Этим людям стоит памятник в Даниловском районе Москвы как «сделавшим самоизоляцию возможной». Они такие же неизменные спутники городского пейзажа и нашей жизни, как и таксисты, дворники и продавцы.
Я устроился работать пешим курьером в декабре 2023 года после полутора лет безнадежных поисков работы. Сначала работал в «Сбермаркете», а с февраля по май 2024 – в «Яндекс.Еде». В этой статье я расскажу про свой средний заработок и рабочий график, из чего складывается доход курьера, и как устроиться на эту работу.
Сколько я зарабатывал в курьерах
В «Яндекс.Еде» оплата курьера складывается из двух показателей:
- фиксированная часть — 50 ₽ за каждый заказ,
- наценка сверх фиксированной части за пройденное расстояние: например, если я суммарно прошел 1.3 километра до ресторана, а затем — до клиента, то получу за заказ еще 33,61 ₽.
Дополнительный доход дают выставляемые приложением цели. Например, цель может выглядеть как «доставьте в день 13/14/15 заказов и получите бонус 460/480/500 ₽». Мне как-то раз выпала такая цель: «выполните 125 заказов за месяц и получите бонус — 13 000 ₽».
Кроме того, на каждый заказ система начисляет коэффициент, но лично я так и не заметил, как именно он влияет на оплату.
Оплату курьерам начисляют так:
- на следующий будний день после рабочей смены приходит 51% заработка — это называется «сумма чеков за заказы из приложения “Мой налог”», туда они подгружаются автоматически,
- раз в неделю, по средам, приходят оставшиеся деньги за предыдущие семь дней, плюс бонусы за персональные цели.
В «Сбермаркете» деньги походили раз в неделю по четвергам за предыдущую неделю работы, а оплата курьерам примерно сопоставима с тем, что платят в «Яндексе».
В «Яндекс.Еде» я работал пешим курьером по шесть часов в день: начинал в девять утра и за день успевал выполнить около 13 заказов. Вот как выглядит мой доход за неделю с 29 апреля по 3 мая 2024 года:
- понедельник – 1216,34 ₽ за 13 заказов;
- вторник — 834,87 ₽ за 10 заказов, плюс 480 ₽ — бонус за выполненную в понедельник цель в 13 заказов;
- среда – 790,91 ₽ за 9 заказов, плюс 100 ₽ чаевых;
- четверг – 896,01 ₽ за 10 заказов;
- пятница – 1407,91 ₽ за 13 заказов;
Итого: 5145,14 ₽ за неделю.
Если бы я работал 8 часов в день, то за оставшиеся два часа мог бы выполнить еще 4-6 заказов и заработать в среднем плюс 400-500 ₽. А если работать еще 4 часа, например, в субботу, то вышло бы еще в среднем 600-800 ₽ за 6-8 заказов.
А если бы в течение дня я не получил ни одного заказа, система начислила бы 780 ₽ минимальной оплаты – по 130 ₽ за каждый час на смене.
Порядок оплаты заказов в «Сбермаркете» примерно такой же.
Как я работал курьером
Для работы в «Яндекс.Еде» есть приложение «Яндекс.Про» — там появляются слоты на ближайшие рабочие дни. Так называют промежутки времени, в которые курьер принимает и доставляет заказы. Слоты бывают свободные и плановые.
Плановый слот можно назначить:
- в точке старта выбранной локации: заранее выбрать, например, торговый центр или ресторан, где вам удобно забрать первый заказ,
- в определенное время: курьер выбирает, сколько часов будет работать, и все это время обязан находиться на смене.
Плановый слот можно назначить себе когда угодно, но отменить — только до 12 часов дня, предшествующего смене.
Свободный слот можно начать в любом время и в любом месте, нажав в программе на кнопку «Начать свободный слот». Тогда система начнет искать ближайший к курьеру заказ. Минимальное время работы в этом случае — один час, за это время нужно выполнить хотя бы один заказ.
Чтобы начать работу, нужно нажать на кнопку «Начать слот» в приложении: так курьер показывает, что ждет заказ. Когда он появится, придет уведомление о назначенном заказе, и курьер должен нажать на кнопку «Принять». Есть ли санкции за отказ принять заказ я не знаю, так как за время работы так ни разу не делал.
После того, как заказ принят, приложение покажет маршрут до места, где нужно забрать еду. В месте выдачи заказа нужно подтвердить прибытие в приложении и дождаться заказа, если он еще не готов.
Когда курьер подтвердит, что забрал заказ, приложение построит маршрут до клиента. После того, как заказ доставлен, нужно снова нажать кнопку в приложении — тогда система начнет искать новый заказ.
Расстояния до пункта выдачи заказа могут быть разные: иногда мне друг за другом выпадали «Магнит» или «Пятерочка» в 15 минутах ходьбы, а потом — те же магазины, но в получасе-часе ходьбы. Время на дорогу за заказом и до клиента всегда ограничено и его видно в приложении: за опоздание вычитают по 2 ₽ штрафа за каждую минуту.
Отказаться от заказа, сколь бы далеко он ни был, можно только через обращение в поддержку и со штрафом за отказ. Размер штрафа каждый раз разный — его озвучивает оператор — но я никогда не отменял заказы, поэтому не знаю, сколько денег могут вычесть.
При этом приложение «Яндекса» реалистично оценивает время, за которое здоровый и физически активный человек с тяжелым грузом за спиной может добраться до пункта назначения. Из «Сбермаркета» в «Яндекс.Еду» я перешел во многом потому, что «Сбермаркет» часто давал на выполнение заказа слишком мало времени. Например, однажды я получил заказ, который нужно было забрать через 10 минут, хотя, по расчетам навигатора, и пешком, и общественным транспортом, дорога занимала не меньше 20 минут.
Как я зарегистрировался для работы курьером
Заполнил анкету на сайте «Яндекса» или «Сбермаркета». В «Деливери», «Самокате» и других фирмах система регистрации похожая: после заполнения анкеты соискателю напишет представитель компании и скажет, что делать дальше.
Подготовил копии документов: паспорт, СНИЛС, ИНН и номер счета и карты в банке для выплат. Кроме того, нужно было зарегистрироваться в приложении «Мой налог» — сервисы доставки еды нанимают курьеров только как самозанятых.
После заполнения анкеты в течение того же дня со мной связались представители центра и назвали адрес, где нужно оформить документы. Например, в Казани «Яндекс.Еда» рекрутирует новых сотрудников на улице Назарбаева, 13, (метро Суконная слобода), а «Сбермаркет» — на улице Московской, 19/8 (метро Кремлевская).
Получил термокороб для хранения еды, его выдали в центре подключения. Потерять его, в силу габаритов, довольно сложно, изношенный же короб можно снова привезти в центр и получить взамен новый.
Получил униформу. «Сбермаркет» выдает ее сразу на все сезоны, в «Яндексе» до получения формы надо выполнить первые 300 заказов. В комплект одежды курьера обычно входят пуховик на холодный сезон, поло — на теплый и дождевик — на случай осадков.
Установил приложение и зарегистрировался. Сделать это, а также получить логин, мне помогли в центре подключения.
Я проработал пешим курьером примерно полгода, но решил уйти из-за стресса и необходимости постоянно передвигаться на большие расстояния. Можно было перейти на велосипед, но я выгорел раньше, чем задумался об этом варианте. И, если эмоциональным выгоранием я мог бы пренебречь, то постоянные боли в пояснице и коленях от тяжелых грузов и долгих переходов стали для меня куда более важной причиной тревожиться.
Я бы советовал работу курьером тем, кто любит или готов много ходить и нуждается в частых денежных выплатах: это два главных аргумента в пользу такой работы. Если работать по 12 часов в день, можно зарабатывать до 50 000 ₽ в месяц. Я работал вдвое меньше, и получал в среднем 20 000-25 000 ₽.
Быть курьером достаточно тяжело, поэтому при временной потере работы проще и комфортнее было бы воспользоваться кредитной картой с кешбэком и беспроцентным периодом. За каждую покупку начислят 20%, а на возврат денег есть до 115 дней — обычно такого времени достаточно, чтобы найти постоянную работу.
Оплачивайте доставку еды кредитной картой Ак Барс Банка и получайте кешбэк 20%.
Ставьте лайк, если понравилась статья, подписывайтесь на наш канал и приумножайте не только свои финансы, но и знания!
Читайте также:
Как устроиться в такси: правила регистрации и требования к водителям
Фриланс с нуля: с чего начать и как не сгореть
9 способов таксисту увеличить доход