26 июня 2024 года/
«Успешная перестройка Москвы требует, чтобы каждый гражданин, каждый рабочий, каждый городской житель и активист любил свою улицу, где он живёт, работал бы не покладая рук для приведения в культурное состояние своего дома, двора, скверов и парков»,- обратился к москвичам Лазарь Каганович на пленуме Моссовета в 1934 году. Товарищ Каганович дело говорил, но горожане его не услышали и успешно расправились с артефактами царского времени, а сейчас уничтожают приметы советской эпохи. К счастью, в столице живёт немало неравнодушных людей, сохраняющих историческую память родных мест. Благодаря таким энтузиастам в Щукино можно увидеть целую россыпь малых архитектурных форм, созданных в 1930-е годы.
Улица Маршала Василевского, 13к1 - жилой дом (1934, архитектор Николай Рипинский) строился в переходный период от конструктивизма к сталинскому ампиру и в его проекте встретились элементы обоих стилей. Отличительной особенностью стали высокие проездные арки в центральной части здания, а между ними расположен остеклённый цилиндр лестничной клетки. Примечательно, что это один из первых московских домов, возведённый по новой экономичной технологии - из крупных блоков.
Жилой дом строился по заказу Наркомата обороны и предназначался для семей военнослужащих - он стал первым и самым большим из 28 корпусов военного городка для командного состава РККА, строительство которого началось в Щукино в 1932 году. Генеральный план городка разработал Николай Рипинский, курировал строительство командарм Сергей Каменев, неоднократно посещавший стройплощадку.
Арка первого корпуса служила главным въездом на территорию городка, внутри квартала располагался стадион с волейбольной, баскетбольной и городошной площадками, теннисными кортами и гимнастическими снарядами. Большинство жилых домов спроектированы трёхэтажными и построены из шлакоблоков - они первыми были снесены в 1960-1970-х годах под новую типовую застройку, а из общественных зданий сохранились бывший офицерский клуб и детский сад.
Улица Маршала Новикова, 14к2 - офицерский клуб со столовой
Улица Маршала Василевского, 11к6 - детский сад военного городка (1934 или 1936)
Смотрите старые фотографии. Корпус № 1 и центральный сквер с фонтаном. 1945-1955 гг.:
Офицерский клуб и столовая. 1947 год:
Новый детсад. 1935 год:
Стадион военного городка и трёхэтажные дома. 1950-1956 гг.:
Малые архитектурные формы (или коротко МАФы) - это не прихоть современных урбанистов, а архитектурное направление, которому уделялось изрядное внимание ещё в тридцатые годы прошлого века. «Малые формы архитектуры, реклама, вывеска, витрина и каждая уличная деталь должны способствовать архитектурному завершению магистралей и площадей города, выявляя архитектуру объекта и входя в нее составной частью. Фонарь, вывеска, урна, кронштейн, скамьи, киоск и т. п. придают улице её архитектурное лицо»,- писали в 1938 году авторы статьи в журнале «Строительство Москвы». Спустя два года журнал вновь обратился к этой теме: «Необходимым условием архитектурного оформления столицы является включение в городской ансамбль скульптурных памятников. Эти памятники должны в ярких образах ещё более оттенить социально-политический облик столицы».
Для художественного оформления стадиона военного городка скульпторы изготовили несколько фигур, изображающих спортсменов, из которых сохранился лишь гранатомётчик. Иногда его называют эстафетчиком, однако эстафетная палочка длиннее и тоньше, а здесь в руке именно граната и сей метательный предмет не должен вызывать удивления: военно-прикладные виды спорта были популярны в СССР, метание гранаты входило в сдачу норм ГТО и даже в восьмидесятые годы на уроках физкультуры школьники бросали на дальность металлическую отливку, имитирующую гранату.
В этом фотоальбоме использованы снимки 2012 и 2024 годов - можно сравнить, как изменилось состояние дворовых артефактов за минувшее время.
Парная скульптура по другую сторону от въезда в военный городок изображала девушку с теннисной ракеткой. В девяностые годы разрушенную фигуру теннисистки местные жители решили закопать до лучших времён под пьедесталом, на котором она была установлена. В 2024 году Владимир Путин в послании к Федеральному собранию призвал госструктуры обратить внимание на охрану объектов культурного наследия, устранить явно избыточные противоречивые нормативные требования, привлекать общественность к сохранению памяти поколений. Таким образом, у активистов появился аргумент в диалоге с районными властями и, возможно, теннисистка будет воссоздана. Ещё одну скульптурную пару составляли юноша с копьём и девушка-баскетболистка, но они утрачены навсегда (как и фонтан в сквере, и статуя Климента Ворошилова).
Нуждаются в реставрации два вазона, которые на фотографиях 1950-х годов зафиксированы посреди роскошных цветочных клумб. В плане благоустройства это был практически образцовый двор и профильные издания опубликовали тогда несколько статей об успехах озеленения в Щукино.
Детский сад построен по индивидуальному проекту, причём асимметричная планировка здания намекает на приверженность неизвестного архитектора конструктивизму, но, как и в случае с жилым домом, на фасаде имеются некоторые ампирные детали - пилястры и ложные балконы с балясинами. Если сравнить опубликованные проекты советских детских садов, то минимальное сходство обнаруживается с работой Маргарете Шютте-Лихоцки из Австрии, которая в тридцатые годы работала в нескольких регионах СССР на проектировании соцгородков.
Проект детского сада на 100 детей. Автор Маргарете Шютте-Лихоцки. «Строительство Москвы» 1937 № 12
Как сообщала тогдашняя пресса, «решение правительства от 27 июня 1936 года о запрещении абортов, расширении сети родильных домов, детяслей и детсадов, предусматривает колоссальное строительство детских учреждений». Советским архитекторам выпала большая творческая удача стать первопроходцами в деле создания доселе невиданных общественных зданий - дворцов культуры, фабрик-кухонь, домов-коммун, гигантских школ на сотни учащихся, банно-прачечных комбинатов. В случае с яслями и детскими садами первый опыт оказался не самым успешным, о чём написал архитектор В.Альтшулер в журнале «Строительство Москвы» 1937 № 12. Автор отметил, что прежде детские учреждения располагались в переделанных особняках или многоквартирных домах, а проектирование типовых детских садов осуществляется в Москве лишь второй год. «Мастерские Наркомпроса и Моссовета доверили проектирование детучреждений молодым неопытным архитекторам, что отрицательно отразилось на функциональном, архитектурном и конструктивном решении проектов»,- пишет В.Альтшулер.
Среди замеченных ошибок упоминаются слишком тесные кладовые, в которые не помещаются летние кровати, санки и лыжи, нет комнат отдыха для персонала, нет сушилок для одежды и погреба для хранения скоропортящихся продуктов. «Отсутствие малых раковин создаёт затруднения для детей во время умывания, так как ребёнку трудно дотянуться ручками до крана. Неудачная планировка коридоров создаёт опасность встреч подавальщицы, несущей горячую пищу, с выбегающими из раздевалки и групповой детьми. При спальнях отсутствует горшечная и для выноса горшков нужно проходить через зал, лестницу и игралку».
Садик военного городка строился по индивидуальному проекту двумя годами ранее и не попал в критический обзор. Так что неизвестно, всё ли было изначально предусмотрено для комфортного детского пребывания - изменения в его планировку были внесены позднее, в частности, серьёзно перестроены торцевые холодные веранды для дневного сна и центральный полукруглый ризалит. Учреждение было рассчитано на одновременное пребывание 120 детей и располагало, помимо обязательных групповых комнат, спален, умывальных, столовой ещё и просторным актовым залом на втором этаже.
Детский сад № 333 посещали несколько поколений юных щукинцев, он оставался в ведении Министерства обороны до 2010 года, после чего в аварийном состоянии был передан в собственность Москвы с перспективой сноса и новой застройки участка. Мог рассматриваться вариант слияния детсада с соседним учреждением, но на ремонт здания нужно было изыскивать средства.
Информационная служба Градостроительного комплекса Москвы сообщила о том, что «группа местных жителей обратилась к властям города с предложением о сносе и строительстве на данной территории нового садика». Разумеется, всё в городе происходит «по просьбам трудящихся». Однако другая группа местных жителей выступила против сноса, настояла на проведении государственной экспертизы, по результатам которой в 2019 году здание включили в реестр объектов культурного наследия. О дальнейших планах его реставрации и использования пока неизвестно.
На участке каким-то чудом сохранился плескательный бассейн с четырьмя бетонными слониками неопределённого возраста, беседки и типовые игровые конструкции 1970-х годов. Бассейн со скульптурами также внесён в реестр охраняемых памятников. По воспоминаниям местного жителя, на заднем дворе ещё был летний вольер-птичник и воспитанники детского сада ухаживали за живыми курочками.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоальбомы «Город на память»:
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #щукино #детсадсослониками #скульптура