1,9K подписчиков

Книги для дождливых выходных: фантастика, антиутопия, психологическая драма

В последние годы в русскоязычной литературе появилось немало интересных авторов-женщин, пишущих серьезную литературу в разных жанрах.

В последние годы в русскоязычной литературе появилось немало интересных авторов-женщин, пишущих серьезную литературу в разных жанрах. Сегодня расскажем о трех любопытных актуальных романах, на которые стоит обратить внимание: о фантастическом романе Дарьи Бобылёвой «Магазин работает до наступления тьмы», цифровой антиутопии Веры Богдановой "Павел Чжан и прочие речные твари", психологическом триллере с элементами древнегреческой трагедии Аси Володиной "Протагонист". Книги мрачноватые и придутся кстати в эти дождливые выходные. Приятного чтения!

Дарья Бобылёва «Магазин работает до наступления тьмы» (16+)

В последние годы в русскоязычной литературе появилось немало интересных авторов-женщин, пишущих серьезную литературу в разных жанрах.-2

Сюжет. Славик – 30-летний безработный оболтус, который мечтает стать популярным блогером. В поисках скандального сюжета, который поможет ему раскрутить канал на ютубе, он попадает в странный антикварный магазин, расположенный в тихом дворике в центре Москвы. Жители района давно подозревают «точку» в темных делишках: по ночам оттуда доносятся неприятные звуки, а некоторые посетители (по свидетельствам соседей), войдя внутрь, больше не выходят оттуда никогда. Примерно та же участь постигнет скоро и Славика: он исчезнет для этого мира, зато узнает, как велика, оказывается, вселенная, и как она хрупка…

Подробности. Замысел Бобылёвой показывает только кусочек придуманного ею сложного фантастического мира. Конец света, утверждают герои, уже давно наступил, мир распался на осколки. Некоторые духи путешествуют между мирами, довольно неплохо притворяясь людьми. Одни из них относительно безопасны, другие – монстры «бесомраки» - стремятся уничтожить все живое. Кроме того, из-за зыбкости границ, вещи одного мира попадают в другой и ведут себя неадекватно. Собственно, «вещами не в себе» (по-нашему: проклятыми) и занимается странный антикварный магазин, на который случайно набрел Славик в поисках блогерской славы.

Вселенная трещин и осколков, придуманная Дарьей Бобылёвой, с одной стороны, представляет собой весьма изящную аллегорию на современный мир.

«Все пребывало в равновесии, миры были цельны и не смешивались между собой (…) А потом нечто из ваших пределов, некий необычайно могущественный дух, возжелал пробиться сюда, к нам. Точно неизвестно, преуспел ли он в своей затее, однако… (…) Наступил конец света. Известное нам мироздание было разрушено, но мы этого не заметили, потому что были слишком заняты войнами и революциями. А может, войны и революции, наоборот, стали результатом поломки мира, как циклопические волны, которые поднимаются от землетрясений на морском дне… Неважно. Главное – теперь люди живут, производят потомство и даже танцуют фокстрот на обломках прежнего мира, и эти обломки отдаляются друг от друга все дальше. А оставленное тем, кто пытался пробиться с вашей стороны, великое множество разломов, трещин и прочих прорех сделало каждый обломок опасно проницаемым для незваных гостей. Для таких как ты».

С другой стороны, именно как роман (а не как аудиосериал – именно в таком формате книга появилась сперва на Букмейте) произведение может показаться несколько утомительным, ему явно не хватает объема и подробностей: слишком много всего и сразу попыталась рассказать автор в небольшой книжке. Здесь и путешествия между мирами, и вызов духов на спиритических сеансах, и борьба с «бесомраками», и помощь заблудившимся духам (и их перевоспитание)… Кажется, между сюжетными поворотами не хватает пауз, чтобы выдохнуть и задуматься над важными вопросами, которые то и дело звучат со страниц романа: о разобщенности между людьми, о толерантности, о поиске себя.

И все же «Магазин» стоит прочитать, особенно поклонникам Бобылёвой, ведь здесь, как и в других ее книгах, мистика и фантастика пронизаны каким-то удивительно добрым, смешным и родным (!) абсурдом.

Книга в библиотеке: Бобылева Д. Л., Магазин работает до наступления тьмы. — Москва. — Санкт-Петербург : АСТ : Букмейт : Астрель, 2023 (макет 2024). — 443, [2] с. ; 21 см. — (Вьюрки. Книги Дарьи Бобылёвой). Шифр: 84(2=411.2)6-4; Авторский знак: Б728; Инв. номер: 2453509-КХ(А)

Кстати, мы писали и о других книгах Дарьи Бобылёвой: о романах «Вьюрки» (здесь и здесь), «Неучтенная планета» и «Наш двор».

Вера Богданова «Павел Чжан и прочие речные твари» (18+)

В последние годы в русскоязычной литературе появилось немало интересных авторов-женщин, пишущих серьезную литературу в разных жанрах.-3

Сюжет. Время действия – 2049 год. Россия состоит в САГ («Союзе азиатских государств») и находится под сильнейшим влиянием китайской экономики. В Китае уже десять лет каждому родившемуся гражданину имплантируют чипы. Говорят, это не только безопасно, но и удобно: теперь не нужно носить с собой документы и гаджеты. Заинтересовано в чипах и государство: так оно может контролировать граждан, особенно недовольных. В России тоже вот-вот внедрят «опыт» дружественной страны. Разработкой отечественного ПО занимается молодой талантливый программист Павел Чжан. Рожденный от русской женщины и китайского профессора, он рано осиротел и в 12 лет оказался в детдоме. Именно там, познав унижения и насилие, он пообещал себе никогда не сдаваться, добиться во что бы то ни стало успеха и уехать в Китай. Только на исторической родине, уверен Павел, он найдет свое место. Однако попасть в Пекин не так-то просто, к тому же героя не отпускает прошлое: неожиданно он встречает своего старого обидчика. И теперь все его мысли – о мести…

Подробности. Дебютный роман переводчика и критика Веры Богдановой совсем не обычная антиутопия. Наряду с темой тотальной цифровизации в романе красной линией проходит тема травмы и детского насилия. Что страшнее: будущее, в котором люди заменяют настоящую жизнь виртуальной пустышкой, впадая в зависимость от цифровой реальности, или прошлое, в котором все было просто, но жестко? В романе три героя, они пытаются каждый по-своему пробиться через кошмары настоящего и прошлого – к надежде. Уставший от ксенофобии Павел хочет дописать код и уехать в Пекин к «своим» (неважно, что этим кодом он подписывает приговор миллионам людей). Его девушка Соня работает медсестрой в реабилитационном центре для людей с vr-зависимостью и мечтает поступить в мединститут. Коллега Павла Игорь открывает в Коломне частную библиотеку-кафе «Читальня», где люди могут хоть ненадолго отдохнуть от гаджетов, пошуршать по-старинке бумажными книгами… Пока герои борются с внутренними демонами, мир вокруг неотвратимо меняется. Чипирование, которое в обязательном порядке вводит государство, – это ведь не только про слежку, это про тотальный контроль над человеком: над его мыслями, над жизнью и… смертью.

«Павел представляет, как люди падают на тротуары, одновременно, будто их отключили от источников питания. Обычно многолюдные Ванфуцзин или Тверскую вдруг накрывает тишина. Все лежат вповалку, и тихо-тихо кругом. Машины продолжают ехать, развозят отключенные тела до пунктов назначения. Может быть, поет реклама, звуки музыки разносятся поверх.
"Нашивиниры – высший класс, высший класс…"»

Роман Богдановой мрачный, атмосферный, одновременно фантастический, гиперреалистический и символический. Символы требуют расшифровки, поскольку связаны с незнакомой нам китайской мифологией. Компания, в которой работает Павел, называется «Диюй», что в переводе с китайского означает «ад» или «царство мертвых». Две первые части книги носят названия владений царя ада Циньгуан-вана: Цзичан - «двор голода», Кэчан – «двор жажды». Последняя часть – Вансычэн – переводится как «город напрасно умерших», туда попадают души самоубийц. О каком аде говорит автор: о том, который снаружи, или о том, что внутри? На этот вопрос каждый читатель ответит сам.

Книга в библиотеке: Богданова В. О., Павел Чжан и прочие речные твари : [роман]. — Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. — 442, [2] с. ; 21 см. — (Актуальный роман). Инв. номер: 2430502-КХ; 2430503-КХ (Внимание: содержит нецензурную брань)

Кстати: мы писали и о втором романе Веры Богдановой «Сезон отравленных плодов».

Ася Володина «Протагонист» (18+)

В последние годы в русскоязычной литературе появилось немало интересных авторов-женщин, пишущих серьезную литературу в разных жанрах.-4

Сюжет. В престижной Академии покончил с собой студент Никита Буянов. В предсмертной записке он обвинил в своей смерти деканат философского факультета и лично преподавательницу немецкого языка. «Вы не даете вторых шансов» - написал он перед тем, как выброситься с 11 этажа… Вроде бы в истории Никиты нет ничего загадочного: мальчик поступил в Академию вне конкурса, победив в популярной телевизионной викторине «Умнейшему»; уже на первом курсе стало очевидно, что он не справляется с учебной нагрузкой, но сказать о своей неуспеваемости матери он боялся и предпочел просто исчезнуть. В романе мы не услышим голоса самого героя, зато познакомимся с девятью персонажами из круга Никиты, каждый из которых представит свою версию произошедшего.

Подробности. Два года назад книга Аси Володиной всколыхнула читающее сообщество в России. Психологический триллер в форме древнегреческой трагедии – так окрестили жанр произведения. В романе три части, которые называются: «Агон: терпеть», «Агон: служить», «Агон: любить». «Агон» – центральное понятие античной культуры, означает «спор» или «состязание». Как объясняет преподаватель истории в романе, «принцип агонистики» был основополагающим для мировоззрения античного человека:

«Политика, философия, образование, театр, суд, спорт – все становилось полем соревнования, агона. При этом, как позже заметит Хейзинга, вводя в обиход еще один очень важный термин - «агональный инстинкт», соревнование ведется не с какой-то конкретной целью, а ради самого соревнования. То есть главным оказывается участие в лишенном жизненной необходимости процессе – процессе по сути бесконечном…»

Оказывается, античный человек не исчез с наступлением средних веков и распространением христианской культуры. Он живет в каждом из нас и продолжает искать соперников везде: не только в профессиональной или учебной сфере. Вот друзья состязаются друг с другом из-за девушки. Сестра с братом борются за внимание родителей. Родители делят между собой детей. Муж с женой выясняют отношения. И никто не хочет уступить. Какой бы благородной ни казалась цель борьбы, она всегда окрашена тщеславием:

«Мы всегда протагонисты. Мы всегда боремся за себя».

Но «античный герой» - не только победитель, он еще и жертва рока. Каждая глава в романе начинается эпиграфом из трагедии Эсхила, Софокла или Еврипида. Каждый из девяти персонажей – это и есть герой трагедии: волею судьбы он оказался на сцене, ему приходится давать показания следователю, снимать маску, обнажать собственные раны, оплакивать утрату. Кстати, действие романа происходит во время ковида, так что масочный режим здесь не только метафора беспощадного общества, но и реальность, в которой каждый день может стать последним…

«Протагонист» Аси Володиной – роман терапевтический, заставляющий вспомнить об уязвимости человека.

Книга в библиотеке: Володина А. В., Протагонист : роман. — Москва : Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2023. — 316, [2] с. ; 21 см. — (Классное чтение). Шифр: 84(2=411.2)6-4; Авторский знак: В68; Инв. номер: 2453511-КХ(А)

***

Автор обзора: Анна Кузьмина, отдел культурных программ Библиотеки им. В. Г. Белинского