Верная примета. Если встретишь в фойе режиссера, спектакль окажется удачным. Шутки шутками, уважаемые читатели, но новую работу Театра Вахтангова смотреть боялась.
К 225-летию славного нашего поэта на исторической сцене поставили "Повести Пушкина".
Лёгкое беспокойство не отступало, даже когда билеты были в руках, а ноги пересчитывали крутые ступени нарядной лестницы.И едва не споткнулась, увидев нежданно-негаданно Анатолия Шульева. Главный режиссер по-хозяйски отпирал какую-то нужную ему дверь.
Сердце как-то по-детски взыграло радостью и успокоилось. И переживания оказались напрасными. Спектакль удался, работает примета.
Премьера сценической версии бессмертных "Повестей Белкина" отшумела совсем недавно. Минувшим мартом почитатели пушкинского слога и встретились вновь с любимыми классическими героями.
Подмостки Вахтангова приняли воспетых Пушкиным героев "Барышни-крестьянки", "Выстрела", "Станционного смотрителя", "Метель". И кажется, что встреча длится целый год.
По замыслу режиссёра каждая новелла словно олицетворение лета, осени, зимы, весны и вновь лета. Как круговорот природы являет собой неизбежное обновлении жизни, отражает вечные законы возрождения, так судьба неминуемо выводит каждого из тьмы на свет, даруя то печаль, то радость.
Вот такая светлая философия и положена в основу прекрасной работы Анатолия Шульева "Повести Пушкина".
Собственно, пушкинское повествование в такой последовательности и раскрывается перед читателем. Повесть "Выстрел" сменяется "Метелью", за ней следует горестный рассказ о "Станционном смотрителе", а завершает прозаический цикл радостная новелла о "Барышне-крестьянке".
Сценическая версия условно ведет зрителя по пути от радости к печали. История вражды и счастливого примирения помещиков Берестова и Муромского открывает завесу романтических тайн. Слезами Дуни на могиле отца занавес пушкинских историй закрывается. Но и в этой последовательности лучшее неизбежно. На смену одному времени года приходит другое, а закончившая земной путь жизнь находит продолжение в своих наследниках.
Между первыми двумя и последними повестями есть еще "Гробовщик", но в вахтанговской интерпретации о нем почти не вспоминают.
К слову, именно эта вещь положила начало первому прозаическому циклу Пушкина. Болдинской осенью 1830 года поэт написал новеллу в готическом литературном стиле. Через пять дней, 14 сентября, завершил "Станционного смотрителя" и взялся за написание " Барышни- крестьянки". Эти коротенькие повествования созданы в духе сентиментализма. Еще через месяц появился на свет проникнутый романтизмом "Выстрел". И "Метель", закружившаяся писателя, 20 октября вновь вернула его в русло сентиментального романа.
Пушкинскими вымыслами вдохновлялись и воодушевляются ныне многие творцы кино и театра.
Поочередно экранизированы повести "Метель" ( режиссер Владимир Басов, 1964 г.), "Выстрел" ( Наум Трахтенберг, 1966 г.), "Станционный смотритель" ( Сергей Соловьев, 1972 г.). И в 1995-м Алексей Сахаров снял "Барышню-крестьянку" со звездами советского экрана Леонидом Куравлевым и Василием Лановым.
Известных театральных интерпретаций не так много, а чтобы практически целиком "Повести Белкина" были перенесены на сцену, пожалуй, примеров и нет. Молодой режиссер Анатолий Шульев осуществил такую масштабную постановку впервые в истории российского театра.
Достойный выпускник курса прежнего художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса замечен в пристрастии к хорошей драматургии и классической литературе. Среди его постановок "Бешеные деньги" А.Н. Островского в Театре имени В. Маяковского, "Гедда Габлер" в Театре имени А.С. Пушкина. Чуть больше года назад состоялась премьера спектакля "Амадей" на вахтанговской сцене.
Как зрителю, импонирует профессиональная философия молодого постановщика о праздничности театра и погружении публики в положительные эмоции. Радует, что он следует сложившейся в Театре Вахтангова традиции высокой эстетики, отдает дань уважения новаторству, не усердствуя в освоении авангардных форм.
"Повести Пушкина" его первая работа на посту главного режиссера знаменитого театра.
Пушкинская "Барышня-крестьянка" открывает сценический круговорот жизни, череду времен года. Летним утром в лесной чаще под пение птиц познакомился молодой барин Алексей Берестов с юной Елизаветой Муромской.
И сразу все становится на свои места, театральная версия начинается с радостной истории взаимной любви, предвестницы зарождения новой жизни.
Эта повесть лишена всякой грусти, наполнена солнцем и благодатью. Даже давняя неприязнь помещиков Муромского ( Юрий Шлыков ) и Берестова ( Александр Рыщенков) словно растворяется в свете большого чувства их детей.
Необыкновенной красоты сценография Максима Обрезкова сразу задает тон романтике и вечному стремлению к любви. Мотивы пушкинской поэзии слышны в этих могучих соснах - "Стоят - одна поодаль, две другие друг к дружке ближе..."
Деревья как живые сценические доминанты, олицетворяющие крепость и неизменность романтического мира, когда в трех соснах не только плутают, но и находят друг друга.
А ведет зрителя по этой нескончаемой дороге жизни в круговерти событий, смене времен года, среди потерь и обретений "Человек дороги" ( Валерий Ушаков). В этом образе при желании можно разглядеть и самого Пушкина, и несравненного Ивана Петровича Белкина. Впрочем, он и сам так представился при появлении в усадьбе графа в повести "Выстрел".
"Человек дороги" плавно переводит внимание на огненно-желтый листопад, который знаменует окончание романтической истории юной барышни и молодого барина и начало осенней новеллы харизматичного Сильвио. Главного героя повести "Выстрел" играет Александр Горбатов.
Актер не так давно вернулся на театральные подмостки. И правильно сделал. Такой сильный красивый голос должен звучать со сцены. Хорошо, что это сцена Театра имени Вахтангова.
Пушкинский герой резок и похоже не слишком уживчив в большом мире. Его жгучая история разительно отличается от умиротворенной пасторальной картинки первой повести. Актерская игра меняет общую тональность , нарастает тревога. В центре напряжения персонаж Горбатова. Чувства распирают его, но они недобрые, жажда мести буквально кипит в нем, выливается в огненный танец
Сильвио не ищет своего счастья или видит его в другом. Он одержим желанием мести своему недоброжелателю. Граф ( Дмитрий Соломыкин), походя обидевший Сильвио, ничуть не мучается совестью и своей жизнью вовсе не дорожит.
Но обстоятельства меняются. Граф женился, он счастлив, и теперь ему есть, что терять. И час мести настал. Получив удовлетворение от унижения невозмутимого прежде, а ныне взволнованного обидчика, Сильвио закрывает наглухо мрачную страницу своей жизни.
Конец этой не самой веселой истории образно-резко решен сценически. Словно вторя решению Сильвио, одна из вековых сосен с грохотом рушится наземь. Ничто не вечно в этом мире...
Но вечен сам мир. И следы мести уже заметает снежная зима. А "Человек дороги" мчится к следующей истории.
И пасторальная картинка вновь вернулась на сцену. Счастливое семейство Гаврилы Гавриловича в своем поместье, укутанном русской зимой. Еще одна влюбленная юная героиня ( Полина Рафеева). Заботливые матушка и батюшка Марьи Гавриловны. Любящий, но легкомысленный кавалер. Повесть полна грусти, но вовсе не безысходности.
"Метель" одно из самых красивых, на мой взгляд, произведений Пушкина. Неизменного очарования повести придает и ассоциативная память о пленительных мелодиях Георгия Свиридова.
Прекрасна музыка и к этому спектаклю. Ее создала молодой композитор Полина Шульева. К некоторым сценам частично использовалась подборка других авторов. Чарующий сплав прекрасной мелодии и светлой режиссерской мысли.
Показалось, что именно сценическая версия "Метели" стала самым красивым подтверждением верности традициям зрелищности вахтанговского театра, неким поклоном способного ученика удивительному мастеру театральной эстетики Туминасу.
Как-то потрясающе интересно в новой постановке получилось показать не только сильные чувства, но и создать на сцене природную красоту. Согласитесь, в театре это требует большей изобретательности, нежели в кино. Вахтанговская зима очаровательна во всех спектаклях, начиная с "Маскарада" и "Евгения Онегина". Теперь добавилась и пушкинская "Метель".
А между тем "Человек дороги" влечет за собой дальше. Его величество случай, не однажды воспетый Пушкиным и так много решающий в жизни героев, подарил счастье, унесенное было метелью, прекрасной Марье Гавриловне.
Но разрушил сложившуюся жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина. Самая грустная повесть пушкинского цикла. Она и завершает сценическую версию "Повестей Белкина". Тема смерти как завершение земного пути с неизбежной печалью звучит в концовке.
Но как за темной ночью наступает рассвет, так за горестью следует радость. Весна плавно перетекает в лето, одна жизнь, заканчиваясь, обретает бессмертие в другой. На могилку станционного смотрителя приезжают внуки, его продолжение...
"Повести Пушкина" мудрый рассказ о простых жизненных вещах. После просмотра остается приятное ощущение легкости и света. Театр ведь, и вправду, создан для удовольствия. Как же Шекспир был точен, говоря об этом.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете что-то полезное для себя. Это были мои впечатления от спектакля, которыми делюсь, как всегда, на равных.
Приятных просмотров премьерных и старых добрых спектаклей с любимыми артистами!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации канала о Театре имени Вахтангова здесь: