечественной войны СУ-100 оставались на вооружении Советской армии вплоть до начала 1980-х годов. С конца 1950-х и по вторую половину 1960-х самоходные установки проходили постепенную модернизацию параллельно с Т-34-85.
В ходе модернизации САУ получили: более современные приборы наблюдения, в том числе - командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б и прибор ночного видения механика-водителя БВН; радиостанцию 10РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47; более надежный двигатель В-2-34М (В-2-34М-11) и воздухоочистители ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли; штампованные опорные катки от танка Т-44М, и ряд других менее значительных изменений.
Еще одной военной кампанией, где Красной Армией использовала СУ-100, стала советско-японская война. Во время боев в Маньчжурии САУ широко применяли при штурме укрепрайонов и подавлении огневых точек противника.
САУ нашла боевое применение в боевых действиях в Африке и на Ближнем Востоке. Среди ярких военных событий второй половины XX века с участием СУ-100 следует отметить бои на Плая-Хирон в апреле 1961г. Экипаж СУ-100 при личном участии Фиделя Кастро поразил транспортное судно "Хьюстон". Позднее эта самоходка была установлена перед зданием музея Революции в Гаване.
Заключение.
СУ-100 стала самой удачной и наиболее мощной советской противотанковой самоходной артиллерийской установкой Великой Отечественной войны, которая обладала исключительной огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня.
СУ-100 была на 15 тонн легче своего прямого конкурента - САУ "Ягдпантера" и при этом имела сопоставимую с ней бронезащиту, но лучшую подвижность . При этом немецкая САУ, вооруженная 88-мм немецкой пушкой Рак 43/3, превосходила советскую по бронепробиваемости и величине боеукладки. Пушка «Ягдпантеры» за счет применения более мощного снаряда PzGr 39/43 с баллистическим наконечником обладала лучшей бронепробиваемостью на дальних дистанциях. Подобный советский снаряд БР-412Д был разработан в СССР только после окончания войны. В отличие от немецкой ПТ-САУ в боекомплекте СУ-100 не было кумулятивных и подкалиберных боеприпасов. При этом осколочно-фугасное действие 100-мм снаряда естественно было выше, чем у немецкой самоходки. В целом обе лучших средних противотанковых САУ Второй мировой не имели перед собой каких-либо выдающихся преимуществ, при том, что возможности применения СУ-100 были шире.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!