Найти в Дзене
Народ Востока

Почему некоторые христиане считают Иуду святым?

В основных направлениях христианства Иуда Искариот традиционно считается великим грешником, уступающим лишь одному сатане. Само его имя стало синонимом предательства, и у некоторых конфессий символическое чучело этого апостола-отступника даже сжигается в рамках празднования Пасхи.

Тем не менее, он считается святым в Эфиопской православной церкви и в свое время обсуждался вопрос присвоения ему этого статуса египетскими христианами, хотя в дальнейшем эта идея была отвергнута. Почему же некоторые верующие имеют о нем такое мнение?

Ну, это классический вопрос христианства, касающийся свободы воли, предопределения, исполнения божьего плана и раскаяния. Поскольку Евангелия о мотивах и дальнейших поступках Иуды говорят самое разное, католики до сих пор до конца не уверены: где он, что он, в раю он или в аду. Православные, вроде бы, склоняются к последнему – но и среди них хватает тех, кто сочувствует этому человеку.

В общем, дело было так. Когда апостол Петр вопрошает Учителя о своем будущем, то Иисус отвечает ему следующее: «Вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матфея, 19:28). Обещание было дано в присутствии всех двенадцати учеников, и Христос его никогда не отменял.

-2

Далее. Во время ареста Иисуса в Гефсиманском саду ни один из апостолов не проявил себя героически, в чем они признаются в своих Евангелиях. Все они ушли, а Петр, один из самых почитаемых личностей в христианстве, и вовсе трехкратно отрекся от него. Но Спаситель, знающий о планах Иуды, приветствует своего спутника словами: «Друг, для чего ты пришел?»

Ко всему прочему, его малодушный ученик раскаялся о своем поступке и вернул иудейским священникам деньги – и некоторые справедливо полагают, что он все понял и осознал. А раз уж все апостолы повели себя не очень достойно, но все же считаются святыми во всех версиях христианства, то почему мы должны отказывать в этом Иуде?

Версия, что апостол всего лишь являлся исполнителем предопределенного плана, иногда дополняемая словами, что в данном случае он не имел свободы воли, и стала основой для признания его святым. Так, например, в 1970-х годах в Египте было найдено Евангелие Иуды, составленное в 3-4-х веках на коптском языке. Оно считается неканоническим, однако, проливает свет на мнение об этом вопросе некоторых ранних христиан.

-3

Там сказано, что Иуда Искариот был куда более симпатичной личностью, единственным из учеников, кому Иисус открыл все тайны вселенной. Что лишь он в полной мере понял замысел Христа и выдал своего учителя еврейскому духовенству по его собственной просьбе. Что он не был предателем, а стал частью великого плана – играл предназначенную ему роль, вот и всё.

Следует признать, что когда-то давно подобные взгляды были достаточно популярны. Возможно, под влиянием египтян они и были канонизированы эфиопами, создавшими одну их древнейших христианских церквей. Что касается католиков, протестантов и православных, то они, в целом, поддерживают это мнение, за исключением конечного вывода.

По их мнению, все апостолы своим отступничеством совершили грех, но они потом в нем раскаялись. А так как нет такого греха, который не мог быть прощен, то и унаследовали царствие небесное. Что касается Иуды, то его главная вина состоит отнюдь не в предательстве – он мог быть помилованным, если бы захотел. Он впал в отчаяние и осудил сам себя вместо того, чтобы просить о прощении.

-4

Лучше всего на этот счет высказался православный монах Серйфим Саровский: «Иуда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться, но Петр – твердый камень, когда впал в грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем».