В связи со старинным значением слова БОТ - ШЕСТ, можно предположить, что так первоначально называли плавсредства на которых использовался ШЕСТ при передвижении по воде. См. ниже "Словарь церковно-славянского и русского языка" 1847 г.
BOT. Petit vaisseau, dont on se sert aux Indes Orientales. Il n'a point de ponts, & est mâté comme le heu. Voyez HEU.
Бот. Небольшое судно, которым пользуются в Ост-Индии. У него нет палуб и есть мачта, как heu. См HEU.
On appelle aussi Bot un gros bateau Flamand, qui ressemble à une petite flûte. Il a un pont; & au lieu de dunette, il a une chambre retranchée à l'avant, qui s'éleve à la hauteur du pont.
Ботом также называется большая фламандское судно, похожее на небольшой флейт. У него есть палуб; Не на юте, а в передней части имеется углубленная каюта до высоты палубы.
BOT. Est encore le nom d'une espèce de galiote, qui a parderriere la figure d'une flute.
Бот. До сих пор название вида галиотов, который происходит от флейта.
Savérien M. - Dictionnaire historique, théorique et pratique de marine T.1 , 1758 г. стр. 146
BOAT (boet. Sax. boot, Belg.) a small open vessel, conducted on the water by rowing or sailing. The construction, machinery, and even the names of boats, are very different, according to the various purposes for which they are calculated, and the services on which they are to be employed.
ЛОДКА (boet, саксонское; boot, бельгийское) - небольшое открытое судно, передвигающееся по воде на веслах или под парусом. Конструкция, оборудование и даже названия лодок сильно различаются в зависимости от предназначения, и видов услуг, в которых они будут использоваться.
Thus they are occasionally slight or strong; sharp or flat-bottomed; open or decked; plain or ornamented; as they may be designed for swiftness or burthen; for deep or shallow water; for sailing in a harbour or at sea; and for convenience, or pleasure.
Таким образом, они могут быть легкими или прочными, с острым или плоскодонным дном, открытыми или палубными, простыми или украшенными орнаментом, предназначаться для быстроходности или нагрузки, для глубокой или мелкой воды, для плавания в гавани или на море, а также для удобства или удовольствия.
The largest; boat that usually accompanies a ship is the long-boat, chaloupe, which is generally furnished with a mast and sails: those which are sitted for men of war, may be occasionally decked, armed, and equipped, for cruising short distances against merchant-ships of the enemy, or smugglers, or for impressing seaman, &c.
Самая большая лодка, которая обычно сопровождает судно, — это баркас, chaloupe, который обычно оснащен мачтой и парусами, предназначенные для военных судов, иногда могут иметь палубу, вооружение и снаряжение для плавания на короткие расстояния против торговых судов противника или контрабандистов, или для того, чтобы произвести впечатление на моряка, и т.д.
The barges are next in order, which are longer, slighter, and narrower: they are employed to carry the principal sea-officers, as admirals, and captains of ships of war, and are very unfit for sea.
Следующими идут баржи, которые длиннее, легче и уже, используются для перевозки главных морских офицеров, адмиралов и капитанов военных кораблей, и совершенно непригодны для плавания.
Pinnaces exactly resemble barges, only that they are somewhat smaller, and never row more than eight oars; whereas a barge properly never rows less than ten. These are for the accommodation of the lieutenants, &c.
Пинасы в точности напоминают баржи, только они немного меньше и не имеют более чем восемь весел, а на обычной барже их никогда не бывает меньше десяти. Они предназначены для лейтенантов и т. д.
Cutters of a ship, bateaux, are broader, deeper, and shorter than the barges and pinnaces; they are sitter for sailing, and are commonly employed in carrying stores, provisions, passengers, &c. to and from the ship. In the structure of this sort of boats, the lower-edge of every plank in the side over-lays the upper-edge of the plank below, which is called by shipwrights clinch-work.
Корабельные катера, bateaux, шире, глубже и короче, чем баржи и пинасы, лучше подходят для плавания под парусом и обычно используются для перевозки припасов, провизии, пассажиров и т.д. на судно и с него. В конструкции лодок такого типа нижний край каждой боковой доски накладывается на верхний край нижней доски, что корабельные мастера называют клинкерной обшивкой.
Yawls, canots, are something less than cutters, nearly of the same form, and used for similar services; they are generally rowed with six oars.
Ялы, canots, меньшее, чем катера, имеют почти такую же форму и используются для аналогичных целей, и оснащаются, как правило, шестью веслами.
The above boats more particularly belong to men of war; as merchant-ships seldom have more than two, viz, a long-boat and yawl when they have a third, it is generally calculated for the countries to which they trade, and varies in its construction accordingly.
Вышеупомянутые боты, в основном, предназначены для военных судов; поскольку торговые суда редко имеют более двух, а именно баркас и ял, когда у них есть третья, она обычно рассчитывается для стран, с которыми они торгуют, и соответственно различаются по конструкции.
Merchant-ships employed in the Mediterranean find it more convenient to use a lanch, which is longer, more flat-bottomed, and better adapted every way to the harbours of that sea than a long-boat.
Торговым судам, работающим в Средиземном море, удобнее использовать ланч, который длиннее, имеет более плоское дно и лучше приспособлен к гаваням этого моря, чем баркас.
A wherry, diligence, is a light sharp boat, used in a river or harbour for carrying passengers from place to place.
Верейка, дилижанс — это легкое остроконечное судно, используемое на реке или в порту для перевозки пассажиров с места на место.
Punts, flette, are a sort of oblong fiat-bottomed boats, nearly resembling floating stages; they are used by shipwrights and caulkers, for breaming, caulking, or repairing a ship’s bottom.
Пу(о)нты, flette, — это разновидность продолговатых лодок с плоским дном, почти напоминающих плавучие подмостки, они используются корабелами и конопатчиками для очистки, конопатки или ремонта днища судна.
A moses is a very flat broad boat, used by merchant-ships amongst the Caribe-islands, to bring hogsheads of sugar off from the sea-beach to the shipping which are anchored in the roads.
"Мозес" — это очень плоская широкая лодка, используемая торговыми судами на Карибских островах для перевозки бочонков сахара с морского берега к кораблям, стоящим на якоре на рейде.
A felucca is a strong passage-boat used in the Mediterranean, from ten to sixteen banks of oars. The natives of Barbary often employ boats of this sort as cruisers.
Фелюга — это мощное прогулочное судно, используемое в Средиземном море, с десятью-шестнадцатью рядами весел. Туземцы Берберии часто используют лодки такого типа в качестве крейсеров.
For the larger sort of boats, see the articles Craft, Cutter, Periagua, and Shallop.
Более крупные лодки Craft, Cutter, Periagua и Shallop.
Of all the small boats, a Norway yawl seems to be the best calculated for a high sea, as it will often venture out to a great distance from the coast of that country, when a stout ship can hardly carry any sail.
Из всех небольших судов норвежский ял лучше всего приспособлен для плавания в открытом море, поскольку он часто удаляется на большое расстояние от побережья этой страны, когда на крепком судне едва ли можно поставить паруса.
For a representation of some of the principal boats of a ship of war, see plate III. where fig. 1. exhibits the elevation, or side view, of a tenoared barge; a a, its keel; b, the stern-post; c, the stem; b c, the water-line, which separates what is under the surface of the water from what is above it; e, the row-locks, which contain the oars between them; f, the top of the stern; g, the back-board; f g, the place where the cockswain stands or fits while steering the boat; l, the rudder, and m, the tiller, which is of framed iron.
Изображение некоторых основных шлюпок военного корабля приведено на планшете III. где на рисунке 1 показана высота или вид сбоку баржи с веслами; а - ее киль; b- ахтерштевень; c- форштевень; bc- ватерлиния, которая отделяет то, что находится под поверхностью воды, от того, что находится над ней; e- уключины, между которыми закреплены весла; f- верхняя часть кормы; g- задний борт; fg- место, где стоит или помещается рулевой, управляя лодкой; l- руль и m- румпель, сделанный из железа.
Fig. 2. represents the plan of the same barge, where d is the 'thwarts, or seats where the rowers sit to manage their oars; f, i, h, the stern-sheets; i k, the benches whereon the passengers fit in the stern-sheets: the rest is explained in fig. 1.
На рис. 2 представлен план той же баржи, где d— это банки, или сиденья, на которых гребцы сидят, управляя веслами; f, i, h- кормовые борта; ik- скамьи, на которых размещаются пассажиры на кормовых бортах, остальное поясняется на рис. 1.
Fig 3. is a stern view of the same barge, with the projection of all the timbers in the after-body; and fig, 4, a head view, with the curves of all the timbers in the fore-body.
На рис. 3 показан вид той же баржи с кормы, с проекцией всех шпангоутов в кормовой части, а на рис. 4 - вид с головы, с изгибами всех шпангоутов в носовой части.
Having thus explained the different views of the barge, the reader will easily comprehend the several corresponding parts in the other boats; where fig. 5 is the plan, and fig. 6 the elevation of a twelve-oared cutter that rows double banked: which, although seldom employed unless in capital ships, because requiring twelve rowers, is nevertheless a very excellent boat, both for rowing and sailing. Fig. 7 and 8 are the head and stern of this boat.
Объяснив, таким образом, различные виды лодок, легко понять соответствующие детали на других лодках. На рис. 5 показан план, а на рис. 6. возвышение двенадцати весельного катера с двойным наклоном, который, хотя и используется редко, разве что на крупных судах, поскольку требует двенадцати гребцов, тем не менее является очень отличным судном как для гребли, так и для плавания под парусом. Рис. 7 и 8 — это нос и корма этой лодки.
Fig. 9 is the plan of a long-boat, of which fig. 10 is the elevation, 11 the stern-view, and 12 the head-view.
На рис. 9 показан план баркаса, на рис. 10 - высота над уровнем моря, 11 - вид с кормы и 12 - вид сверху.
Boat-hook, an iron hook with a sharp point on the hinder part thereof, to stick into a piece of wood, a shipside, &c. It is stuck upon a long pole or shaft, (pi. III. fig. i n.) by the help of which a person in the boat may either hook anything to confine the boat in a particular place, or push her off by the sharp point attached to the back of the hook.
Багор - железный крюк с острым концом на задней части, который втыкается в кусок дерева, борт судна и т.д. Он насажен на длинный шест или древко, с помощью которого человек в лодке может либо зацепить что-либо, чтобы удержать лодку в определенном месте, либо оттолкнуть ее острым концом, прикрепленным к задней части крючка.
Boatswain, Contre-maitre, the officer who has the boats, sails, rigging, colours, anchors, and cables committed to his charge.
Боцман, старший мастер, офицер, в ведении которого находятся шлюпки, паруса, такелаж, флаги, якоря и тросы.
It is the duty of the boatswain particularly to direct whatever’re lates to the rigging of a ship, after the is equipped from a royal dock-yard. Thus, he is to observe that the mads are properly supported by their shrouds, stays, and back-stays, so that each of those ropes may sustain a proportional effort when the mast is strained by the violence of the wind, or the agitation of the ship. He ought also to take care that the blocks and running-ropes are regularly placed, so as to answer the purposes for which they are intended; and that the sails are properly fitted to their yards and stays, and well furled or reefed when occasion requires.
В обязанности боцмана входит, в частности, руководство всеми работами по такелажу судна после того, как оно будет оборудовано на королевской верфи. Таким образом, он должен следить за тем, чтобы мачты должным образом поддерживались вантами, штангами и подпятниками, чтобы каждый из этих канатов мог выдерживать пропорциональное усилие, когда мачта натягивается из-за сильного ветра или волнения судна. Он также должен позаботиться о том, чтобы блоки и рангоуты были правильно расставлены, чтобы они соответствовали целям, для которых они предназначены, и чтобы паруса были должным образом закреплены на своих реях и штагах, а также хорошо свернуты или зарифлены, когда того требуют обстоятельства.
It is likewise his office to summon the crew to their duty; to affist with his mates in the necessary business of the ship; and to relieve the watch when it expires. He ought frequently to examine the condition of the masts, sails, and rigging, and remove whatever may be judged unfit for service, or supply what is deficient: and he is ordered by his instructions to perform this duty with as little noise as possible.
В его обязанности также входит призывать экипаж к исполнению своих обязанностей, помогать своим помощникам в необходимых делах на корабле и сменять вахту, когда она заканчивается. Он должен часто проверять состояние мачт, парусов и такелажа и удалять все, что может быть признано непригодным к эксплуатации, или заменять то, чего не хватает; и в соответствии с инструкциями ему предписывается выполнять эту обязанность как можно тише.
An universal dictionary of the marine W. Falconer, London, printed for T. Cadell (Successorr to Mr. Millar) in the Strand. 1769 г.
BOAT, a small open vessel, commonly wrought by rowing.
ЛОДКА - небольшое открытое судно, обычно приводимое в движение греблей.
Encyclopedia Britannica or, a dictionary оf arts and sciences compiled upon a new plan Vol. I, Edinburgn, By a Society of GENTLEMEN in Scotland, 1771 г., стр. 576
BOAT Bateau, nom genirique de plusieurs petits batimens.
…
Long-boat, or launch. Chaloupe d’un vaisseau de guerre.
Jolly-boat. Petit canot.
Advice-boat. Aviso ou barque d’avis.
Sea-boat. Voyez Sea. A sea-boat, or a good sea-boat. Vaisseau qui se comporte bien a la mer.
ЛОДКА - общее название нескольких небольших лодок.…
Баркас, или катер. Весельная лодка военного корабля.
Веселая лодка. Маленькое каноэ.
Совет лодки. Ависо или консультационный катер.
Морской катер. Морское судно, или хорошее морское судно. Судно, которое хорошо себя ведет в море.
Lescallier M. Prent opgenomen in de uitgave Traité pratique du gréement des vaisseaux et autres batimens de mer... T. 1, Paris, 1791 г., стр. 17-18, 144
БОТ, Голланд. лодка, но более морские малые суда называются, которые один парус, и греблю имеют, без палуб, и суть многих разных званий и великости, яко шифс, бот пакет, бот пост, бот шербот, ял бот, и проч. В России первой бот малой построен при Царе Алексее Михайловиче, для гуляния на прудах Измайловских, и оной по долгом времени усмотрен Петром Великим, и как ему оного лавирование, в 1693 м году понравилось, то приказал на озере Переславском построить большие фрегаты и яхты, а потом прилежал флот устроить, и оной доднесь в Адмиралтействе на вечную память хранится, о котором в предисловии морского устава обстоятельно явлено.
Татищев В. Н. Лексикон Российский исторический, географический, политический и гражданский. Ч. 1, СПб, Типография Горного Училища, 1793 г., стр. 182-183
БОТ, Гол. 1) Небольшое гребное судно, шире спереди нежели сзади, употребляемое при Мореходных судах к вытаскиванию якорей, для съезда на берег и для привоза на мореходные суда всяких припасов. Во время плавания хранится оный между фок и среднею мачтою; в пристани привязывается назади. Каждый корабль обязан иметь бот. — Англичане под сим словом разумеют все гребные малого рода суда., как то шлюпки, баркасы, катера, ялы, и проч. Название ял почти обыкновенное боту, но часто различаются оные по их употреблению, особливо у Голландцев и именуются: ялботы, дагерботы, зандботы, вельботы, и проч. 2) В Гиспании называется так винная бочка, мерою в шесть ведер.
Яновский Н. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. Часть I, СПб, Императорская Академия Наук, 1803 г., стр. 403-404
Перевозные боты суть также одномачтовые суда, которых парусность состоит в гафельном гроте с гиком, треугольном фоке и кливере. Иногда к сим парусам прибавляется топсель и другой стаксель. На ботах, плавающих по рекам, делается опускная мачта, для удобнейшего прохождения под мостом.
Гамалея П. Опыт морской практики Т. 1, СПб, Морская типография, 1804 г., стр. 238
Бот, имя сущ. муж. — Транспортное, двух или одно мачтовое Судно, употребляемое для перевозки в порты и ко флоту разного груза.
Шишков А. С. Морской словарь, содержащий объяснение всех названий, употребляемых в морском искусстве, СПб, Ученый комитет главного морского штаба его императорского величества, 1832 г., стр. 15
Бот. Судно, в роде большой лодки, которых обыкновенно называют прусскими, потому что боты приходят из прусских гаваней. Они ходят по Неману обыкновенно только до Ковно, редко по Вилии до Вильны, иногда входят и в устье Невежи. Боты эти с килем, деком, мачтою, бушпритом и рулем, и вообще оснащены по-морскому. Они поднимают от 40 до 45 ластов и служат лет 10 или 12.
Бурнашев В. Опыт терминологического словаря Т. I А - Н, СПб, 1843 г., стр. 53-54
БОТ, а, с. м. 1) Старинное - Шест. 2) Шест с приделанною на конце шишкою, которым загоняют рыбу в сети. 3) Одномачтовое судно, употребляемое для перевозки груза. 4) Тоже, что ботва.
Словарь церковно-славянского и русского языка Т. 1, СПб, Типография Императорской Академии Наук, 1847 г., стр. 78
БОТ – голландское одномачтовое, обычно плоскодонное судно, речное или приморское, для перевозки груза, в 40—50 ластов; перевозное судно, для клади и людей, до 100 ласт.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 1, Москва, тип. А. Семена, 1863 г., стр. 107
Яков Гемскерк и Вильгельм Баренц с одиннадцатью других Голландцев, которым удалось набрать прибитого к берегам леса для постройки жилищ и для отопления. Так как они уже не могли пользоваться своим засевшим во льду кораблём, то взяли с него два бота (schuyt ende bock; scapha et linter) и снарядили их так, что могли переправиться с Новой Земли на лапландские берега. По прибытии в Колу, они, с позволения тамошнего воеводы (11 сентября 1597), поставили эти два бота в гостином дворе для того, чтобы сохранить их «в память о своём неслыханном странствовании».
Гамеля И. Англичане в России в XVI и XVII столетиях. Статья первая, СПб, Императорская академия наук, 1865 г., стр. 20
Бот, немецкое boot, лодка. — Одномачтовое судно.
Михельсон Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней, Москва, Манухин А. И., 1865 г., стр. 92
Бот, всякое небольшое одномачтовое судно.
Всенаучный энциклопедический словарь Часть I. А.—Л., СПб, Небе Х. К., 1878 г., стр. 260
Морские грузовые боты и катера также палубные суда, их вооружение очень сходно с вооружением тендеров с тою лишь разницей, что короткий их бушприт и утлегарь лежат не горизонтально, а под углом к горизонту 7—10°. Гик меньше тендерского. Мачта и стеньга из одного дерева, почему топсель меньше тендерского; он также, как и у тендера называется гаф-топсель. Длина морских ботов до 50 — 65 фут, а водоизмещение около 60 тонн и меньше. У малых морских ботов бушприт делается вдвижной. Вообще вооружение тендеров, ботов и катеров можно сравнить с вооружением азовских катеров, известных под искажённым названием катура.
Особенность шхун, тендеров, ботов состоит в небольшой их парусности, не требующей много людей для управления ими и способности ходить близко к ветру, почему они очень удобно лавируют; но управление на тендере большим гротом требует особой сноровки, особливо в свежий ветер. Для плавания во время штормов, на одномачтовых судах поднимаются: штормовой грот и штормовой фок, уменьшенных против обыкновенных парусов размеров.
Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. Т.2, Москва, Типография Л. Ф. Снегирева, 1880 г., стр. 131-132
Бот (неманский) — одномачтовое плоскодонное речное судно, плавающее по р. Неману. В 1884 г., при общем числе всех неманских судов 696, считалось 315 ботов, из которых только 1/6 часть (или 47) обыкновенной неманской конструкции, остальные же 268 — прусской. Неманские боты длиною 18—23 саж., при ширине 2—3½ саж. и осадке без нагрузки 1—3, а с нагрузкой 6½—9 четвертей аршина, с подъемной силой от 10000 до 20000 пудов; наибольшая продолжительность их службы — 8 лет. Прусские боты, большею частью, длиною от 5 до 15 саж., при ширине 1—3 саж. и осадке до нагрузки 2—3, а после нагрузки 7—11 четвертей, могут служить до 50 л. На первых требуется 10—16 рабочих, на вторых же всего 1—4. Строятся боты в Гродненском у.: в местечках Лунно, Зельвяны и Мосты; Лидском у. (Виленской губ.); в местечках Орли, Белицы и Делятичи и деревне Шавлино, и Минском у.: в местечке Столбцы. Здесь построено в 1884 г. 18 ботов, стоимостью с оснасткой 15000 руб.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Бот (неманск.)
Бот (одномачтовое судно)— всякое небольшое одномачтовое судно, служащее для перевозки значительных грузов. Боты, ходящие между Петербургом и Кронштадтом под названием лихтеров, могут поднимать от 6 до 10 тыс. пудов. Бот имеет одну мачту и бушприт, горизонтально выстраиваемый (выдвигаемый) на носу. Парусность бота состоит из гафельного грота, фока или фока-стакселя, кливера и топселя; кливеров на боте три; они поднимаются по одному за раз, смотря по силе ветра. Кроме большого, среднего и малого кливера, для тихих ветров имеется еще летучий кливер, галс которого не доходит до нока бушприта, а фал до своего места. Боты бывают палубные для морских плаваний, а беспалубные — для прибрежного.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Бот (одномачтовое судно)
БОТ, одномачтовое парусное судно.
Военная энциклопедия Т. 5, СПб, И. Д. Сытина, 1911 г., стр. 39
Гребные суда существуют при каждом военном или коммерческом судне; они строятся на основании научных правил и безопасны для плавания. В то время как на коммерческих судах употребляются обыкновенно одни лишь вельботы. Гребные суда на военных кораблях, удовлетворяя различным потребностям, бывают различных типов как по постройке, так и по изящности отделки. Они делятся на две группы: на рабочие и разъездные: к первым относятся баркасы, полубаркасы и рабочие катера, ко вторым — капитанские, или легкие, катера, вельботы, гички и ялы. Баркасы и катера суть наиболее крупные суда и служат для перевозки тяжестей и своза вооруженной команды на берег (десант); капитанские катера, вельботы и гички, обыкновенно очень изящные по своим линиям и красоте отделки (последняя на них часто бывает из красного дерева, а все металлическое крепление из меди или никелированное вместо оцинкованного железа на рабочих шлюпках), — для разъездов. Ялы, 6— и 4-весельные, употребляются для всякой мелкой службы. Всякое гребное судно в зависимости от числа гребцов получает название 4-, 6— и т.д. до 20-весельного.
Каждый военный корабль снабжается гребными судами в зависимости от своего размера; общий расчет таков, чтобы вместе с паровыми катерами на них могла бы разместиться вся команда. Для примера приведем крейсер I ранга "Владимир Мономах": на нем 18-весельных баркасов — 2, 14-вес. полубаркасов — 1, 14-вес. катеров — 2 (один капитанский, другой рабочий), 6-вес. вельботов — 2 и 6-вес. ялов — 2, итого 9 гребных судов. Когда корабль стоит на якоре, то на воде держится лишь необходимое число гребных судов для всякой случайной надобности (обыкновенно 6-весельные ялы, или просто называемые шестерки), а в море и на ходу все суда бывают подняты, причем тяжелые, как баркасы и полубаркасы, стоят на блоках (род подставки по обводам гребные судна) на палубе или по борту, а более легкие — гребные катера и вельботы, висят на шлюп-балках за бортом. Спуск последних бывает чрезвычайно быстр, а потому одно из них всегда употребляется на случай внезапной необходимости спустить шлюпку в море, как, напр., в случае падения человека за борт. Такой маневр с остановкой корабля с полного хода обыкновенно требует не более 3 или 4 минут, в случае же сильного волнения маневр этот усложняется и сопряжен с опасностью.
Каждое гребное судно снабжается мачтами (от 1 до 3) и парусами, что вместе составляет шлюпочный рангоут; последний всегда хранится на шлюпке сложенным в парусиновом чехле, называемом ростерным, или рангоутным, и ставится лишь во время надобности. Каждому гребному судну вменяется в обязанность пользоваться благоприятным ветром, а от личного состава, до унтер-офицеров включительно, требуется уменье управляться под парусами, что приобретается лишь долгою практикою. Помимо рангоута в снабжение каждого гребного судна входит:
Дрек (маленький складной якорь); дректов (трос, завязываемый за дрек и служащий якорным канатом); топор кисичка; (парусиновый чехол, в котором хранится вся парусная принадлежность); 4 или 6 анкерков (небольшие бочонки, из которых один наливается пресною водою, а другие — забортною водою на случай плаванья под парусами [водяной балласт]); весла, отпорные крючки, уключины, дождевые платы для гребцов и вся принадлежность руля постоянно хранятся в шлюпке. На случай дальних плаваний от своего корабля и в туманную погоду каждое гребное судно снабжается еще и особым шлюпочным компасом. Постройка гребных судов для нашего флота производится в кронштадтской шлюпочной мастерской, причем материалом служит дерево: дуб, ясень, бук, сосна и красное гондурасское дерево; некоторые крепления делаются железными.
Сначала составляется чертеж гребного судна — теоретически и практический; первый изображает его с 4-х сторон: 1) вид с боку, называемый бок судна; 2) вид снизу, называемый полуширотою; 3) вид с носу; 4) вид с кормы. Последние два составляют один чертеж, называемый корпус судна. Практически чертеж изображает расположение частей судна, входящих в его постройку, и их скрепление. На прилагаемом чертеже (таблица) 20-весельного баркаса линии суть следующие: прямые вертикальные А, В, С... 1, 2, 3... на боку — линии пересечения поверхности судна вертикальными плоскостями, перпендикулярными к диаметральной плоскости (делящей по длине на две равные части, проходя посередине киля); эти линии называются шпангоутами; наибольший из них по ширине называется мидель-шпангоут. На полушироте шпангоуты также изображаются прямыми линиями, а на корпусе — согласными кривыми. Горизонтальная линия GL на боку называется грузовая ватерлиния, от пересечения поверхности судна с горизонтом воды, когда судно в полном грузу. Сечение судна плоскостями параллельными горизонту воды, дает остальные ватерлинии; чем их больше, тем точнее определяется наружный обвод судна. Эти линии на боку и на корпусе проектируются прямыми линиями, а на полушироте — согласными кривыми. По готовности чертежа, приступают к разбивке гребного судна; последняя производится на плане в шлюпочной мастерской, причем чертеж вычерчивается с возможно большею точностью в настоящую величину; с него снимают лекала, или выкройки из досок, любой части судна и затем приступают к постройке.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Гребные суда
Десантный бот
БОТ ДЕСАНТНЫЙ, гребное судно, приспособленное для перевозки и высадки десанта. От других шлюпок отличается малым углублением и особым устройством кормы с откидным транцем. Обыкновенно транец прижимается, помощью натяжных болтов с талрепами, к особо устроенному шпунту; когда бот подойдет кормою к месту высадки, болты отдаются, транец откидывается назад и служит помостом. Боты строятся обыкновенно из дерева с двойной наружной обшивкой; для большей прочности на них ставят несколько флор (ребер) из стали, а также деревянные бимсы, которые для удобства погрузки делаются съёмными.
Военная энциклопедия Т. 5, СПб, И. Д. Сытина, 1911 г., стр. 39
Палубный бот
Боты палубные, или морские лодки, строят на Свири, Сяси и их притоках, длиною от 49 до 66 футов, шириною от 21 до 24, глубиною от 9 до 11 фут., с круглым дном, килем, мачтою, парусами, рулем и деком; они ходят по Онеге, Ладоге и по Финскому заливу. Беломорские лодки поднимают от 10 до 13 ластов. Свирские и Сясьские лодки довольно сходны с ними, только ниже от борта; они длиною от 50 до 75 футов, шириною от 22 до 26 ½, глубиною от 6 до 6 ½; в 1804 году покупались по 350 до 450р., в 1814 за 500 р., в 1817 от 560 до 800 руб.
Бурнашев В. Опыт терминологического словаря Т. I А - Н, СПб, 1843 г., стр. 54
Канонерские боты
Канонерские боты имели 2 и 3 пушки самого большого калибра, вооружение состояло из одной мачты.
Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. Т.2, Москва, Типография Л. Ф. Снегирева, 1880 г., стр. 118
Водяной бот
Водяной бот, портовое судно, устроенное для подвоза кораблям и наливки воды, насосами.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 1, Москва, тип. А. Семена, 1863 г., стр. 194
Ботик
Ботик— бот, но меньшего водоизмещения и меньшей парусности.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Ботик
Малые яхточки бывают беспалубные в 2 тонна и носят название ботиков.
Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. Т.2, Москва, Типография Л. Ф. Снегирева, 1880 г., стр. 371
Ботик – гребное, или самое малое из парусных, одномачтовых судов; у нас памятен ботик Петра Великого.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 1, Москва, тип. А. Семена, 1863 г., стр. 107
Ботик, уменьшительное слово, составленное русскими из немецкого boot, лодка. — Небольшое гребное судно, служащее для увеселительных поездок.
Михельсон Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней, Москва, Манухин А. И., 1865 г., стр. 92, стр. 92