16 января 2024 года. 90 лет со дня рождения Василия Семеновича Ланового. Народный артист СССР служил в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова с 1957 года до последних дней своей жизни. Василий Семенович покинул этот мир 28 января 2021 года.
Последний раз артист вышел на сцену родного театра 24 декабря 2020 года. В спектакле "Последние луны". Как оказалось, это было его прощание со зрителем. Спектакль больше не играется ...
Римас Туминас, бывший в то время художественным руководителем Театра имени Вахтангова, объединил в своей постановке два драматургических произведения. В первом акте играется пьеса итальянского сценариста и режиссера Фурио Бордона "Последние луны", во втором - "Тихая ночь" немецкого литератора Гарольда Мюллера.
Сюжетно действие объединяется только по воле постановщика. В финальной сцене герой Ланового в числе других обитателей приюта для пожилых стоит у постели героини "Тихой ночи". Ее блистательно сыграла Ирина Купченко.
За более чем полувековой период служения театру Василий Семенович сыграл множество ролей и в пьесах современных авторов, и в постановках российского классического наследия. Зарубежная драматургия тоже присутствовала в его личном репертуаре. Премьера "Последних лун" прошла в 2008 году. В роли своего безымянного героя - просто Он - Лановой выходил на сцену 121 раз.
Этот прекрасный спектакль можно смотреть только сквозь слезы. Пожалуй, самая щемящая тема. Тема старости и одинокой смерти. Отсутствия любви и понимания близких. Сострадания и безучастности. И как ни печально,тема бумеранга.
Сценография в постановке весьма лаконичная, слишком велика тема, чтобы отвлекаться на мелкое. Только музыка заполняет собой все пространство, "летает в воздухе". На сцене Он и Она:
-- Это Бах? Я не ошибаюсь?
-- Минорная Месса... Но Бах - музыка стариков..
-- Бах - музыка!
Он - профессор. Давно овдовевший, жена умерла, когда ей было 45. Он живет с сыном. Слушает музыку, читает книги. В момент разговора собирает вещи, чтобы покинуть свой дом навсегда. Отныне Он будет жить в приюте для пожилых. Она словно явилась из вечности, чтобы поддержать его.
Кажется, что в их диалоге слишком много физиологии, не совсем привычных для нашей театральной ментальности откровений. Но разве физиология - не главное, что, собственно, определяет старость ?
--- Как будто легко сохранять достоинство, когда мочишься под себя?..Природа с ее мудростью посылает тебе старость, чтобы жизнь тебе осточертела, - в страшном, на первый взгляд, монологе Он обозначает всю суровую правду.
Кажется, мир замер, слушая эту правду. Даже Бах молчит...
А Он все размышляет и размышляет, то превознося старость, то ее проклиная...Он боится смерти...
Она знает о смерти все. Поэтому спокойна. А что такое старость, Она узнать не успела...
Кажется, что в монологах-диалогах этих двух людей сквозит вечный страх всего человечества:
-- Только человек, единственный их всех живых существ на земле, понимает, что он прекращает свое существование.
И этот закон Вселенной ни изменить, ни отменить не в силах никто. Как принять неизбежность? Можно ли покинуть этот мир с благодарной улыбкой на устах? Зал волей-неволей размышляет об этом вместе с героями.
Во второй части спектакля, все несколько иначе. Здесь много криков и раздражения. Бах уже не звучит, чаще обсуждается домашний зельц.
Но боль все та же. Тема старости становится совсем горькой , когда встает вопрос о переезде в приют для пожилых. Часто этот выбор встает и в обычной жизни.
С необратимой неизбежностью он возникает и на финишной дистанции наших героев. Оба вынуждены доживать свой век в приюте. По сути, дети отказались от них. Его сын принял такое решение с болью в сердце, он мучается совестью. И Олег Макаров дает это понять через нервозную игру. Ее сын, его играет Сергей Юшкевич, более безжалостен.
При всей безмерной жалости к старикам, все-таки не оставляет понимание того, что все в жизни имеет свои корни. Закон бумеранга никто не отменял.
В финале герой Ланового в нелепой красной шапке в окружении таких же стариков стоит у постели героини Купченко. Здесь, в окружении чужих людей они и покинут эту жизнь... Звучит простенькая мелодия, Бах молчит...
Постановка Римаса Туминаса с блестящей игрой Василия Ланового и Ирины Купченко - не чистый театр. Здесь не хочется обсуждаешь сценографию и костюмы, даже кажется, что любование игрой актеров неуместно. Хотя она безупречна. Это сама жизнь, горькая ее правда.
В Театре имени Евгения Вахтангова после ухода Василия Семеновича спектакль больше не играется. Но есть превосходная You Tube -версия. Ссылка ниже
Спасибо за прочтение, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает. Хороших и добрых вам впечатлений !