Найти тему

Мы хоть немного знаем про узкоколейки? Вторая русская колея 750 мм

Оглавление

«У нас на бывшей лесозаготовительной, протяженностью 90 км, сделанной еще до начала существования СССР☭ 189… какой-то год, осталось 25 км туристического маршрута, и выглядит она (дорога) как на рисунке, из шпал кругляка и гнили. А туристы тащатся от этого 😇». Вот такой комментарий оставил как-то мне подписчик на канале 😃

Узкоколейка. Источник https://turizm.pibig.info/320-puteshestvie-po-uzkokolejke.html
Узкоколейка. Источник https://turizm.pibig.info/320-puteshestvie-po-uzkokolejke.html

В прошлой статье мы ознакомились с некоторыми историческими факторами, происходящими в мире до 1925 года. Ознакомились, с тем, как инженеры уширяли Стефенсоновскую колею 4’8½’’ (1435 мм). Настоятельно рекомендую ознакомиться с этой статьей, в качестве приложения к этой статье.

В этой статье мы продолжим тему ширины колеи, но уже поговорим про её сужение. Мы также рассмотрим некоторые исторические факты, а также погорим о достоинствах узкоколейных железных дорог 🚂

Напомню, что 4’8½’’ (1435 мм) читается как 4 футов и 8.5 дюймов ☝️

На фоне стремлений английских инженеров к увеличению Стефенсоновской колеи (1535 мм), существовали и стремления по уменьшению ее размеров с целью снижения затрат 💰 на строительство железных дорог. В 1832 году, когда было принято решение открыть карьер на горе в Уэльсе, была построена узкоколейная железная дорога с колеей всего 590 мм, что стало первым примером такого рода инициативы в мире 🌏. Эта дорога, известная как Фестиниогская железная дорога, протянулась на 23 км.

Впоследствии были построены еще несколько узкоколейных железных дорог в Англии, хотя их количество оставалось небольшим. Затем строительство узкоколейных дорог в Англии в целом затормозилось. Появившись в Англии, эта необычная колея пересекла океан и оказалась в Северной Америке, а затем она проникла на континент Европы.

Станция «Тан-и-Булкс». Около 1900 г. Фестиниогская железная дорога.
Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0
Станция «Тан-и-Булкс». Около 1900 г. Фестиниогская железная дорога. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0

В 1836 году в Австрии была возведена дорога Ламбах - Гмунденс с узкой колеей в 1106 мм. Швейцария последовала примеру и создала целый ряд узкоколейных дорог. В 1845 году Бельгия удивила мир, проложив дорогу от Антверпена до Гента с колеей в 1150 мм. Швеция и Норвегия, начав строительство железных дорог в 1851 и 1854 годах соответственно, выбрали исключительно узкие колеи, доказывая всем практичность узких дорог.

Вскоре узкоколейные дороги захватили внимание многих стран, становясь неотъемлемой частью их транспортной инфраструктуры. Ширина узкой колеи стала варьироваться в зависимости от потребностей сообщества, открывая новые возможности для развития и совершенствования железнодорожного транспорта.

Колея 914 мм. Disneyland Railroad, California
Источник https://en.wikipedia.org/wiki/Narrow-gauge_railway
Колея 914 мм. Disneyland Railroad, California Источник https://en.wikipedia.org/wiki/Narrow-gauge_railway

Давайте представим 💪 какой огромный труд приходилось вкладывать человеку в давние времена, когда интернета не существовало, а перевод текстов был сложной задачей. Представим себе высоко образованного профессора. Ему, возможно, приходилось обращаться к ограниченным данным и использовать свои знания и интуицию. Давайте уважать наших предков, которые без современных технологий добивались результатов.

Константин Александрович Оппенгейм, инженер-путеец, профессор
Архивное фото из семейного архива Соколинских-Оппенгеймов не публиковавшееся в интернет 
Источник https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9E%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%BC,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg
Константин Александрович Оппенгейм, инженер-путеец, профессор Архивное фото из семейного архива Соколинских-Оппенгеймов не публиковавшееся в интернет Источник https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9E%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%BC,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg

Оппенгейм Константин Александрович 🧔‍ смог установить на момент 1924 года целых 29 ширин узкой колеи по всему миру 🌏, но он, отмечал, что возможно, во всем мире их больше ❗ Ниже представлен его список узкоколейных дорог. Ширина идет в порядке уменьшения. Понятно, что в наши дни некоторых стран из этого списка узкоколейных железных дорог уже не существует, и некоторые данные могут быть устаревшими. Но все же этот список нам позволяет представить, как широко распространились узкоколейки и как они разнообразны ❗. Количество разнообразия стандартов узкоколеек значительно превосходит количество стандартов уширенной колеи 1435 мм. Это намного больше, в сравнении с 1524 мм, 1600 мм и 1676 мм

Список узкоколеек в мире на момент 1924 года

  • 1397 мм (4’7’’) – Бразилия;
  • 1270 мм (4’2’’) – Чили;
  • 1219 мм (4’) – Швеция, Бразилия, Индия;
  • 1143 мм (3’9’’) – Испания;
  • 1100 мм (3’7½’) – Италия, Бельгия, Бразилия;
  • 1067 мм (3’6’’) – Россия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Мексика, Коста-Рика, Венесуэла, Никарагуа, Эквадор, Доминиканская Республика, Бразилия, Чили, Гайана, Япония, Египет, северный Судан, западная Австралия, Новая Зеландия, штат Квинсленд в Австралии, Нидерландские колонии в Азии, Британские, Португальские, бывшие Германские колонии в Африке;
  • 1050 мм (3’5¹¹⁄₃₂’’) – Турция, Алжир;
  • 1000 мм (3’⅜’’) – Россия, Франция, Германия (Пруссия, Баден, Бавария), Бельгия, Испания, Португалия, Австрия, Венгрия, Швейцария, Польша, Греция, остров Корс во Франции, Колумбия, Чили, Аргентина, Бразилия, Пуэрто-Рико, Индия, Королевство Сиам, Малайские Штаты, Алжир, Тунис, Французские колонии в Азии и Африке, Британские и бывшие Германские колонии в Африке;
  • 990 мм (3’3’’) – Бразилия;
  • 950 мм (3’1⅜’’) – Италия, Бразилия;
  • 945 мм (3’1’’) – Франция;
  • 915 мм (3’) – Россия, Швеция, Ирландия, Мексика, Венесуэла, Гондурас, Сальвадор, Колумбия, Гватемала, Перу, Куба;
  • 900 мм (2’11⁷⁄₁₆’’) – Россия, Австрия;
  • 890 мм (2’11’’) – Швеция, Норвегия;
  • 800 мм (2’7 ⁷⁄₁₆’’) – Россия, Швеция, Финляндия, Польша, Швейцария, Франция, остров Ява в Индонезии;
  • 785 мм (2’6 ⁷⁄₈’’) – Силезия (совр. Польша), Финляндия;
  • 762 мм (2’6’’) – Мексика, Доминиканская Республика, Чили, Аргентина, Боливия, Индия, Япония, штат Виктория в Австралии, Британские колонии в Азии и Африке;
  • 760 мм (2’5 ⁵⁹⁄₆₄’’) – Австрия, Босния и Герцеговина, Бразилия;
  • 750 мм (2’5 ½’’) – Россия, Германия (Пруссия, Виртемберг, Саксония), Австрия, Испания, Норвегия, Финляндия, Польша, Латвия, Бразилия, Египет, Конго, Нидерландские колонии в Азии, бывшие Германские колонии в Африке;
  • 724 мм (2’4 ½’’) – Венгрия;
  • 700 мм (2’3 ⁹⁄₁₆’’) – Италия;
  • 622 мм (2’ ½’’) – Англия, Индия;
  • 610 мм (2’) – Мексика, Венесуэла, Индия, штат Тасмания в Австралии, Южно-Африканский Союз (сейчас ЮАР), Португальские колонии в Африке;
  • 600 мм (1’ 11 ⁵⁄₈’’) – Франция, Германия (Пруссия), Финляндия, Бразилия. Чили, остров Ява в Индонезии, бывшие Германские колонии, в Африке;
  • 597 мм (1’11 ½’’) – Бразилия;
  • 590 мм (1’11 ¼’’) – Англия;
  • 559 мм (1’10’’) – Ирландия;
  • 457 мм (1’6’’) – Англия;
  • 381 мм (1’3’’) – Англия.

В мире существует просто огромное количество дорог с узкой колеей ❗

Вид с Апшеронской узкоколейной железной дороги. Апшеронская узкоколейка — крупнейшая горная узкоколейка на территории не только России, но и бывшего СССР. Протяжённость её путей — 37 км. Источник https://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic2120105.html
Вид с Апшеронской узкоколейной железной дороги. Апшеронская узкоколейка — крупнейшая горная узкоколейка на территории не только России, но и бывшего СССР. Протяжённость её путей — 37 км. Источник https://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic2120105.html

Самими популярными оказались и остаются ими сегодня:
600 мм, 750 мм, 1000 мм, 1067 мм

К 1925 году многие страны, включая Россию, стремились к стандартизации узкой колеи для упрощения и удешевления производства подвижного состава 💰🚂 и облегчения текущего содержания пути. Планировалось установить в стране единый нормативный стандарт как 1524 мм, только теперь еще и для узкой колеи. В списке узкоколеек 1924 года я выделил Россию 6 раз. То есть было 6 типов разных узкий колей.

Но стандартизация шла долго. Утвердить стандарт получились лишь уже в СССР. Специальная комиссия, изучив глубоко эту проблему, решила установить единый стандарт ширины колеи для узкоколейных дорог общего пользования в 750 мм, из 58 различных размеров (от 287 до 1 387 мм) в СССР. То есть уже было не 6, а 58 типов. ❗ А в мире 🌏 к тому времени было уже не 29, а 100 !!! размеров ширины узких колей, от 187 до 1 397 мм.

Тепловоз ТУ2-062 с пассажирским поездом Заречное - Антоновка, о.п. Боровая, УЖД Антоновка - Заречное, Ровенская область, Украина. Источник https://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic2120105.html
Тепловоз ТУ2-062 с пассажирским поездом Заречное - Антоновка, о.п. Боровая, УЖД Антоновка - Заречное, Ровенская область, Украина. Источник https://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic2120105.html

В СССР для нового строительства была установлена номинальная ширина колеи для узких дорог - 750 мм. Но разрешалось в отдельных случаях использование ширины колеи 600 и 1000 мм только на промышленных узкоколейках. Это позволило создать основу для улучшения подвижного состава, соответствующую единому стандарту ширины колеи.

К 1980 году узкая колея оставалась популярной в различных странах мира, включая Южную Америку, Африку, Австралию и некоторые страны Азии, в частности Японию. Общая протяжённость дорог узкой колеи в мировой сети железных дорог достигала около 250 тыс. км.

Вообще в России развитие узкоколейных железных дорог общего пользования началось в 1870-1880-х годах, с целью снижения затрат на транспортировку при небольших объемах грузов. И невзирая на узкую колею, некоторые железные дороги строились на значительную протяженность

  • Ярославль — Вологда (209 км)
  • Вологда — Архангельск (625 км)
  • Тула — Лихвин (112 км)
  • Рязань — Владимир (209 км), и другие, входя в общую систему железных дорог России
Строительство дороги Вологда — Архангельск
Строительство дороги Вологда — Архангельск

Дороги узкой колеи долгое время не получали широкого развития. По мере роста перевозок, на дорогах узкой колеи общего пользования все ощутимее стали сказываться сложность и дороговизна перегрузки груза с одной колеи на другую. Это привело к переустройству части узкоколейных дорог в дороги нормальной ширины и сокращению строительства новых узкоколейных дорог. В то же время некоторые узкоколейные железные дороги (например, на правом берегу Украины, в Прибалтике, Закавказье и в других регионах) продолжали успешно осуществлять значительные перевозки.

Использование узкоколейных железных дорог общего пользования определяется как технической, так и экономической целесообразностью, исходя из известных преимуществ и недостатков данного вида транспорта.

Достоинства узкоколеек

Узкоколейная автомотриса в Гуамском ущелье. Источник https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A3%D0%B7%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0_%D0%B2_%D0%93%D1%83%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5.JPG
Узкоколейная автомотриса в Гуамском ущелье. Источник https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A3%D0%B7%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0_%D0%B2_%D0%93%D1%83%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5.JPG

Одним из основных преимуществ узкой колеи на железной дороге является экономия на строительстве 💰. Это достигается за счет использования:

  • более компактных геометрических размеров (балластная призма, насыпь, выемка);
  • более легких конструкций рельсошпальной решетки (рельс Р24 вместо рельса Р65, деревянные шпалы вместо железобетонных и т.д.),
  • более легких конструкций мостов и и других элементов инфраструктуры.
Сравнение объемов балластной призмы колеи 750 мм и 1520 мм
Сравнение объемов балластной призмы колеи 750 мм и 1520 мм

Кроме того, узкая колея обеспечивает меньшую осевую нагрузку от подвижного состава на путь, что уменьшает износ и увеличивает межремонтный цикл. Также она позволяет снизить жесткие требования к проектированию плана и профиля дороги. Радиусы меньше и продольные уклоны круче. Это конечно, влечет экономию в объемах земляных работ.

Источник https://flectone.ru/poezd-v-ushele.html
Источник https://flectone.ru/poezd-v-ushele.html

В горной местности ⛰️ строительство узких железных дорог может значительно сэкономить затраты благодаря использованию малых радиусов круговых кривых и сужению ширины земляного полотна (насыпь, выемка). Это позволяет более свободного прокладывать пути по сложному горному рельефу и существенно сокращает объемы земляных работ. В результате этих мероприятий объем земляных работ в гористой местности уменьшается
на
60-80% по сравнению с обычными железными дорогами. Еще раз уточню, что именно объемы земляных работ.

Сокращение объемов работ и по искусственным сооружениями (мосты и водопропускные трубы) приводит к значительному снижению стоимости строительства узкоколейных дорог по сравнению с дорогами обычной ширины даже самых низших категорий. Особенно это актуально в условиях холмистой или гористой местности, где затраты на строительство могут быть
уменьшены в 1,5 - 2 раза.

Источник https://flectone.ru/poezd-v-ushele.html
Источник https://flectone.ru/poezd-v-ushele.html

Недостатки узкоколеек

Россия, Рязанская область, Болонь, Мещерское торфопредприятие 2019. Источник https://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic2120105.html
Россия, Рязанская область, Болонь, Мещерское торфопредприятие 2019. Источник https://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic2120105.html

Одним из основных недостатков узкоколейных дорог является их ограниченная провозная способность и невозможность без значительной реконструкции увеличения мощности. Это означает, что такие дороги часто не могут справиться с большим объемом грузов и нуждаются в перегрузке грузов в пунктах примыкания к дорогам нормальной колеи. Это, в свою очередь, увеличивает расходы и затрудняет процесс транспортировки.

Узкоколейка Пешеланского гипсового завода, Нижегородская область. Источник https://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic2120105.html
Узкоколейка Пешеланского гипсового завода, Нижегородская область. Источник https://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic2120105.html

Более того, узкоколейные дороги обладают меньшей скоростью движения по сравнению с дорогами широкой колеи, что также влияет на эффективность их использования. Эксплуатационные расходы на узкоколейных дорогах могут быть значительно выше из-за специфики их работы, и в зависимости от условий использования могут как увеличиваться в несколько раз, так и оставаться на уровне дорог нормальной колеи.

Таким образом, несмотря на
некоторые преимущества узкоколейных дорог, их недостатки связаны с ограничениями в провозной способности, высокими эксплуатационными расходами и невозможностью без значительной реконструкции увеличения мощности.

Узкоколейная железная дорога каринского транспортного управления. Источник https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=15/karintorf2012_30.html
Узкоколейная железная дорога каринского транспортного управления. Источник https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=15/karintorf2012_30.html

Перевозка грузов между узкой и нормальной колеей становится настоящей проблемой из-за отсутствия бесперегрузочного сообщения между пунктами. Это не только замедляет процесс грузооборота, но также увеличивает затраты на перевозки и требует наличия дорогостоящих перегрузочных станций с сложными грузовыми устройствами в стыковых пунктах.

узкоколейная железная дорога арысского шпалопропиточного завода. Источник https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=27/arys.html
узкоколейная железная дорога арысского шпалопропиточного завода. Источник https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=27/arys.html

Недостатки узкоколейных железных дорог проявляются тем сильней, чем больше объем перевозок на этих путях. Опыт работы с узкоколейками показывает, что даже при довольно пологих уклонах их провозная способность оставляет желать лучшего. Практическая целесообразность перехода с узкоколейки на стандартную колею обычно обосновывается не столько из-за недостаточности перевозной способности, сколько из-за высокой стоимости перевозок и проблем, связанных с эксплуатацией, вызываемыми перегрузкой грузов. Таким образом, решение о переустройстве дорог с узкой колеей на стандартную колею чаще принимается с учетом эксплуатационно-экономических, а не исключительно технических соображений.

Кстати, вы же знаете, что на перешивку (переустройство) узкоколейной Японской 1067 мм колеи на южном Сахалине у нас ушло примерно 100 лет?
Перешили на свою 1520 мм в 2019 году.

Старая фотография еще не перешитой колеи на Южном Сахалине. Источник https://mtdata.ru/u20/photo1789/20089274506-0/original.jpg
Старая фотография еще не перешитой колеи на Южном Сахалине. Источник https://mtdata.ru/u20/photo1789/20089274506-0/original.jpg
Работы по замене рельсошпальной решетки колеи 1067 на колею 1520
Работы по замене рельсошпальной решетки колеи 1067 на колею 1520

Ну а то, что сегодня в РФ узкоколеек осталось мало и как они функционируют это уже другой вопрос. Я постарался максимально кратко дать вам более-менее общее представление об узкоколейных железных дорогах.

Рекомендую узнать как вообще появились железные дороги. Почитайте обязательно эту статью.

Также, вероятно, вам будет интересно ознакомиться как у нас с трудом внедряли железные дороги. Почитайте обязательно и эту статью

Вообще у меня канал про проектирование железных дорог. Есть очень интересное и необычное решение. Венская кривая. Это когда мы перед поворотом, изгибаем рельсовый путь в совершенно в другую сторону. Рекомендую узнать об этой кривой в этой статье.

Спасибо за просмотр, подписывайтесь, ставьте лаки, всем пока!