Почти половину стоимости электромобилей составляет цена батареи. При этом современные аккумуляторы не отличаются долговечностью. Рассказываем о разработках, которые призваны удешевить этот компонент и продлить срок его службы.
Электромобильное будущее
К 2030 году каждый десятый производимый в стране автомобиль будет на электрической тяге. К концу десятилетия в России будут выпускать около 220 000 электрокаров в год. Их общее число превысит 1,4 млн.
Позитивные изменения видны уже сейчас. В 2024 году в Калининграде планируется начать промышленное производство литийионных ячеек и аккумуляторных батарей для 40 000—50 000 электромобилей в год. Аналогичный завод строится и в Подмосковье.
Параллельно со строительством ведутся научные разработки. Компания из Москвы завершила тестирование новой аккумуляторной батареи для общественного электротранспорта. Инженеры снизили массу блока и сохранили высокую плотность энергии. Это позволило увеличить пробег электрокара на 20—40% при сопоставимой массе.
Другая московская компания в 2023 году удвоила выпуск продукции по сравнению с показателями 2022-го. Зарядные станции здесь собирают по принципу конструктора под нужды заказчика. Устройства совместимы со всеми электрокарами и оснащены терминалами бесконтактной оплаты.
В погоне за эффективностью
Электромобили имеют ряд недостатков, связанных с нюансами работы батарей:
- ограничение по циклам заряда-разряда;
- потеря ёмкости со временем;
- необходимость в защите от перегревания и переохлаждения, избыточной зарядки;
- возможность воспламенения;
- длительность зарядки (несколько часов);
- ограниченность автономного режима (в среднем 300—400 км);
- сокращение мировых запасов лития.
Всё это затрудняет эксплуатацию электромобилей.
Для решения проблем участники рынка активно работают над усовершенствованием технологии. Китайский автогигант объявил о выходе нового поколения аккумулятора на основе литий-железо-фосфата. Инженеры поработали над химическим составом и над конструкцией. Компания обещает большую автономность устройства (до 1000 км) и ещё более низкую стоимость.
Другое направление работы учёных — альтернативные дорогим литийионным типы аккумуляторов. Главные претенденты — твердотельные аккумуляторы. В них электролиты (вещества, проводящие электрический ток) твёрдые, а не жидкие, как в литийионных. Благодаря этому первые выдерживают более высокую температуру, что делает их безопаснее. А ещё такие батареи обладают большим запасом хода и быстрее заряжаются. Об успехах в разработке этой технологии заявили в ряде российских компаний. Например, «Росатом» обещает к концу текущего десятилетия освоить серийное производство твердотельных батарей для электромобилей.
Борьба за независимость
Другая проблема применения литиевых батарей — нехватка сырья и зависимость от цен на него. Чтобы нивелировать этот фактор, многие страны, например Индия и Боливия, планируют заняться разработкой собственных литиевых месторождений.
В России в ближайшее время начнётся разработка Колмозерского месторождения в Мурманской области. Объём добычи — 45 000 тонн карбоната и гидроксида лития в год.
О новых технологиях в транспортной отрасли читайте на СберПро.
Больше статей по теме электромобилей
Заряд для автопрома. Как развивается индустрия электромобилей
Высокое напряжение: какие перспективы у электромобилей в России
Гонка без дизеля: технологические гиганты меняют правила игры на автомобильном рынке
#Бизнес #Электрокары