Найти тему

Баржа (boot, schuit, sloep, barge, bargie, cabotiere) - тип судна по различным источникам

BARGE. Boot, Schuit, Sloep.
On a dit autrefois, Barge, pour dire, une Barque, un Esquif. On dit encore à Londres, la Barge du Maire.
Чертеж корпуса английской адмиральской 34-футовой баржи с внутренней детализацией. 1878 гг. Национальный морской музей, Гринвич, Лондон. ZAZ7171.
Чертеж корпуса английской адмиральской 34-футовой баржи с внутренней детализацией. 1878 гг. Национальный морской музей, Гринвич, Лондон. ZAZ7171.

Раньше мы говорили «Баржа», имея в виду «Лодку», «Скиф». В Лондоне его до сих пор называют «Баржей мэра».

Aubin, Dictionnaire de Marine: contenant les termes de la navigation et de l'architecture navale..., Amsterdam, Pierre Brunel, 1702 г., стр 66

BARGE, (bargie, Dutch) a vessel or boat of state, furnished with elegant apartments, canopies, and cushions; equipped with a band of rowers, and decorated with flags and streamers: they are generally used for processions on the water, by noblemen, officers of state, or magistrates of great cities. Of this sort we may naturally suppose the famous barge or galley of Cleopatra, which, according to Shakespeare,
_____Like a burnished throne
Burnt on the water; the poop was beaten gold;
Purple her sails, and so perfumed, that
The winds were love-sick with them: the oars were silver,
Which to the tune of flutes kept stroke, and made
The water which they beat to follow faster,
As amorous of their strokes ----
-----------------------------At the helm
A seeming mermaid steered: the silken tackles
Swelled with the touches of those flower-soft hands
That yarely formed their office.-----
There are likewise other barges of a smaller kind, for the use of admirals and captains of ships of war. These are of a lighter frame, and may be easily hoisted into, and out of the ships to which they occasionally belong.

Судно или лодка государственной принадлежности, имеющие меблированные со вкусом апартаменты, навесами и подушками; управляется группой гребцов, и украшены флагами и транспарантами: они, как правило, используются для процессий на воде, знатью, государственными чиновниками или магистратами крупных городов. К такому роду мы, естественно, можем отнести знаменитую баржу или галеру Клеопатры, которая, по словам Шекспира

----- «Была подобна отполированному трону

Горела на воде; корма была отделана золотом;

Ее паруса были пурпурными и так благоухали, что

Ветры были влюблены в них: весла были серебряными,

Которые под звуки флейт продолжали грести и заставляли

Воду, которую они взбивали, двигаться быстрее,

Столь же любовными были их взмахи ----

----------------------------- За штурвалом

Казалось, что это русалка управляет кораблем: шелковистые снасти

Они разбухли от прикосновений этих нежных, как цветы, рук

Которые, несомненно, создали их офис.»-----

Существуют также другие баржи меньшего размера, предназначенные для адмиралов и капитанов военных кораблей. Они имеют более легкий корпус, и их можно легко поднимать на корабли, которым они иногда принадлежат, и снимать с них.

Falconer W. An universal dictionary of the marine: or, A copious explanation of the technical terms and phrases employed in the construction, equipment, furniture, machinery, movements, and military operations of a ship, Illustrated with variety of original ..., London, T. Cadell in the Strand, 1769 г.

Баржа адмиральского корабля 1692 г. Чертежи и разные изображения к 13-й части Записок Ученого комитета. 1837 г.
Баржа адмиральского корабля 1692 г. Чертежи и разные изображения к 13-й части Записок Ученого комитета. 1837 г.

BARGE, (cabotiere, Fr.) is also the name of a flat-bottomed vessel of burthen, for lading and discharging ships, and removing their cargoes from place to place in a harbour.

Чертеж корпуса английской 56-футовой плоскодонной парусной баржи с внутренней детализацией. 1803 гг. Национальный морской музей, Гринвич, Лондон. ZAZ5917.Копия этого чертежа была отправлена на верфь Чатема 22 января 1803 года для отправки в Калькутту, а затем в Порт-Джексон. Баржа должна была быть оборудована в виде спринцевого паруса с бизанью.
Чертеж корпуса английской 56-футовой плоскодонной парусной баржи с внутренней детализацией. 1803 гг. Национальный морской музей, Гринвич, Лондон. ZAZ5917.Копия этого чертежа была отправлена на верфь Чатема 22 января 1803 года для отправки в Калькутту, а затем в Порт-Джексон. Баржа должна была быть оборудована в виде спринцевого паруса с бизанью.

БАРЖА (cabotiere, фр.) — это также название плоскодонного грузового судна, предназначенного для погрузки и разгрузки судов и перемещения их грузов с места на место в порту.

Falconer W. An universal dictionary of the marine: or, A copious explanation of the technical terms and phrases employed in the construction, equipment, furniture, machinery, movements, and military operations of a ship, Illustrated with variety of original ..., London, T. Cadell in the Strand, 1769 г.

BARGE, in naval affairs, a boat of state and pleasure, adorned with various ornaments, having bales and tilts, and seats covered with cushions and carpets, and benches for many oars; as the lord-mayor’s barge, a company’s barge, an admiral’s barge, etc. It is also the name of a flat-bottomed vessel employed for car rying goods in a navigable river; as those upon the river Thames, called west-country barges.

БАРЖА, в военно-морском деле государственное и прогулочное судно, украшенное различными орнаментами, имеющее тюки и тентами, сиденья, покрытые подушками и коврами, и скамейки для множества весел; как баржа лорд-мэра, баржа компании, адмиральская баржа и т. д. Это также название плоскодонного судна, используемого для перевозки грузов по судоходной реке; например, те, что плавают по реке Темзе, называются западными баржами.

Encyclopedia Britannica or, a dictionary оf arts and sciences compiled upon a new plan Vol. I, Edinburgn, By a Society of GENTLEMEN in Scotland., 1771 г., стр. 522

Государственная баржа. Вид из порта на большую государственную баржу с Юнион Джеком. (A state barge. A near port view of a large state barge with a Union jack.) Velde, Willem van de, the Elder. 1675 г. Национальный морской музей, Гринвич, Лондон. PAE5249.
Государственная баржа. Вид из порта на большую государственную баржу с Юнион Джеком. (A state barge. A near port view of a large state barge with a Union jack.) Velde, Willem van de, the Elder. 1675 г. Национальный морской музей, Гринвич, Лондон. PAE5249.
БАРЖА, судно легкое для езды по рекам, нос острой, весла и парус подобно как на шлюпке, токмо на корме для покойного сидения, кают или чулан закрытой с окончинами.

Татищев Лексикон Российский исторический, географический, политический и гражданский. Ч. 1, Санкт-Петербург, типография Горного Училища, 1793 г., стр. 112

Парусность гребных судов (баржи и катера) Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
Парусность гребных судов (баржи и катера) Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
БАРЖА, Англ. Небольшое легкое гребное судно остроносее шлюбки, у коего боковые доски, ради их тонкости, сшиваются в закрой; для седоков же делается на ней крытая с оконницами, столами и скамьями беседка. Сим именем называют так же род плашкота, употребляемого в портах для выгрузки и нагрузки корабля.

Яновский Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. Часть I, Санкт-Петербург, Императорская Академия Наук, 1803 г., стр. 339

Теоретический чертеж гребной баржи 18 весел Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
Теоретический чертеж гребной баржи 18 весел Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала. Кишкин М. Атлас чертежей паровых и гребных шлюпок БФ. СПб, 1872 г.
БАРЖА, и, с. ж. Небольшое гребное судно с крытою беседкой.

Второе отделение Императорской Академии Наук, Словарь церковно-славянского и русского языка Т.1, Санкт-Петербург, тип. Императорской Академии Наук, 1847 г., стр. 22

Баржа м. большое гребное судно, катер о 20-ти и более веслах, с беседкою, навесом. Подчалок, грузовое судно без паруса и весел, которое берется в таск (на буксир) пароходом.

Даль Толковый словарь живого великорусского языка Т. 1, Москва, тип. А. Семена, 1863 г., стр. 43

Баржа, англ. barge. - Род гребного судна, употребляемого для нагрузки и выгрузки кораблей.

Михельсон Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней, Москва, Манухин А. И., 1865 г., стр. 81

Баржа. Строились только в Пудожском уезде, при заводе г. Русанова, для перевозки лесных материалов за буксиром парохода. Длина 120 ф., ширина 25 ф. Вместимость на 25000 п., а стоимость до 4,000 р.

Иванов Материалы для статистики судостроения, судоплавания и пароходства, Петрозаводск, Олонецкие губернские ведомости, 1877 г., стр. 65

Баржа, судно, употребляемое для нагрузки и выгрузки кораблей, а так-же для провоза грузов за буксирными пароходами.

Клюшников, Всенаучный энциклопедический словарь Часть I. А.—Л., Санкт-Петербург, Х. К. Небе, 1878 г., стр. 197

Постройка баржи. Материалы для описания рек Вып. LVII Близняк Енисей., 1915 г., стр. 9
Постройка баржи. Материалы для описания рек Вып. LVII Близняк Енисей., 1915 г., стр. 9
Баржи и берлины обыкновенного типа, плавающие на Днестре, составляют собственность двух владельцев: Компании Вебстер и Коваленко и Бантизманского.
Первые владеют 9 баржами, подымающими по 25 тыс. пудов, и одной, подымающей 40 тыс. пудов, а второй 8 деревянными берлинами, имеющими грузоподъёмность от 15 до 22 тысяч пудов, и кроме того он пускает плавать по Днестру 14 железных морских барж, подымающих от 16 до 40 тыс. пудов.
Баржи Вебстера и Коваленко имеют длину около 20 саж., ширину около 4 2/3 саж. и высоту борта более 1 сажени. Берлины Бантизманского имеют низкие борта, от 2 до 2 ¾ арш., длина их от 18 до 23 саж., а ширина от 4 до 5 ½ саж. Железные баржи его имеют длину от 13 до 20 саж., ширину от 2 2/3 до 5 саж. а высоту борта более 1 сажени; днище барж новейшей постройки деревянное, еловое.
Баржи и берлины на Днестре не строятся, а приводятся сюда с Днепра и Буга.
Баржи плавают в нижней части реки, они возят груз в Одессу от Тирасполя и Варницы, а если позволяет вода, морские баржи Бантизманского подымаются и до Телицы. Берлины плавают до Лалова; в редких случаях, при хорошей воде, они подымаются и выше; так в июле настоящего года одна берлина и две гессенки, гружёные солью, были прибуксированы в Сороки. До Одессы берлины обыкновенно не плавают, а перегружают свой груз на морские баржи в реке.
Как вверх, так и вниз, баржи и берлины буксируются пароходом и в редких только случаях идут самоплавом. Воз составляется в растяжку из трех судов, одно за другим на коротких чалках; при движении вниз на крутых поворотах пароход уменьшает ход, и баржи идут самоплавом.
Такое построение воза для извилистой реки не особенно удобно, ибо баржи, имея каждая значительную свободу движения, могут ударять друг друга, если одна из них от удара о берег или мель приостановится. Лучшее построение воза—две в счалку, а третья в притык носом между кормами двух первых барж; такой воз представляет одно целое и суда уже не могут ударять друг друга. При буксировке вверх баржи часто проводятся через перекаты по одиночке, вследствие извилистости и узкости ходов, а также вследствие недостаточной силы пароходов, не могущих с возом преодолеть течения.

Пузыревский Н. Пл. Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий. Днестр, его описание и предложения об улучшении Вып. I, Санкт-Петербург, типолитография С. М. Муллер, 1902 г.. стр. 117-118

Баржа крестовой системы. Н.А. Парунов "Альбом чертежей деревянных речных судов, плавающих по водным путям бассейна реки Невы и Мариинской системы" СПб, С.-Петербургский округ путей сообщения, 1905 г.
Баржа крестовой системы. Н.А. Парунов "Альбом чертежей деревянных речных судов, плавающих по водным путям бассейна реки Невы и Мариинской системы" СПб, С.-Петербургский округ путей сообщения, 1905 г.
Баржа — плоскодонное грузовое судно, употребляемое для нагрузки и выгрузки кораблей. Также гребное судно, подобное катеру. Б. англ., 8—12-весельная шлюпка английского адмирала или капитана. Б. (франц.) плоское речное судно с парусом и веслами, длиною 7—10 м.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Баржа

Эскизный чертеж баржи "Кача". Материалы для описания рек Вып. LVII Близняк Енисей., 1915 г., стр. 10
Эскизный чертеж баржи "Кача". Материалы для описания рек Вып. LVII Близняк Енисей., 1915 г., стр. 10
Деревянные баржи, плавающие по Енисею — плоскодонные, палубные. Размеры, как видно из предыдущего изложения, колеблются от 7 до 30 саж. в длину и от 1 1/3 до 3 саж. в ширину.
Осадка при полной нагрузке до 11 четвертей. Другие данные, касающиеся грузоподъёмности, стоимости и проч., также изложены выше.
Все плавающие на Енисее деревянные суда предназначены для перевозки разнородного груза, и лишь одна деревянная баржа: «Оя» построена для перевозки керосина; в ней установлено два железных бака, общей вместимостью до 3 ½ тысяч пудов керосина.
Постройка деревянных судов на Енисее производится обыкновенно там, где это по местным условиям удобно судовладельцу. Так, у Акционерного О-ва пароходства баржи строились в с. Коркине, у гор. Красноярска, в Минусинске, по рр. Кану, Веснине, Черной и друг. Специальных мест для постройки судов на Енисее не имеется.
Для наглядности представления устройства и оборудования плавающих по Енисею непаровых деревянных судов, ниже помешается описание типичной для судов этого рода, баржи Акционерного О-ва пароходства «Кача».
«Кача» представляет палубное деревянное плоскодонное судно, длиною 25 саж. 1 арш. 8 верш., шириною 6 саж. 4 верш., высотою (по средине длины без надстроек) — 1 саж. 1 арш. 4 верш. Осадка порожнего 2 четверти 2 вер., а при полной нагрузке — 8 четверт.
Палуба «Качи» выходит с обеих сторона, за борт на 1 ½ арш. и поддерживается кронштейнами. Увеличение площади палубы сделано для перевозки скота. Баржа построена из елового леса, обладающего большей, по сравнению с другими породами леса, плавучестью и меньшей способностью впитывать в себя влагу. Снаружи корпус тщательно просмолен горячей смолой.
По дну судна идут продольные сосновые брусья «гили» (киль), толщиною 4х4 в. в расстоянии друг от друга 1 арш. 2 вершка. Гили лежат на сосновых копанях, охватывающих днище и боковые стенки судна в поперечном к длине судна направлении. Средний гиль называется главным; обыкновенно под главным килем (по другую сторону копаней) снаружи кладется «лыжина», толщиной 3 вершка; она выступает над «дницами», из которых устроено дно баржи, на 1 верш, (толщина «дниц» 2 вершка). Расстояние копаней друг от друга ½ арш., толщина 4 ½х4 ½ верш. В подворотной части судна пролегают еловые «скуловые брусья», толщиною 2 ½х5 верш., лежащие на основании копаней.
Днище судна, для предохранения грузов от подмочки, покрыто сосновым полом —«телкасом».
Палуба поддерживается «стойками», расстояние между которыми равно 2 ¾ арш.; поперечное сечение их 3х4 вер. Стойки стоят по две вместе, в три ряда.
На стойках лежат подпалубные продольные брусья — «гили подпалубные», сечением 4х4 верш., тоже в 3 ряда. Поперечные еловые брусья, на которых лежит сосновая палуба, называются «бимсами». Расстояние между ними 5/4 арш., сечение 3х4 вер.
Продольные бортовые брусья «бортовые подтелины», на которых лежат палубные бимсы, расположены по 2 в ряд; размер их 2½х5 вер. — Копани схвачены с баржами железными болтами, диаметром ½, ¾, 5/8 дюйма.
Судно, разделенное двумя деревянными глухими стенками, имеет 3 трюма, в которых и размещается груз. В палубе прорезано 6 люков, размерами 3х4 арш., с лестницами, ведущими в трюмы.
На палубе судна от места рулевого управления к носовой части тянется еловая «тропинка», шириною в ¾ арш., лежащая на 12 еловых колонках, высотою 1 саж.
Борта баржи ограждены еловыми барьерами.
По бортам палубы устроены стоки для воды и для нечистот, при перевозке на ней скота.
Борта баржи обтягиваются бортовым брусом «планширем», толщиною 2 вер., шириною 8 вер.; в носовой и кормовой частях в планширь заделываются концы палубника (палубы); в кормовой части на палубе помешается каюта водолива и судорабочих. Эти помещения имеют окна размерами у ¾х¾ арш.; скамьи для спанья, окрашенные масляной краской, ведро для отбросов, полки для складывания различной мелочи; в каюте судорабочих поставлена плита с котлом для воды.
В носовой части находится «шпиленок» — круглый брус, проходящий сквозь палубу и закрепленный в днище; конец этого бруса, выходящий на палубу, окован, и на него надета вращающаяся деревянная муфта, толщиною 11 верш, в головке и 8 верш, внизу, в отверстие которой для прочности вставлены два железных кольца. В головке муфты проделано несколько отверстий, в которые вставляются деревянные ручки для повертывания муфты во время работы. Ниже муфты штырь, на котором вращается муфта, охвачен железным кольцом с насечками, а к основанию муфты приделаны 2 собачки: скользя по насечкам, они препятствуют обратному вращению муфты во время работы. Собачки — перекидные, вследствие чего они допускают вращение муфты, по желанию, в любую сторону. Шпиленок служит для выбирания из воды якоря, «буер», или «буйреп» которого, намотанный на муфту в два раза, вращением последней выбирается на палубу. Шпиленком пользуются также для подтягивания баржи против течения, подводки к берегу, съемки с мели.
На носу судна имеются два буксирных «кнехта», круглые брусья, толщиною 9 верш., высотою 1 ½ арш. над палубой, проходящие до днища, где они закреплены крестовиной. На них завертывается буксир в виде восьмерки при буксировке, судна.
Буксирные «уши» (2 круглых бруса), толщиною по 6 вер., служат для вкладывания в них буксирного каната.
С каждого борта баржи установлено по 2 «кнехта» для укрепления чалок, высотою 11 верш., толщиною 8 верш, каждый.
Кроме «кнехтов», имеются еще бортовые чугунные «мальчики», толщиною 1 ½ вер., высотою 5—6 вер., по 2 с каждого борта, служащие также для закрепления чалок.
На носу судна поставлено укрепленное болтом передвижное бревно «бушприт», через который по вделанному в него блоку проходит буйреп якоря. Длина бушприта 5 арш., толщина 8х8 вер. В носу (в бортах), проделаны две чугунные «ноздри», пропускающие якорную цепь, называемую «канатом» или «шеймой».
Управление рулем судна производится с крыши каюты, на которой лежит площадка, огражденная барьером; над ней передвигают «рулевую губу» (румпель), посредством веревок «рунталей».
Рулевая губа лежит на «сапогах», трех стойках из корней елового дерева; они служат для соединения румпеля с пером руля.
На корме также имеется шпиленок, 4 кнехта (по 2 с каждого борта); назначение их то же, что и носовых.
Как в носовой, так и в кормовой части имеется по люку, ведущему в трюмные «матерьялки» (помещения для хранения различных материалов и инвентаря судна). В кормовой части по бортам установлены 2 откидных ретирада, пол, стенки и стульчаки которых обшиты железом и осмолены. На барже имеются 3 ручные помпы для откачивания воды из корпуса: на носу, на корме и в средней части судна.
Для отводки баржи от берега в реку и для закрепления баржи от выталкивания ее на берег во время волнения, имеется несколько «сваек»; свайка — круглое, длиною около 4 саж., бревно, толщиною 4—5 вер., один конец которого обделан в виде конуса и окован железом, а на другом конце в него вставлен сквозной палец для заделки каната (лопаря), обмотанного вокруг муфты шпиленка и идущего через блок от пальца сквозь железное кольцо, ввинченное в планширь сбоку баржи.
Такое приспособление удерживает баржу от выталкивания на берег, а при вращении муфты шпиленка отводит баржу в речную сторону действием горизонтальной составляющей силы, упирающей свайку в дно реки.
Для причала судна служат стальные тросы, толщиною 5/8—1 дюйм, и смольные снасти, толщиною 4—6 дюйм. Для буксировки служат тросы, толщиною 1 ¼—1 ½ дюйма, и смольные снасти 10—12 дюймов в окружности. Для отводки судна, в случае пожара, в носовой части имеется цепь, длиною около 4 — 5 саж. с кольцом на конце., продетая в носовой «клюз» (отверстие в борту корпуса).
Судно снабжено 2 якорями, весом 25 пудов, и запасными 15 пудов. Якоря на Енисее почти исключительно двухлапые (адмиралтейские).
Для подачи сигналов на барже имеется металлическая доска, манишка (белый флаг) рупор, фонарь.
Из пожарных средств: ведра, багры, топоры, швабры; из спасательных: 2 круга и лодка.
Число команды на деревянных судах, в зависимости от размеров судна, колеблется от 3 до 5 человека, считая в том числе и водолива. Служба их продолжается в течение 6—7 месяцев. По закрытии навигации, на каждом судне остается по одному матросу, а водолив остается один при нескольких судах.
В навигационное время матросы получают жалованья 20 руб. в месяц на своем содержании и, кроме того, за выгрузку и нагрузку по 7 руб. с тысячи пудов, что дает в течение навигации от 100 до 200 руб. на человека. Водоливы летом получают от 35 до 50 руб., а зимою — по 25 рублей в месяц.

Близняк Е. В. Материалы для описания русских рек. Енисей от Минусинска до Красноярска. Краткие сведения о реке и судоходстве Вып. LVII, Петроград, тип. Министерства Путей сообщения 1915 г., стр. 253-258

Чертеж каюты водолива баржи "Кача". Материалы для описания рек Вып. LVII Близняк Енисей., 1915 г., стр. 8
Чертеж каюты водолива баржи "Кача". Материалы для описания рек Вып. LVII Близняк Енисей., 1915 г., стр. 8

Баржа гребная

Баржа, имя сущ. жен. — Гребное Судно подобное речной Шлюпке; от средины к Корме на Барже сделана из досок Каюта резьбой и другими украшениями убранная (ныне сии Суда вышли из употребления). В 1818-м году построена была в Петербурге, Баржа в 40 весел которая находится в Главном Гребном Порте.

Шишков А. С. Морской словарь, содержащий объяснение всех названий, употребляемых в морском искусстве, Санкт-Петербург, Ученый комитет главного морского штаба его императорского величества, 1832 г., стр. 7

Баржа арочной системы. Н.А. Парунов "Альбом чертежей деревянных речных судов, плавающих по водным путям бассейна реки Невы и Мариинской системы" СПб, С.-Петербургский округ путей сообщения, 1905 г.
Баржа арочной системы. Н.А. Парунов "Альбом чертежей деревянных речных судов, плавающих по водным путям бассейна реки Невы и Мариинской системы" СПб, С.-Петербургский округ путей сообщения, 1905 г.
Вельботы, гички, баржи принадлежат также к разряду шлюпок; их различие состоит в следующем: вельботы и гички узки и длинны, имеют нос и корму несколько возвышенные; у первых нос и корма заострены и почти одинаковой формы, у вторых корма и обводы бортов прямые. Баржи похожи на катера, но уже последних, с обводами более плоскими и острыми.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно Т. 2, Москва, тип. Л. Ф. Снегирева, 1880 г., стр. 306

На шлюпках бывает по две мачты с такими же парусами, а на вельботах, гичках и баржах по большей части ставится одна мачта и один парус. Кроме того, на гребных судах иногда берутся дреки.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно Т. 2, Москва, тип. Л. Ф. Снегирева, 1880 г., стр. 307

На вельботах, гичках и баржах весла распашные; они отличаются от простых тем, что на простых валёк представляет из себя несколько утолщенную в роде шестигранной призмы форму, а на распашных вёслах он круглый и утолщается к ручке непосредственно; … Для гребли весла вкладываются или в отверстия, прорезанные в верхней кромке бортов, или в вилкообразные железные либо медные гнезда, имеющие под низом стержень или штырь, которым и вставляются в гнезда в верхней кромке борта; те и другие называются уключинами. Прорезные уключины для прочности обиваются либо металлическими литыми рамками, либо кожей. Кожей обиваются весла и около вальков, чтобы, двигаясь в уключинах не терлись.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно Т. 2, Москва, тип. Л. Ф. Снегирева, 1880 г., стр. 307-308

Баржа речная

Баржи заменили ныне кладные и если не совершенно ещё изгнали из употребления, то не далеко дожидаться того времени, когда этот новый тип грузовых судов, окончательно будет господствовать там, где будет развиваться пароходное буксирное движение.
Баржи строятся в различных местах и преимущественно на средней Волге, выше Камы в Салогузове, Городце, Балахне, у Нижнего и в самом Нижнем. Также на Оке, Суре и отчасти по Каме. Строящиеся в последних реках размерами невелики и постройки не прочной; лучшие из них Волжские. Длина баржи от 30 до 47 и даже 50 сажень, а ширина от 4 ½ до 5 и более саж., высота трюма 17—22 четверти. Носовая и кормовая части довольно острые, дно совершенно плоское, что даёт возможность поднимать грузу от 30—100000 пудов и углубляться при этом на 12, 13 и даже более четвертей с дифферентом на нос. Киля у барж нет. Руль навесный с огромным досчатым полотном, основанным на 2—3 вертикальных деревьях (сапоги), на которые, надет румпель (губа). Палуба с 3—4 люками покрывает всю баржу.
Система постройки барж очень сходна с постройкой обыкновенных барок, только прочнейшей стройки; основу для днища составляют 2 и 3 вершковой толщины доски, укладываемые продольно; поперёк их кладут копани, с накурками, т. е. такими же приставными корнями, составляющими вертикальный футокс с другой стороны бревна; они составляют шпангоуты и, если нужно наставляются. На копани нарубают несколько кильсонов; на средний ставят штевни (пыжи). Затем набор обшивается досками с бархоутами. Верхи (головы) шпангоутов связываются брусьями во всю длину (планцырь). Поперёк кладутся бимсы, поддерживаемые по средине пиллерсами (стойками). На бимсы настилается палуба. Внутри баржа обшивается досками; с боков, обшивка устраивается откидною на петлях, а по дну разборная (слань), что делается с целью для просушки внутренности после ее выгрузки. Внутреннее крепление баржи составляют: внутренние дугообразные пояса, крестообразные ридерсы и воротные пояса служащие для придачи бортам более крепости. Иногда кладут внутренний бархоут для того, чтобыеще более предохранить судно от погиби, а под бимсы укрепляют подтелины — тоже продольные брусья. Скрепление делают железное; только днище связано с копанями нагелями; днище и обшивку конопатят и смолят. Не смотря на такую тщательную, по-видимому, связь набора с обшивкой, баржи нередко получают погибь от неравномерной нагрузки и начинают течь. На баржах ставят мачты однодеревки и поднимают рейковый (райна) прямоугольный парюсь, употребляемый только при попутьях. Суда окрашиваются различно каждым хозяином, для отличия от других. Срок службы баржам определяется 10 — 11 лет. Их строят обыкновенно под открытым небом, на клетках и дожидаются весенних разливов, снимающих с них баржу без труда. Баржи на Волге и притоках пробовали строить железные, но бросили, так как при мелях и карчах они нередко пробивались и пробоины в железе трудно было заделывать. Цена большой баржи доходит до 7000 и даже до 10000 рублей.
Из этого описания, читателю легко прийти к заключению, что баржа есть улучшенный тип расшив, кладеных и коренных судов.
Баржи вообще буксируются пароходами и потому выше Рыбинска, где буксирного пароходства нет—там их не встречается.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно Т. 2, Москва, тип. Л. Ф. Снегирева, 1880 г., стр. 641-643