Сначала о "фейсе" из заглавия. Не авторская вольность вовсе - практически цитата. Выцепила как-то из читательских комментариев, мол, Бичевину с таким-то "фейсом" куда дворян играть?!
Не дав себе вскипеть "разумом возмущенным", благим умом прикинула, какая же замечательная возможность, уважаемые читатели, поделиться впечатлениями от игры одного из почитаемых мной артистов молодой театральной плеяды.
В конце концов, не все могут знать, что в своем "калашном ряду" даровитый актер с таким "фейсом" вовсю дворян и играет. И прекрасно с этим справляется. Впрочем, в его родном театре по-иному и не бывает.
Да и текущий год словно подталкивает к тому, ведь ведущему актеру Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова нынче стукнет 40 лет. Круглая дата грядет ближе к Новому году - 27 декабря.
Почти три года назад , в сентябре 2021-го, Леонид Александрович получил почетное звание "Заслуженный артист Российской Федерации". На тот момент ему было полных 36. Может, кому-то показалось, что рановато. Не знаю. Думаю, "блажен, кто вовремя созрел". Прекрасный возраст, когда в творческом багаже уже десятки сыгранных ролей, признание профессионального сообщества и любовь зрителей.
Свои первые шаги на прославленной сцене юный Бичевин сделал, как водится, еще в студенчестве. В постановке Сергея Яшина "Посвящение Еве" его роль значится так: химеры - студенты Театрального института имени Бориса Щукина. Прекрасное вступление в профессию в окружении воодушевленных сверстников под началом мэтров Евгения Князева и Василия Ланового.
В том же 2006-м, получив заветный диплом, молодой специалист влился в труппу, славные традиции которой он и поддерживает ныне. Начинающий актер пришел в Театр еще при Ульянове. На сцене тогда сияли большие звезды - Вячеслав Шалевич, Юрий Яковлев, Юлия Борисова. Бичевин вспоминает, как робел перед старшими коллегами, а строгого взгляда Этуша даже боялся..
Но робей не робей, а работать надо. Тем более, что обладателя престижного щукинского диплома ввели сразу в несколько спектаклей.
А концентрация мэтров на знаменитой сцене просто зашкаливала. Так, симпатичный стражник в красочной постановке "Али-баба и сорок разбойников" пропускал вперед обаятельнейшую Галину Коновалову. В мелодраме "Глубокое синее море" учился мастерству у Евгения Князева. В комедии "За двумя зайцами" актер, играя булочника, тоже вовсю мотал на ус, осваивая профессию.
Леонидо, первая именная роль Леонида Бичевина, случилась в "Собаке на сене", постановке его педагога, народного артиста РФ Юрия Шлыкова. Профессор "Щуки" вовлек в круг обворожительной классики вахтанговскую молодежь. Замысел удался. Даровитое молодое поколение оправдало ожидания наставника, публике понравилось.
Большая роль, одна из заглавных, пришла к нему в спектакле Римаса Туминаса "Троил и Крессида."
Режиссер Туминас, имея за плечами мощную школу ГИТИСа, пришел в Театр в 2007 году. И можно сказать, что тогдашнее поколение вахтанговцев взращивало свой талант в театральной эстетике, которую вознес на недосягаемую высоту вдумчивый постановщик. Туминас интерпретировал на исторической сцене русскую классику, знаковые литературные творения.
Но его первой постановкой на вахтанговских подмостках стала пьеса Шекспира из гомеровского сюжета времен Тронской войны.
"Троил и Крессида" спектакль на любителя в хорошем смысле этого слова. На большого любителя античности, например. Чтобы вникать в пространные речи древних греков и троянцев, нужно определенного рода терпение. Или на необыкновенно благодарного почитателя творчества Туминаса, вникающего во все его работы. И таких зрителей, слава богу, достаточно.
Во мне же говорит поклонник и даровитого молодого актера. И в первой своей большой работе Бичевин очень хорош, настоящий античный герой. Юный воин прекрасно сложен, стремителен и ловок. Видимо, чтобы подчеркнуть возрастную незрелость Троила, артист то басит, то повышает тональность звучания голоса .
Любовная неопытность обыгрывается тоже весьма забавно. Сцены сближения с такой же юной Крессидой хоть и далеки от откровений "Декамерона", но такие легкие-легкие поклончики в его сторону видны.
И конечно же, певческий дар достойного выпускника Щукинского училища, где намеренно делается акцент на пластику и вокал, навыки чрезвычайно необходимые во многих вахтанговских постановках.
Троил смело так поет арию "Una furtiva lagrima" из оперы Доницетти " Любовный напиток".
Слегка отклонившись от строгой хронологии, вспомним , что пел Бичевин и в постановке "Пристань": - " Скажите, девушки, подружке вашей..."
Спектакль, созданный к 90-летию именитого театра, вместил в себя прежние работы вахтанговских мастеров. Прекрасная идея театрального микса.
Талантливой молодежи в поставке много, но главные герои, конечно, не они. Бичевин отдает дань уважения мастерству Ирины Купченко и Евгения Князева, сыгравших искрометную итальянскую пару. "Филумена Мартурано" давний-давний спектакль середины 50-х.
В "Пристани" старшего сына Филумены Микеле как раз и играет Бичевин. Вместе с Дмитрием Соломыкиным и Артуром Ивановым они, словно пародируя итальянское кино, представляют тройку братьев, внезапно обретающих мать и отца.
В юбилейной работе режиссер Туминас объединил экспресс-версии, по вольному определению автора публикации, нескольких значимых в 90-летней истории Театра Вахтангова работ. Работа получилась очень интересной. И теперь уже сама "Пристань" вошла в историю Театра как значимое представление.
А в творческой копилочке молодого Бичевина появилась еще одна роль.
А годом ранее, возвращаясь к хронологии в повествовании о творческом пути актера, в его счастливой карьере случилось не менее важное событие. В 2010-м состоялась премьера спектакля "Маскарад".
Творением Лермонтова и открыл череду своих постановок русской классики большой художник Римас Туминас. В первой же его работе четко проявился необыкновенный режиссерский почерк. Мощная постановочная идея, где поэтическое слово Лермонтова магическим образом сливается с могучей музыкой Хачатуряна. Устоять перед этой красотой невозможно, да и не надо. И в сотый раз убеждаешься, как же выигрышно смотрится актерская игра при интересной режиссерской работе.
Этот спектакль необыкновенной сценической красоты до сих пор в текущем репертуаре. И заслуженный артист России Леонид Бичевин все эти годы бессменно выходит на подмостки в роли князя Звездича. На мой взгляд, это один из сильных моментов постановки. Как и то, что Арбенина всегда играет Евгений Князев. Потрясающая игра двух ярчайших артистов придает творению особую энергетику.
Князь Звездич, этот несомненный шалопай, а строго осуждая, и вовсе отрицательный тип, в исполнении Бичевина вызывает чуть ли ни восхищение. Ну, не сутью героя. Он, разумеется, беда всех бед в сюжетном развитии лермонтовской драмы, но "нельзя быть на свете красивой такой". Речь о красивой актерской игре. Нельзя несимпатичных героев играть таким сокрушительно обаятельным артистам.
Вахтанговский "Маскарад" один из любимейших спектаклей, в котором кажется сошлось все - гений Лермонтова, неоспоримый талант постановщика и его мощная сценическая идея, могучая музыка, интереснейшая актерская трактовка всех главных образов. Игра Евгения Князева (Арбенин), Лидии Вележевой (баронесса Штраль), Марии Волковой (Нина) - театр невообразимого удовольствия.
В творческой хронике Бичевина за "Маскарадом" последовали "Бесы" режиссера Рубена Симонова, "Гроза" в постановке Уланбека Баялиева, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" в интерпретации Владимира Мирзоева. Некоторые работы ныне отправлены в архив, "Гроза" идет на Новой сцене.
Названных спектаклей видеть не довелось, все пересмотреть невозможно. А вот очередная, выдающаяся, на мой взгляд, постановка русской классики Римасом Туминасом вновь вскружила зрительскую голову - "Евгений Онегин" .
Особенность этой трактовки - образы Ленского и Онегина раскрываются одномоментно двумя актерами, молодым и умудренным жизнью. И два равнозначных состава. Леонид Бичевин и Виктор Добронравов выходят на сцену в роли молодого Онегина попеременно. Ничуть не умаляя достоинств игры другого актера, должна сказать, Бичевин очень хорошо смотрится в роли "наследника всех своих родных." Не взяв греха на душу, можно смело отметить, как же образ пушкинского аристократа идёт к нему. Прямо к лицу!
Хоть с Добронравовым он и выходит в одной роли, но они актеры довольно разной театральной породы. Замечательно, если можно увидеть все составы, что и случилось у меня. Добронравов выходил в паре с Лерман (Татьяна), а Бичевин - с Евгенией Крегжде. Возрастного Онегина играл Маковецкий.
Спектакль прекрасный. Вкупе с другими работами режиссера составляет золотую коллекцию, олицетворяющую настоящую эпоху Туминаса в истории Театра Вахтангова.
Упомяну "Евгения Онегина" и по другой причине. Во второй части, когда Ларины отправляются по зимнику в Москву, в пути им встречается зайчик. Чудный толстопузик, наверное, привет от того легендарного беляка, некогда перебежавшего дорогу Пушкину.
Сценка получилась настолько милой, что публика , аплодируя где-то раз пять-шесть в течение спектакля, один из своих комплиментов дарит артистке Бердинских, танцующей партию того "исторического" зайца.
Сочтем это подходящим моментом для перехода к личной жизни симпатичного актера. Где-то в соцсетях Леонид признался, что в свою будущую жену влюбился, увидев, как та танцует. Зритель может подтвердить - танец зайчика удался.
Да, артисты Бичевин и Бердинских - супружеская пара. Осенью 2010-го в Японии на горе МашУ влюбленный Леонид сделал своей Маше предложение, а следующим летом молодые сыграли свадьбу на родине невесты под Кировом. Бичевин, к слову, родом из Подмосковья.
Мария Бердинских тоже выпускница Театрального института имени Бориса Щукина. Сразу после получения диплома приняла приглашение в прославленную труппу. И за первую же свою большую работу, роль Сони в постановке "Дядя Ваня", получила престижную театральную награду "Хрустальную Турандот". Среди молодых вахтанговских актрис этот "рекорд" пока еще вроде никто не превзошел.
И хотя Бичевин с Бердинских актеры одного театрального коллектива, познакомились они, по озвученной ими версии, на съемках фильма "Рябиновый вальс".
Трогательная киноистория о послевоенных событиях из жизни молодого офицера-сапера стала счастливым моментом и в творческой биографии актера. Его игра высоко оценена жюри Международного фестиваля кино - "Лучшая актерская работа".
Супруги довольно часто пересекаются в спектаклях . Одно время вместе были заняты в "Бесах", "Анне Карениной", "Пристани". Ныне играют в " Маскараде" и "Евгении Онегине".
По признанию Бичевина, они всегда поддерживают друг друга, много говорят о театре, но до прямого разбора ролей на кухне дело, конечно, не доходит, все-таки семья есть семья. И похоже, он счастлив любимой женой, своими сыновьями, а их у пары двое - Иван и Степан. И это славно.
Как-то в одном из интервью Римаса Туминаса обратила внимание, что для режиссера менее важны чисто профессиональные качества, нежели личностные свойства актера.
Леонид Бичевин видится очень хорошим человеком, мягким и добрым. И своих героев артист наполняет тем же светом. Хотя в его творческой карьере много самых разных образов.
И его "фейс" лично меня совсем не смущает. Он прекрасен.
И даже в его творческой профессии, где красавцев считать не пересчитать, у него свое особое, на мой взгляд, место. При всей броской мужской фактуре и несомненной даровитости, он напрочь лишен самолюбования и непомерной амбициозности, так часто свойственной представителям актерского цеха.
Всегда улыбчивый и ироничный в оценке собственной значимости, Леонид Бичевин вызывает несомненную симпатию.
Бесспорному уважению надлежит и тот факт, что почти двадцать лет он служит одному театру. В постижении премудростей мастерства терпеливо проходит этот долгий путь ступенька за ступенькой. Театр не терпит недоучек, сцена мощный индикатор профессиональной пригодности. И зрителя не обманешь.
Бичевин по-настоящему театральный лицедей, он чувствует силу сцены, она же в ответ питает его актерскую энергию.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятных просмотров кино и спектаклей с любимыми артистами!
И по обыкновению, ниже ссылка на спектакль "Маскарад" , о котором шла речь.
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылки на другие публикации канала о любимых артистах ниже: