В основных направлениях христианства Иуда Искариот традиционно считается великим грешником, уступающим лишь одному сатане. Само его имя стало синонимом предательства, и у некоторых конфессий символическое чучело этого апостола-отступника даже сжигается в рамках празднования Пасхи.
Тем не менее, он считается святым в Эфиопской православной церкви и в свое время обсуждался вопрос присвоения ему этого статуса египетскими христианами, хотя в дальнейшем эта идея была отвергнута. Почему же некоторые верующие имеют о нем такое мнение?
Ну, это классический вопрос христианства, касающийся свободы воли, предопределения, исполнения божьего плана и раскаяния. Поскольку Евангелия о мотивах и дальнейших поступках Иуды говорят самое разное, католики до сих пор до конца не уверены: где он, что он, в раю он или в аду. Православные, вроде бы, склоняются к последнему – но и среди них хватает тех, кто сочувствует этому человеку.
В общем, дело было так. Когда апостол Петр вопрошает Учителя о своем будущем, то Иисус отвечает ему следующее: «Вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матфея, 19:28). Обещание было дано в присутствии всех двенадцати учеников, и Христос его никогда не отменял.
Далее. Во время ареста Иисуса в Гефсиманском саду ни один из апостолов не проявил себя героически, в чем они признаются в своих Евангелиях. Все они ушли, а Петр, один из самых почитаемых личностей в христианстве, и вовсе трехкратно отрекся от него. Но Спаситель, знающий о планах Иуды, приветствует своего спутника словами: «Друг, для чего ты пришел?»
Ко всему прочему, его малодушный ученик раскаялся о своем поступке и вернул иудейским священникам деньги – и некоторые справедливо полагают, что он все понял и осознал. А раз уж все апостолы повели себя не очень достойно, но все же считаются святыми во всех версиях христианства, то почему мы должны отказывать в этом Иуде?
Версия, что апостол всего лишь являлся исполнителем предопределенного плана, иногда дополняемая словами, что в данном случае он не имел свободы воли, и стала основой для признания его святым. Так, например, в 1970-х годах в Египте было найдено Евангелие Иуды, составленное в 3-4-х веках на коптском языке. Оно считается неканоническим, однако, проливает свет на мнение об этом вопросе некоторых ранних христиан.
Там сказано, что Иуда Искариот был куда более симпатичной личностью, единственным из учеников, кому Иисус открыл все тайны вселенной. Что лишь он в полной мере понял замысел Христа и выдал своего учителя еврейскому духовенству по его собственной просьбе. Что он не был предателем, а стал частью великого плана – играл предназначенную ему роль, вот и всё.
Следует признать, что когда-то давно подобные взгляды были достаточно популярны. Возможно, под влиянием египтян они и были канонизированы эфиопами, создавшими одну их древнейших христианских церквей. Что касается католиков, протестантов и православных, то они, в целом, поддерживают это мнение, за исключением конечного вывода.
По их мнению, все апостолы своим отступничеством совершили грех, но они потом в нем раскаялись. А так как нет такого греха, который не мог быть прощен, то и унаследовали царствие небесное. Что касается Иуды, то его главная вина состоит отнюдь не в предательстве – он мог быть помилованным, если бы захотел. Он впал в отчаяние и осудил сам себя вместо того, чтобы просить о прощении.
Лучше всего на этот счет высказался православный монах Серйфим Саровский: «Иуда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться, но Петр – твердый камень, когда впал в грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем».