В 1681 году был устроен здесь (Кремле) пруд, выложенный свинцовыми плитами, в который проведена была вода из водовзводной кремлевской башни. Этот пруд весьма замечателен. Пётр в детстве здесь плавал в потешных карбусах и шнавах и, без всякого сомнения, здесь зародилась у великого монарха любовь к мореплаванию и кораблестроению.
(Фабрициус, 1883), стр. 105
О шнявах см. статью "Шнява (шнава, snow, senau, schnau) - тип парусного судна, по выпискам из разных источников"
По Рождестве Христовом 1686 года, Сентября в 1-й день, нового года, Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич изволил гулять в селе Измаилове и увидел в амбаре судно иного манера. Нестерпя любопытная природа миновать без испытания, тотчас вопроси: «что то за судно?» Тогда обретающийся при Его Царском Величестве Франц Тимерман, который при его Царском Величестве обретался для учения Геометрии и Фортификации, объявил: «оное судно есть корабельный бот, а употребляется при кораблях для съезда с кораблей на берег, а с берега на корабли, и для варения каш, и отвозки груза на корабли и для возки груза с кораблей.»
Царское Величество изволил спрашивать «каков преимущество имеет пред нашими судами?» Франц ответствовал: «что оное может ходить на парусах по ветру и против ветра и боковым.»
Великий государь не поверствуя сему, повелел бот извлеще из амбара и вопроси Франца: «все ли при оном судне надлежащее к действию обретается?» Франц ответствовал: «многого не обретается.»
Великий Государь повел сыскать такого, который бы все исправил и действие хода показал. Тимерман Кирштен Бранта сыскал, который, при блаженной памяти Великом Государе, Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, с прочими морскими служителями призван из Голландии для дела морских судов на Каспийском море; но по несчастиям же Разина жил и кормился иным промыслом. Той починял бот и сделав мачту и паруса и на реке Яузе при его Царском Величестве, Сентября 11 дня, лавировал, и его Царское Величество весьма тем был увеселён.
14 Сентября, Царское Величество изволил на оном боте на реке Яузе гулять...
15 Сентября, паки изволил гулять же и рулём, и парусом действовать; но много того случалось, что бот в мели берегов упирался, а иногда и останавливался.
Великий Государь изволил: спрашивать Кирштен Бранта: «что препятствует?» Кирштен Брант ответствовал: «ускость воды действие показать не допускает.»
Великий Государь повеле бот перевесть на Просяной пруд.
18-го Сентября, изволил на боте гулять и усмотреть, что вот лучше действие являл. От того умножился в Великом Государе великая охота, дабы на пространстве водном возмог действие бота видеть.
Повеле бот перевести на Переяславское озеро, и сам восприя намерение туда ехать. Уведав Великая Государыня, Царица и Великая княгиня Наталия Кирилловна со многими слезами и молением удержа от путного шествия Великого Государя. Великий Государь желанием о плавании на Переяславском озере весь был разжен.
25 сентября, изволил Великий Государь ехать в Сергиев монастырь к празднику Чудотворца Сергия и оттоль на Переяславское озеро. И шествуя на оном озере, не удовольствовал своей охоты, но более разжен желанием. Повелел Кирштен Бранту построить там два фрегата и три яхты. И оттоле изволил возвратиться счастливо в царствующий град Москву.»
Великая Государыня со многим молением страха ради водного плавания отвращала от сия охоты Великого Государя. Великий Государь изволил объяснить «удобнее мне в мире сем не быть, нежели оное оставить». И объяснил Ея Величеству, что повелел суда учинить большие и безопасные, чтоб повелела по сделании оных осмотреть.
Кирштен Брант следующую зиму фрегат и яхту к скрытию воды сделал и оснастил и артиллерию поставил. И по вскрытию воды, Царское Величество изволил взять определенных к нему в хранение здравия от свято почившего родителя его, Великого Государя Царя Алексея Михайловича, и с оными на невозделанном фрегате и яхте на Переяславском озере изволил гулять, и действию морскому изволил обучаться. И повелел построить дворец для приезда своего Царского и присутствующих при нем.
По прибытии в царствующий град Москву Великая Государыня Бывших при его Величестве с крещением изволила спрашивать о великости построенных судов, и нет ли опасения. Оные с клятвою ея Величеству доносили, что страха никакого нет; и Великий Государь изволил чрез сию охоту обучаться морскому действию; и не отменное имеет желание корабельный флот на морях иметь; и о том его Царское Величество всегдашний имеет разговор; и о близлежащих к России морях изволит спрашивать.
Августа к 1-му числу дворец у Переяславского озера отделан и всем удовольствован, и в прибавку фрегат и яхта построены и оснащены, и пушками вооружены и гавань сделана.
К реченному Августа к 1-му числу проси Великий Государь в новопостроенный дворец при Переяславском озере мать свою, благочестивую Государыню, Царицу и Великую Княгиню Наталью Кирилловну, и брата своего, Великого Государя Царя и Великого Князя Иоанна Алексеевича и святейшего Патриарха с ликом святительским.
Июня 31-го дня, Великий Государь и Великая Государыня и святейший Патриарх с четырьмя Архиереями, и с двенадцатью Архимандритами в новопостроенный дворец у Переяславского озера прибыть изволили.
1-го Августа, по Божественной литургии, святейший Патриарх с ликом святительским, по древнему обычаю, с крестным хождением, прииде в новопостроенную гавань, освятил воду. При сем крестном хождении изволили быть: Великий Государь, Царь Иоанн Алексеевич и Великая Государыня, Царица и Великая Княгиня Наталия Кирилловна и множество от сингклита их Царских Величеств.
Тогда фрегаты и яхты были украшены богатыми флаги, а по освящении воды со оных чинена троекратная пушечная пальба. Святейший Патриарх с ликом святительским, и Великие Государи и Великая Государыня изволили кушать в новопостроенном дворце. И когда пили про здравие Великих Государей, и тогда с фрегатов и яхт чинено поздравление из пушек. Когда ветр был весьма свободный, и Великий Государь пополудни изволил на озере Переяславском на фрегатах и яхтах шествовать. Зря святейший Патриарх и Великий Государь и Великая Государыня, веселилися зрением на охоту Великого Государя. Святейший Патриарх шествующему Великому Государю на флот глаголя: «исполнит Господь желание сердца твоего и вся хотения твоя даруем те и на сие озеро, и на Великих морях стези славно шествовати; имати возсияет в днех твоих свет разума и отидет тьма неведения.»
4-го Августа, изволили идти в царствующий град Москву. И оттоль Великий Государь часто изволил для увеселения приезжать. Великий Государь и Великая Государыня и святейший Патриарх уже воспрещение не чинили.
Сахаров, 1841, стр. 67-69
Устье Цны замечательно в истории русского флота во-1-х потому, что в царствование Алексея Михайловича (1669) здесь был построен первый в России, корабль «Орел», на котором совершено путешествие из села Деднова, мимо села Белоомута, городов Рязани, Касимова и др. до города Казани; во-2-х потому, что ботик, хранящийся ныне в С.-Петербурге при домике Петра I, названный «Дед», по селу Дедному, строен при устье Цны из Егорьевских лесов, которых сплав бывает доныне в полую воду в Деднов.
Старчевский, А.Справочный энциклопедический словарь Т. 12, Санкт-Петербург, К. Крайя. 1847 г.,стр. 78
Ботик (морское), уменьшительное от слова бот, означает легкое, небольшое судно. Замечательно находится в С.-Петербурге ботик Петра Великого, родоначальник русского флота, построенный в Англии для боярина Никиты Ивановича Романова, деда Петра Великого, служившего царю Алексею Михайловичу для прогулок по воде. Петр I (1691) нашел этот ботик в амбаре села Измайлова, между разными старыми вещами, приказал Голландцу Брандту исправить его и спустить на Яузу. Впоследствии на этом ботике царь плавал по Просяному пруду и по Переяславскому озеру. Здесь родилась у него мысль устроить флот. Весною 1723 г., ботик был перевезен из Москвы в Шлиссельбург, и отсюда Невой доставлен в С.-Петербург, где Император сделал ему торжественную встречу, назвав «Дедом русского флота». Петр Великий приказал выводить ботик ежегодно, 30 августа, с торжеством из крепости к Невскому монастырю. По смерти Петра Великого, это празднество было оставлено, и возобновлено только в царствование Елисаветы Петровны; но с 1760 г. отменено. С тех пор знаменитый ботик покоится под каменным навесом, в Петропавловской крепости (Замечательно празднество и честь его 1803 и 1836 г.).
Старчевский, А.Справочный энциклопедический словарь Т. 2, Санкт-Петербург, К. Крайя. 1849 г., стр. 430
Веселаго утверждает, что находка ботика произошла «…в 1688 году, между 15-м числом мая и 5-м июля.»
Веселаго, Сведения о ботике дедушке Русского флота за 200 лет с 1688 по 1888 год, СПб, тип. В. Демакова, 1888 г., стр. 25Отпуск старого ботика в С.-Петербург (1723 г.)
Дедушка русского флота (Ботик Петра Великого) 3 пуш., длина 18 ф. 7 ¾ д. по килю, 19 ф. 10 д. по верхнему борту, ширина 6 ф. 6 ½ д. по борту, глубина интрюма 2 ф. от верхней грани киля по борту. Участвовал в торжестве Нештатского мира в Москве в 1722 году и торжественно выводился к флоту в 1723 и в 1836 годах. Хранится в С.-Петербурге в Петропавловской крепости.
Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год, СПб, тип. Морского министерства, 1872 г., стр. 2-3
Февраля в 1-й день. По указу его императорского величества подключнику Михаилу Татаринову: отпустить с Сытного двора собственных его величества буеров матросу Михаилу Ракову, которой ныне посылается с старым ботиком в Санкт-Петербург, на сей февраль месяц вина простого по чарке на день, и тот отпуск, записав в расходные книги, отдать оному матросу Ракову с распиской. Дмитрий Волошин.
Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом Т. 2, Москва, Университетская типография, 1872 г., стр. 330
Размерения английского ботика в Санкт-Петербурге:
Ботик по прежним его описаниям весил слишком 80 пудов, кроме его принадлежностей, его
полная длина — 19 фут. 9 д.
наибольшая ширина — 6 — 5 д.
ширина в корме — 3 — 3 ¾ д.
вышина в средине — 2 — 8 д.
— форштевня — 3 — 3 ¼ д.
— ахтерштевня — 3 — 3 ½ д.
величина большой мачты — 21 —» д.
— малой мачты или флагштока — 8 —» д.
Артиллерия его состояла из 4-х чугунных пушек 1/3 футового калибра.
Головачев Петровский ботик, Письмо в редакцию «Кронштадтского вестника», стр. 20
Размерения голландского ботика "Фортуна" в Переславле:
полная длина — 9,5 аршин
ширина — 3 аршина 6 вершков
высота — 2 аршина
количество весел — 10
Мартынов & Тихонравов, 1872 г., стр. 26
«Вдоль комнаты стоит баркас, устроенный, при помощи мастера Бранта, руками Петра, с надписью золочеными буквами на железной доске: «Fortuna». На другой стороне баркаса прибито следующее печатное пояснение: «Ботик (яхта Фортуна), на котором император Петр I-й плавал по озеру Плещееву, спущенный на воду в 1690-м году».
Соловьев Н. Переяславский ботик Страницы из Исторического вестника IV 1897 г. №10-12, стр. 248
Ботик Петра Великого был привезен англичанами в подарок царю Алексею Михайловичу и в 1688 г. найден Петром Великим в подмосковном селе Измайлове. В собственноручной записке императора Петра Великого: «О начале судостроения в России» о нахождении этого ботика сказано следующее: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (тимермана), что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно». Этот ботик, сделавшийся известным под именем дедушки русского флота, был исправлен, оснащен и спущен на реку Яузу, где Петр катался на нем и сам выучился править рулем. Потом ботик был перевезен на Переяславское озеро, так как на Яузе было мало места. Впоследствии ботик хранился в Москве, а в 1722 году перевезен в Петербург, где для него устроен был четырехугольный пьедестал, и живописцем Иваном Зарудным стороны пьедестала или тумбы были раскрашены так: под кормой нарисовано море и над ним надпись: «Детская утеха»; под носом тоже море и надпись: «Принесла мужеский триумф»; с одного бока — корабль под парусами и галера под веслами и надпись: «От Бога сил токмо получен» и на другом боку — Ноев ковчег, над ним радуга, соединяющая два приморских города, летящий к ковчегу голубь а над ним надпись: «Сей вожделенный вестник». Сознавая услугу, оказанную Балтийским флотом в течение Северной войны, Петр Великий пожелал почтить этот флот устройством торжественного чествования его родоначальника — старого ботика, для чего его исправили и обшили медью. 11 августа 1723 г. ботик был привезен на галиоте из Петербурга в Кронштадт и прошел под штандартом вдоль победоносного флота, при громе пушек с кораблей и крепостей, при барабанном бое, звуках музыки и криках «ура». На ботике находились: генерал-адмирал Апраксин и адм. Крюйтс, а на руле — адмирал Петр Михайлов; гребцами были флагманы: вице-адмиралы Сиверс и Гордон и шаубенахты Сенявин и Сандерс; лот бросал вице-адмирал князь Меньшиков, и наконец, из маленьких пушек ботик отвечал на салют флота фельдцейхмейстер Отто. В том же году ботик был привезен обратно в Петербург и поручен коменданту крепости «для вечного хранения». Из крепости ботик вывозился с тех пор 6 раз: 1) в 1724 г. 30 августа для торжественной встречи мощей св. великого князя Александра Невского, после чего Петр Великий указал выводить ботик ежегодно 30 августа с торжеством к Невскому монастырю; 2 и 3) в 1744 и 1745 годах, когда императрица Елисавета Петровна, во исполнение завещания Петра Великого, устраивала церемониальное шествие ботика; 4) в 1803 году ботик участвовал в торжественном праздновании столетия Петербурга. Ботик для этого на 110-пушечном корабле «Гавриил» был поставлен на средине Невы, против памятника Петру Великому; 5) 28-го июня 1836 года ботик был принят адмиралтейств-советом от коменданта крепости, спущен был на воду и, по сделанному с крепости салюту, проведен к новому адмиралтейству, где передан на буксир парохода и отведен в Кронштадтскую гавань с подобающими салютами. 2 июля ботик выведен из военной гавани и поставлен при карауле, на пароходе «Геркулес», на возвышенное место, обитое красным сукном. «Геркулес» под адмиральским флагом, после прибытия государя и Императорской фамилии, обошел корабельную линию, приветствуемый барабанным боем и криками «ура». На салют всех кораблей ботик отвечал 7 выстрелами. 6) В 1872 г. 30 мая, в день 200-летнего юбилея рождения Петра Великого, ботик снова принят адмиралтейств-советом и поставлен на убранную коврами баржу, на нем поставлена мачта и флагштоки, на которых подняты флаг и гюйс, а когда ботик вышел на средину реки, то на нем подняли при подобающем салюте штандарт. Сопровождаемый Наследником Цесаревичем и Императорской фамилией, ботик был приведен к парадной пристани у памятника Петру I, где встречен духовенством и войсками, отсюда после молебна и салюта в 101 выстрел отправлен на Путиловскую пристань, где встречен кавалергардами, поставлен на особую платформу, и при особом карауле в тот же день отправлен в Москву на выставку и поставлен в морской отдел. Во все продолжение Политехнической выставки ботик находился в Москве, и его окружали собственноручные работы гениального царя-моряка и все то, что непосредственно могло напомнить его труды и заботы о пользе флота. После выставки ботик снова сдан коменданту Петропавловской крепости. В Морском кадетском корпусе находится превосходная модель «Дедушки русского флота».
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Ботик Петра Великого
БОТИК ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Так назван самим Петром I дедушка русского флота, небольшой английский бот, найденный царем в амбарах с. Измайловского, между вещами, оставшимися после его деда, Никиты Ивановича Романова. О происхождении ботика существуют две версии: по одной, ботик был построен в России корабельными мастерами царей Михаила или Алексея; по другой, ботик был построен в Англии и доставлен в Москву. Длина ботика 19 фт. 9 дм., шир. 6 фт. 5 дм. и вес около 80 пд.; размеры ботика, очевидно, не могли служить препятствием для доставки его из Англии через Архангельск, нашу единственную гавань в те времена. Царь Петр в собственноручной записке описал находку ботика; эта записка с незначительными изменениями вошла в предисловие изданного им Морского устава и напечатана на гравюре, изданной по случаю празднования Ништадского мира и изображающей ботик с постаментом, на котором он стоял на Кремлевской площади во время торжества. Гравюра Зубова сделана в 1722 г. В надписи имеется указание на происхождение ботика: «Судно сие в Англии сделано и оттуда в Москву привезено. Ботик найден в мае 1688 г., а воспоминания записаны Петром I в 1719 г. Сочинённые самим государем надписи гласили: под носом — детская утеха, под кормой—принесла мужественный мужесской триумф; под правым бортом—от Бога сим токмо получен, и под левым сей вожделенный вестник. Во время торжеств на мачте ботика был поднят Императорский штандарт, а на кормовом флагштоке гюйс. После торжеств царь решил показать ботик созданному им флоту и повелел отвезти его в новую столицу, поручив предварительно корабельному подмастерью Пальчикову исправить ботик по личным его, царя, указаниям. Доставка его в Шлиссельбург поручена сержанту гвардии Кореневу в особых инструкциях. Царь собственноручно приписал: «Понеже судно старое, того ради ехать днем, а ночью стоять, и где есть выбоины—спускать потихоньку». 29 мая 1723 г. состоялся торжественный ввод ботика в столицу; на руле был сам царь, выехавший для встречи ботика в Шлиссельбург. Вечером государь прибыл к Невскому монастырю, а на следующий день перешел на нем к Троицкой площади. Ботику оказывались царские почести. По окончании торжеств ботик был поставлен посреди адмиралтейской верфи. 11 августа произведен смотр флоту, состоявшему из 20 линейных кораблей и 1 фрегата, на коих числилось до 1.500 ор. под общей ком. ген.-адм. Апраксина; авангардом флота командовал адм. Крюйс, а арьегардом — сам царь Петр. На ботике находились: на гл. месте Апраксин, на руле сам царь, гребцами в.-адм. Сиверс и Гордон и к.-адм. Наум Синявин и Сандерс, на баке за лоцмана в.-адм. кн. Меншиков; обер-цейхмейстер Отто за канонира отвечал из 4 малых пушек ботика на салюты флота. Ботик обошел весь флот, приветствуемый Императорским салютом. 30 авг. того же года ботик снова фигурировал в Петербурге при праздновании мира со шведами, после чего поставлен в Петропавловской крепости в открытом каземате. На след. год 30 авг. ботик участвовал в торжеств. шествии к Невскому монастырю. Государь указом от 2 сент. повелел: «Ботик в 30 числе (августа), для торжествования выводить повсегодно на воду и иметь при Александро-Невском монастыре». С кончиной Петра I эта церемония не исполнялась до Елизаветы Петровны, когда в 1744 и 1745 гг. она была повторена.
Затем ботик фигурировал в праздновании 100-летия Петербурга в 1803 г., стоя на палубе 110-пуш. корабля Гавриил. В 1836 г. ботик вторично показан флоту, собранному на Кронштадтском рейде, под командой 84-летняго адмирала Кроуна. Торжество состоялось 3 июля. Поставленный с церемонией на палубе парохода Геркулес, ботик обошел весь флот и принимал все почести, а государь Николай Павлович был на пароходе Ижора. В 1872 г., по случаю 200-летия рождения Петра В., в Москве была устроена политехническая выставка, и на нее с большим торжеством повезен ботик по ж. дороге. Выставка закрылась 30 авг., и ботик с такою же церемонией отправлен обратно в Петропавловскую крепость. Это был последний вывоз ботика из крепости. Во время празднования 200-летия С.-Петербурга в 1903 г. ботик не трогали с места, а выносилась из домика Петра Великого его верейка, ошибочно принятая многими за ботик.
БОТИК ПЕТРА ВЕЛИКОГО Переяславский, называемый «Фортуна». По указу царя от 7 февр. 1722 г. повелено было хранить навеки остатки кораблей, яхт и галер, построенных для Переяславского озера и на которых царь впервые изучал морское дело. На месте постройки судов был построен дворец, близь с. Веськова, в месте, наз. Гремяч. В 1803 г., когда дворца и судов уже не существовало, место это было куплено Владимирским дворянством и на нем построено каменное 2-этажное здание, в к-рое собраны все остатки бывших судов создателя рус. флота, в числе их ботик «Фортуна», 10-весел, длиной 13 фт. и шириной 4 фт. Перед музеем 17 авг. 1852 г. поставлен памятник Петру I.
Военная энциклопедия Т. 5, Петербург, из-во И. Д. Сытина, 1911 г., стр. 38
1745 г.
20 июля
Корабль «Великомученица Варвара», яхты: «Транспорт Анна», «Декроне», «Вирцоу» и «Елисавета».
20 июля. Спущенный в Петербурге, 26 мая, корабль Великомученица Варвара вооружен, и подняли на нем ординарный вымпел. Из Петергофа пришли в Петербург яхты Транспорт Анна, Декроне и Вирцоу.
5 августа. На корабле отдали марсели и брамсели и обучали служителей поворотам.
12 августа. Вытянулась на Неву яхта Елисавета. На корабле подняли брейд-вымпел. Снявшись с якоря корабль переменил место и встал против зимнего дворца.
14 августа. Пришли 24 галеры и прошед дворец легли на якорь.
21 августа. Производился салют с крепостей и стоящих на берегу в строю войск (по случаю бракосочетания Их Императорских Высочеств). С корабля, яхт и галер салютовало из всех пушек.
В начале 5-го часа для шествия Ея И. В. поставленные по реям люди кричали виват 11 раз, били в барабаны и играли на трубах; потом расцветились флагами. В 7 часу палили с корабля из 61, потом из 51 пушки. В 9 часов подняли на корабле, яхтах и галерах фонари.
22 августа. Все суда расцветились флагами, а вечером иллюминовались фонарями.
24 августа. Послан мичман на шлюпках промерить реку до Невского монастыря.
27 августа. Вынув якорь корабль стал верповаться вверх по Неве.
29 августа. Буксировала галера ботик (Дедушка русского флота), для коего били в барабан и играли на трубах. Корабль подошёл к Невскому монастырю лег на якорь; впереди его лежали яхты Транспорт Анна и Вирцоу, а за ним Декроне и Елисавета.
30 августа. В 12 часов на корабле поднят молитвенный флаг; слышна была на берегу пальба ив 61 пушки. В исходе 1-го часа с Невского монастыря палили 2 paзa по 15 пушек, потом из 13 и 11.
Во втором часу сделано из монастыря 114 выстрелов, а с корабля, яхт и галер палила из всех пушек. Посланы все гребные суда в Невский монастырь. В начале 4-го часа вышел из Невского канала ботик, и за ним около 20-ти гребных судов; когда оный пришел против корабля Варвара, то с оного кричали ура 7 раз, а с ботика, на котором находилась Ея И. В. ответствовано 1 раз; потом опять кричали с корабля 3 раза и салютовано из всех пушек. По окончании пальбы поднят на ботике штандарт; тогда с корабля, яхт и галер салютовали по 7 пушек и расцветилось флагами. С ботика ответствовано из 3-х пушек и оный пошел, в сопровождении галер, вниз по реке. Корабль и яхты спустя флаги стали сдаваться вниз по реке.
5 сентября. Стали на якорь против дворца.
30 сентября. При отъезде Ея И. В. из летнего дворца в зимний салютовано с корабля и яхт, а по прибытии Ея И. В. в зимний дворец с крепости в адмиралтейства по 51 пушке. Корабль и яхты следовали к зимнему дворцу, и против оного легли на якорь и став на шпринг, салютовали из 21 пушки.
1 октября. Спустили корабль вниз по течению и ошвартовили у адмиралтейской пристани.
3 октября. Спустили на корабле вымпел и стали сгружать пушки на плашкоуты.
4 октября. Стали разружаться.
(Материалы для истории Русского флота. Часть IX, 1882), стр. 496-497
В полне возможно, что тайна постройки ботика найденного в амбаре так и остается тайной, но официально, на основании текста Корабельного устава 1720 г. (стр. 5) это английский ботик. Подробнее см. статью "Какой-же ботик нашел Петр в амбаре?"