Согласно всем четырем Евангелиям, Гефсимания – это сад за пределами Иерусалима, где Иисус часто бывал вместе со своими учениками. Именно сюда он пришел в ночь своего ареста с целью помолиться Всевышнему о спасении от страшной участи, которая его вскоре ждала. Сразу после этого он был арестован, а потом и распят, что в итоге привело к зарождению христианства.
Это место расположено у подножья Елеонской горы в Иерусалиме. Отсюда открывается вид на долину реки Кедрон и на Храм. Т.е., разумеется, открывался во времена Иисуса: речка никуда не делась, но святыню позже разрушили римляне и сейчас там Храмовая гора.
Гефсимания – название греческое, а по-арамейски это слово означает «давильня для масла». Ведь сады двухтысячелетней давности использовались не для отдыха, а для ведения экономической деятельности. Здесь и по сей день растут тысячелетние оливковые деревья, из плодов которых изготавливали масло. Впрочем, по другой версии «гед шамни» означает «склон». Местные арабские христиане называют это место «долиной госпожи Марии», т.к. позже здесь нашла упокоение Богородица.
Есть четыре конкретных точки, которые претендуют на звание места последней молитвы Христа, в том числе, католическая, греческая и русская православная. Впрочем, первые два находятся слишком близко к дороге и к городу, чтобы найти там уединение даже в те времена. Но оливы растут везде, поэтому весь склон представляет из себя Гефсиманский сад в широком смысле.
Судя по словам апостолов, они с учителем довольно часто посещали сад – именно этот факт позволил Иуде Искариоту найти их так быстро. Ночью здесь было тихо и спокойно, но днем тут трудились крестьяне. Археологи откопали остатки ритуальной иудейской купели – миквы. Это доказывает, что в свое время здесь находился важный центр сельского хозяйства. Законы иудаизма требуют очищения от тех, кто занимался производством масла и вина. В противном случае купель не построили бы в глуши, а она стояла близко к общественным зданиям.
Сюда очень рано стали приходить паломники. Так, в 333-м году Гефсиманию посетил некий пилигрим из Бордо, оставивший описание о своей поездке. В том же столетии здесь появилась небольшая византийская церковь, возведенная по указу Елены, матери императора Константина. По всей видимости, она была разрушена в 614-м году, когда город ненадолго захватили персы и снесли все христианские святыни.
Многие столетия склон Елеонской горы находился в запустении, хотя и по-прежнему почитался верующими. В сохранности оставались только деревья и гробница Богородицы, которую и мусульмане почитали святой. Впрочем, крестоносцы ее восстановили, но их здание также было уничтожено после того, как Иерусалим занял египетский султан Саладин. Грот, где, по всей видимости, молился Иисус, стали использовать в качестве конюшни.
В 1681-м году небольшой участок склона приобрели три хорватских брата – Павел, Антон и Яков Бранковичи, которые выкупили землю у местных шейхов, заключив договор, подписанный множеством свидетелей. Сразу после этого они преподнесли его в дар францисканцам. За свой поступок мужчины были удостоены звания рыцарей Гроба Господня Иерусалимского. Именно благодаря заботам монахов и сохранился старый сад.
В католической части горы есть несколько тысячелетних оливковых деревьев. Радиоуглеродный анализ позволил установить, что они были посажены в 1092, 1166 и 1198-х годах, т.е., в эпоху крестовых походов. Причем, проведенные тесты показывают, что были использованы саженцы от еще более старых растений. Это говорит о попытке сохранить те оливы, что, возможно, видели самого Христа.
Вся Елеонская гора, равно как и долина реки Кедрон, представляет из себя огромный некрополь. Здесь упокоены тысячи высокопоставленных христиан и простых людей, которые надеялись первыми пробудиться, когда в мир снова вернется Спаситель.