Найти в Дзене

Памятники Санкт-Петербурга, о которых знают не все. Необычные и очень интересные композиции появившиеся недавно

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу отвлечься от ставшей в последнее время традиционной некрополистической тематики наших виртуальных экскурсий и пригласить вас прогуляется по улицам Санкт-Петербурга и взглянуть на памятники, появившиеся в нашем городе сравнительно недавно, главным образом на рубеже XX и XXI веков. Некоторые из них достаточно интересны и с художественной точки зрения, и с исторической, хотя об этом не всегда знают даже профессиональные экскурсоводы. А начать я предлагаю с

Памятника петербургскому фотографу

Бронзовый монумент на Малой Садовой улице в центре Санкт-Петербурга, был установлен 25 января 2001 года. Адрес неслучаен. Именно здесь в доме №3 располагалось сто лет назад фотоателье Карла Карловича Буллы (1855–1929), человека, вошедшего в историю как «отец российского фоторепортажа».

К. К. Булла «Автопортрет»
К. К. Булла «Автопортрет»

Этнический немец, рожденный в прусском местечке Леобшютц (ныне Польша), совсем молодым человеком приехал в Санкт-Петербург, где в 1875 году открыл свое первое фотоателье в здании Пассажа на Невском проспекте.

Карл Булла. Внутренний вид Пассажа Санкт-Петербурга 1900 год
Карл Булла. Внутренний вид Пассажа Санкт-Петербурга 1900 год

Ещё в 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга»

Именно благодаря этому обстоятельству мы можем сегодня, к примеру увидеть, как праздновали двухсотлетие Петербурга в 1903 году

-4

или как выглядели обитатели «столичного дна»

Столовая для бедных. Петербург. Гавань. 1911
Столовая для бедных. Петербург. Гавань. 1911

Карл Карлович стал настоящим фото летописцем своей эпохи, оставив после себя более 200 000 негативов фотографий, на которых запечатлены многие его выдающиеся современники и события, сыгравшие огромную роль в истории.

Карл Булла полностью отошёл от дел летом 1917 года и передав управление семейным предприятием сыновьям уехал на остров Сааремаа, в Эстляндии (ныне Эстония), где и скончался в 1929 году. После революции ателье было национализировано, а братья Александр и Виктор Булла репрессированы в 1928 и 1937 годах.

Ныне в помещении одного из старейших Петербургских фотоателье работает «Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы», где работает небольшой музей и проводятся выставки. Так что я думаю теперь вы понимаете почему «Памятник петербургскому фотографу» был установлен именно здесь.

Скульптурная композиция представляет собой фигуру мужчины одетого по моде начала 20 века, который готовится к фотосъемке.

-6

Фотограф держит раскрытый зонтик

-7

а под треногой, на которой установлен фотоаппарат, спрятался английский бульдог.

-8

За 20 с лишним лет скульптура авторами которой стали Б. А. Петров и Л. В. Домрачева стал очень популярен среди жителей Северной столицы и конечно среди туристов.

Памятник петербургскому дворнику

Совсем неподалеку от памятника фотографу, в марте 2007 года появился памятник дворнику

-9

Этот «пролетарий метлы и лопаты» прописался на площади Островского у дома №1 где находится Жилищный комитет. Между прочим, в 19 веке дворник в Санкт-Петербурге был человеком весьма уважаемым и относился к категории государственных служащих.
В его обязанности входило не только наведение порядка, но и:

  • сбор и хранение утерянных вещей;
  • благоустройство не только двора, но и дома;
  • помощь городовым в поддержании порядка на улице;
  • оформление документов жильцов, в том числе и заграничных паспортов;
  • доставка корреспонденции.

Как и любой государственный служащий дворник мог быть награжден медалью «За усердие», сначала серебряной, а потом и золотой. Так что, если бы не революция вполне мог бы дворник Тихон получить медаль, как ему Киса Воробьянинов обещал.

Нам, конечно, сегодня трудно в это поверить, но при царском режиме дворник, отличавшийся умом и сообразительностью, мог сделать очень приличную карьеру.

Мало кто знает, что знаменитый советский композитор Василий Павлович Соловьев-Седой всю жизнь писал в анкетах что происхождения он крестьянского, и что родители его приехав в Петербург работали отец дворником, а матушка горничной. В принципе все так и было вот только умалчивал классик о том, что отец его начав службу простым дворником сделал неплохую карьеру и к моменту рождения сына Васи был ГЛАВНЫМ ДВОРНИКОМ Невского проспекта. Да и матушка то же, наверное, была дамой добросовестной и умной поскольку была не просто горничной, а кем-то вроде домоправительницы при великой русской певице Анастасии Вяльцевой, слава которой в России начала 20 века была сравнима разве что со славой Шаляпина. Так что проживала семья Соловьевых на Невском проспекте в доме №139 и отнюдь не в дворницкой, а в отдельной семикомнатной квартире.

В принципе, конечно, ничего плохого в этом не было, а лишь свидетельствует о том, что дворник был в то время человеком уважаемым и профессия эта была вполне престижной, за которую держались. И занимались ею мужчины (женщин не брали) обстоятельные и трезвые.

Петербургские дворники. Фото Карла Буллы 1904 год.
Петербургские дворники. Фото Карла Буллы 1904 год.

Вот такого питерского дворника и изваял их светлого мелкозернистого гранита известный скульптор Ян Янович Нейман. Мне кажется, он хотел создать собирательный образ простого русского мужика, обстоятельного и аккуратного во всем за что бы он не брался и ему это вполне удалось.

-11

Памятник фонарщику

-12

Ещё один представитель коммунальных служб из прошлого – фонарщик.
Вот такие мужички в сапогах и картузах, вооружившись лестницей каждый вечер и каждое утро обходили десятки уличных фонарей не только для того, чтобы зажечь или погасить их, но и, чтобы почистить от копоти плафоны, поменять в них фитили, пополнить горючим. Профессия была весьма нужной и почитаемой.
Памятник фонарщику появился на Одесской улице в 1998 году по инициативе известного в Петербурге историка-краеведа — Сергея Борисовича Лебедева. Авторами проекта стали скульпторы: Борис Михайлович Сергеев и Ольга Николаевна Панкратова.
Место было выбрано неслучайно. Именно здесь неподалеку от Смольного располагалась когда-то мастерская Александра Николаевича Ладыгина, изобретателя электрической лампы в её современном виде и благодаря которому именно здесь зажегся первый в Санкт-Петербурге электрический фонарь.

-13

Конечно, не следует думать, что после этого профессия фонарщика исчезла. На самых отдаленных окраинах города практически до начала Великой отечественной войны можно было встретить вот таких работников городского освещения.

-14

Но сегодня на весь Санкт-Петербург остался один единственный фонарщик, которому по сложившейся традиции жители и гости города усиленно натирают нос прося о чем то сокровенном.

-15

А ещё рядом с местом отдыха усталого фонарщика, как я его сам называю, можно увидеть несколько фонарей весьма необычного дизайна.

-16
-17
-18
-19

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Надеюсь, наша небольшая виртуальная экскурсия была интересна для вас и у нас будет повод её продолжить. Ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова работает по адресу Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, д. 15 корп.2 с 1996 года. Мы лучшие выпускники Академии художеств готовы воплотить в жизнь скульптурный проект любой сложности.

-20