Найти тему
Первый ярус

От печали до радости - "Повести Пушкина", вся палитра эмоций. Премьера в Театре имени Вахтангова. Режиссер Анатолий Шульев

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. Фото - Яндекс-картинки
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. Фото - Яндекс-картинки

Замечательная задумка - большой спектакль к 225-летию великого литератора. Главный режиссер Театра имени Вахтангова Анатолий Шульев поставил на родных подмостках "Повести Пушкина". Первый показ состоялся совсем недавно - 26 марта 2024 года.

Верная примета, встретить в фойе режиссера - театральный вечер точно сложится удачно. Все звезды словно сошлись для меня на премьере сценической интерпретации немеркнущего произведения. Переживания оказались напрасными - работа очень высокого качества. Эмоции, переживаемые давно знакомыми героями, нашли отклик и в сердце благодарного зрителя.

На хитро переплетенных дорогах судьбы, существующей по высшим законам вселенной, пушкинские романтики пытаются найти свою опору. Но в долгих поисках, обретая на глазах у зрителя либо счастье, либо разочарование, следуют чаще воле случая.

Режиссерская мысль о неизбежности круговорота природы и обновлении жизни ясна, как день. Отражая вечные законы возрождения, судьба неминуемо выводит из тьмы на свет, даруя то печаль, то радость.

"Повести покойного Ивана Петровича Белкина," издание 2019 года. Фото - Яндекс-картинки
"Повести покойного Ивана Петровича Белкина," издание 2019 года. Фото - Яндекс-картинки

Собственно, пушкинское повествование в такой последовательности и раскрывается перед читателем. Повесть "Выстрел" сменяется "Метелью", за ней следует горестный рассказ о "Станционном смотрителе", а завершает прозаический цикл радостная новелла о "Барышне-крестьянке".

Сценическая версия условно ведет зрителя по пути от радости к печали - история вражды и счастливого примирения помещиков Берестова и Муромского открывает завесу романтических тайн, слезами Дуни на могиле отца занавес пушкинских историй закрывается. Но и в этой последовательности лучшее неизбежно. На смену одного времени года приходит другое, закончившая земной путь жизнь находит продолжение в своих наследниках.

Между первыми двумя и последними повестями есть еще "Гробовщик", но в вахтанговской интерпретации о нем почти не вспоминают.

К слову, именно эта вещь положила начало первому прозаическому циклу Пушкина. Болдинской осенью 1830 года поэт написал новеллу в готическом литературном стиле. Через пять дней, 14 сентября, завершил "Станционного смотрителя" и взялся за написание " Барышни- крестьянки". Эти коротенькие повествования созданы в духе сентиментализма. Еще через месяц появился на свет проникнутый романтизмом "Выстрел". И "Метель", закружившаяся писателя, 20 октября вновь вернула его в русло сентиментального романа.

Пушкинскими вымыслами вдохновлялись и воодушевляются ныне многие творцы кино и театра.

Поочередно экранизированы повести "Метель" ( режиссер Владимир Басов, 1964 г.), "Выстрел" ( Наум Трахтенберг, 1966 г.), "Станционный смотритель" ( Сергей Соловьев, 1972 г.). И в 1995-м Алексей Сахаров снял "Барышню-крестьянку" со звездами советского экрана Леонидом Куравлевым и Василием Лановым.

Известных театральных интерпретаций не так много, а чтобы практически целиком "Повести Белкина" были перенесены на сцену, пожалуй, примеров и не помню. Молодой режиссер Анатолий Шульев осуществил такую масштабную постановку, наверное, впервые.

Главный режиссер Театра имени Евгения Вахтангова Анатолий Шульев. Фото - Яндекс-картинки
Главный режиссер Театра имени Евгения Вахтангова Анатолий Шульев. Фото - Яндекс-картинки

Достойный выпускник (2016 г.) совместного курса прежнего художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса и Нины Дворжецкой в Театральном институте имени Бориса Щукина , замечен в пристрастии к хорошей драматургии и классической литературе. Среди его постановок - "Бешеные деньги" А.Н. Островского в Театре имени В. Маяковского, "Гедда Габлер" в Театре имени А.С. Пушкина. Чуть больше года назад состоялась премьера спектакля "Амадей" на вахтанговской сцене.

Как зрителю, мне импонирует профессиональная философия молодого постановщика о праздничности театра и погружении публики в положительные эмоции. Радует, что он следует сложившейся в Театре имени Вахтангова традиции высокой эстетики, отдает дань уважения новаторству, не усердствуя в освоении авангардных форм.

"Повести Пушкина" его первая работа на посту главного режиссера знаменитого театра.

"Барышня-крестьянка" . Алексей Берестов ( актер Константин Белошапка) и Лиза Муромская ( актриса Анна Чумак ). Фото - сайт Театра имени Вахтангова
"Барышня-крестьянка" . Алексей Берестов ( актер Константин Белошапка) и Лиза Муромская ( актриса Анна Чумак ). Фото - сайт Театра имени Вахтангова

Пушкинская "Барышня-крестьянка" открывает сценический круговорот жизни, череду времен года. Летним утром в лесной чаще среди пения птиц познакомился молодой барин Алексей Берестов с юной Елизаветой Муромской.

И сразу все становится на свои места, театральная версия начинается с радостной истории взаимной любви, предвестницы зарождения новой жизни.

Эта повесть лишена всякой грусти, наполнена солнцем и благодатью. Даже давняя неприязнь помещиков Муромского ( актер Юрий Шлыков ) и Берестова ( Александр Рыщенков) словно растворяется в свете большого чувства их детей.

Необыкновенной красоты сценография Максима Обрезкова подчеркивает режиссерскую мысль, сразу задает тон романтике и вечному стремлению к любви. Мотивы пушкинской поэзии словно звучат в этих могучих соснах - "Стоят - одна поодаль. две другие друг к дружке ближе..."

Деревья - явные сценические доминанты, олицетворяющие крепость и вечность жизни, когда в трех соснах не только плутают, но и находят друг друга.

Фильм "Барышня-крестьянка". Вековые деревья - образ из пушкинской поэзии. Фото - Яндекс-картинки
Фильм "Барышня-крестьянка". Вековые деревья - образ из пушкинской поэзии. Фото - Яндекс-картинки

А ведет зрителя по этой нескончаемой дороге жизни в круговерти событий, смене времен года, среди потерь и обретений "Человек дороги" ( артист Валерий Ушаков). В этом образе при желании можно разглядеть и самого Пушкина, и несравненного Ивана Петровича Белкина. Впрочем, он и сам так представился при появлении в усадьбе графа в повести "Выстрел".

Актер Валерий Ушаков в образе "Человека дороги." Фото - сайт Театра имени Вахтангова.
Актер Валерий Ушаков в образе "Человека дороги." Фото - сайт Театра имени Вахтангова.

"Человек дороги" плавно переводит внимание на огненно-желтый листопад, который знаменует окончание романтической истории юной барышни и молодого барина и начало осенней истории харизматичного Сильвио. Главного героя повести "Выстрел" играет Александр Горбатов.

Актер не так давно вернулся на театральные подмостки. И совершенно очевидно, что такой сильный красивый голос обязательно должен звучать со сцены. Хорошо, что это сцена Театра имени Вахтангова.

Сценическая интерпретация повести "Выстрел". Александр Горбатов в роли Сильвио. Фото - сайт Театра имени Вахтангова
Сценическая интерпретация повести "Выстрел". Александр Горбатов в роли Сильвио. Фото - сайт Театра имени Вахтангова

Пушкинский герой резок и похоже не слишком уживчив в большом мире. Его жгучая история разительно отличается от умиротворения пасторальной картинки первой повести.

Сильвио не ищет своего счастья или видит его в другом. Он одержим желанием мести своему недоброжелателю. Граф ( актер Дмитрий Соломыкин), походя обидевший Сильвио, ничуть не мучается совестью и вовсе не дорожит своей жизнью.

И актерская игра жестко меняет тональность происходящего, тревога нарастает, чувствуется во всем. И центр это напряжения - персонаж Горбатова. Очень интересная трактовка образа. Страсть буквально кипит в герое, выливается в энергичный мужской танец.

Пластика всегда точно выражает внутреннее состояние. В постановке часто используется этот прием, чувствуется вахтанговская школа.

Но обстоятельства меняются. Граф женился, он счастлив, и теперь ему есть, что терять. И час мести настал. Получив удовлетворение от унижения невозмутимого прежде, а ныне весьма взволнованного обидчика, Сильвио закрывает наглухо эту страницу своей жизни.

Конец этой не самой веселой истории образно-резко решен сценически - Словно вторя его решению, одна из вековых сосен с "нетеатральным" грохотом рушится оземь. Ничто не вечно в этом мире, но вечен сам мир...

А следы мести уже заметает снежная зима. И "Человек дороги" мчится к следующей истории.

Иллюстрации к повести "Метель". Фото - Яндекс-картинки
Иллюстрации к повести "Метель". Фото - Яндекс-картинки

И кажется, что пасторальная картинка вновь вернулась на сцену. Счастливое семейство Гаврилы Гавриловича в своем поместье, укутанным русской зимой. еще одна влюбленная юная героиня - Марья Гавриловна ( актриса Полина Рафеева). Заботливые матушка (Анна Антонова) и батюшка (Юрий Шлыков). Любящий, но легкомысленный кавалер. Повесть полна грусти, но вовсе не безысходности.

Сценическая версия повести "Метель". Гаврила Гаврилович (Юрий Шлыков),Марья Гавриловна (Полина Рафеева), Прасковья Петровна (Анна Антонова), девушка Марьи ( Полина Бондарь. Фото - сайт Театра имени Вахтангова
Сценическая версия повести "Метель". Гаврила Гаврилович (Юрий Шлыков),Марья Гавриловна (Полина Рафеева), Прасковья Петровна (Анна Антонова), девушка Марьи ( Полина Бондарь. Фото - сайт Театра имени Вахтангова

"Метель" - одно из самых красивых, на мой взгляд, произведений Пушкина. Неизменного очарования повести придает и ассоциативная память о пленительных мелодиях Георгия Свиридова.

Прекрасна музыка и к этому спектаклю. Ее создала молодой композитор Полина Шульева. К некоторым сценам частично использовалась подборка других авторов.

Чарующий сплав впечатляющей сценографии, прекрасной музыки и тонкой режиссерской работы. Это явно прослеживается на протяжении всего спектакля.

Сценическая версия "Метели". Фото - Сайт Театра имени Вахтангова
Сценическая версия "Метели". Фото - Сайт Театра имени Вахтангова

Но показалось, что именно сценическая версия "Метели" стала самым красивым подтверждением верности традициям зрелищности вахтанговского театра, некий поклон способного ученика удивительному мастеру Туминасу.

Как-то потрясающе интересно умеют в Вахтангова показать не только сильные чувства, но и воссоздать на сцене природную красоту всех времена года. Согласитесь, в театре для этого требуется больше искусства, нежели в кино. Вахтанговская зима непревзойденно очаровательна во всех спектаклях, начиная с "Маскарада" и "Евгения Онегина". Теперь еще и "Повести Пушкина". Необыкновенно красивая работа.

"Станционный смотритель". Дуня - Анна Ляхова, гусар Минский - Александр Горбатов. Фото - сайт Театра имени Вахтангова
"Станционный смотритель". Дуня - Анна Ляхова, гусар Минский - Александр Горбатов. Фото - сайт Театра имени Вахтангова

А между тем "Человек дороги" влечет за собой дальше. Его величество случай, не однажды воспетый Пушкиным и так много решающий в жизни героев, подарил счастье, унесенное было метелью, прекрасной Марье Гавриловне.

Но разрушил сложившуюся жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина (Александр Рыщенков). Самая грустная повесть пушкинского цикла. Она и завершает сценическую версию "Повестей Белкина". Тема смерти, как завершение земного пути, с неизбежной печалью звучит в концовке.

Как за темной ночью наступает рассвет, так за горестью следует радость. Весна плавно перетекает в лето, одна жизнь, заканчиваясь, обретает бессмертие в другой. На могилку станционного смотрителя приезжают внуки, его продолжение...

"Повести Пушкина" - мудрый рассказ о простых жизненных вещах. После просмотра остается приятное ощущение легкости и света. Театр ведь, и вправду, создан для удовольствия. Как же Шекспир точен, говоря об этом.

"Станционный смотритель". Иллюстрации Рейпольского. Фото - Яндекс-картинки
"Станционный смотритель". Иллюстрации Рейпольского. Фото - Яндекс-картинки

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете что-то полезное для себя. Приятных просмотров премьерных и старых добрых спектаклей с любимыми артистами!

К прочтению - с почтением, автор канала Яна Никитина

Р.S. В следующих публикациях поговорим еще об актерах и сценографии спектакля

Ссылка на другие публикации канала о Театре имени Вахтангова здесь:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц