17 сентября 1941 года произошла одна из крупнейших катастроф СССР на воде - когда из-за рокового стечения обстоятельств на Ладожском озере погибли более 1000 курсантов Военно-морской медицинской академии, офицеров и вольнонаемных сотрудников Гидрографического, Артиллерийского и Технического управлений ВМФ, студентов ремесленного училища а также члены их семей.
В начале сентября немцам удалось захватить Шлиссельбург, в результате чего кольцо блокады вокруг Ленинграда окончательно замкнулось. Но эвакуировать население города по прежнему можно было по Ладожскому озеру. Многочисленные баржи и сухогрузы днем и ночью перевозили на другой берег людей и самый разнообразный груз. Спустя неделю после падения Шлиссельбурга было принято решение о начале эвакуации ВМФ, курсантов военных и других ВУЗов. Точкой эвакуации назначили порт Осиновец.
К удивлению эвакуируемых, им предстояло проделать путь на так называемой несамоходной барже №752, которую толкал буксир "Орел". На борт взошло около 1200-1500 человек. Точных подсчетов тогда никто не вел.
На буксире был очень опытный капитан - Иван Ерофеев. Он не понаслышке знал, как коварна бывает Ладога и что во время штормов высота волн здесь достигает 5 метров. Воспринимать это озеро надо как полноценное море и относится к нему соответствующим образом! Капитан сразу сказал - буксировать баржу с таким количеством людей и в такую переменчивую погоду очень опасно. Однако начальство настояло на обратном - в военное время к такому риску относились иначе.
Ночью 17 сентября 1941 года буксир с баржей начали движение. Сопровождала их небольшая канонерская лодка Шексна. Опасения Ерофеева сбылись - погода начала ухудшаться прямо на глазах. Как вспоминали потом курсанты: тогда все они находились в трюме и в три часа ночи услышали, как корпус баржи сильно заскрипел. Послышались встревоженные голоса, появилось чувство приближения неминуемой беды. Потом послышался звук просачивающейся воды и на барже началась паника. Кто-то достал спички и смог найти пробоину. Но как на зло под рукой не было ни ветоши, ни инструментов чтобы ее заделать.
А тем временем вода все прибывала. Личные вещи и чемоданы начали плавать. Люди устремились к центральному люку, но он оказался закрыт сверху. Офицер на палубе не понимал что происходит нечто ужасное и раз за разом повторял что выходить наружу нельзя из соображений маскировки.
Пассажиры устремились к кормовому люку - его никто не охранял. Но проход из него в темноте был сильно затруднен - люди просто ударялись головами об открытие механизмы рулевого управления и сильно травмировались.
В конечном итоге разум возобладал над эмоциями и людей выпустили на палубу. Внизу, в трюме, группа курсантов во главе с капитаном баржи Боковым и комиссаром полка Макшанчиковым пытались спасти баржу и вычерпывать воду. В ход пошли не только ручной помповый насос, ведра, но и кепки-бескозырки. Но борьба с силами природы оказалась слишком неравна. Баржа слишком сильно осела, поэтому буксир не мог больше ее толкать, а стал кружить рядом и подавать сигнал бедствия. Канлодка Шексна, сопровождавшая баржу, во время шторма отстала от нее и ничем не могла помочь.
Первыми на сигнал бедствия отреагировали фашисты. На горизонте появился самолет-разведчик, вслед за ним прилетел бомбардировщик. Курсанты отстреливались из ружей, но тщетно. Однако баржа в ходе обстрела серьезных повреждений не получила и все еще оставалась на плаву.
Спасательная операция не прекращалась до утра - буксир подбирал на борт тех, кто оказался в воде, при этом надеясь что баржа еще продержится. Сам Орел был переполнен, приняв на борт более 200 человек и сам рискнул пойти ко дну. Но в том время как экипаж буксира рисковал своими жизнями, вызывают большие вопросы действия экипажа военной канонерской лодки Селемджа, которая оказалась ближе всего.
Да, она тоже отражала налеты авиации противника, однако почему то совсем не спешила помогать в спасательной операции. Капитану буксира пришлось лично подниматься на борт Селемджи и угрожать экипажу оружием, чтобы они тоже брали на борт утопающих. На борт канонерской лодки, более крупной по размерам, взобрались только 24 человека. Баржа развалилась и пошла ко дну.
По имеющимся сведениям, в трагедии на Ладожском озере погибло более 1000 человек.
В своем докладе Макшанчиков назывались следующие причины ЧП:
- Перегруз баржи;
- Плохие погодные условия;
- Бардак в самом порту - перед отплытием на поиски буксира ушло 4 часа. Можно было выплывать раньше и не попасть под шторм;
- Халатность при охране баржи. Шексна отстала и не могла отбивать атаки немцев и помочь в спасательной операции;
- Командир Селемджи проявил излишнюю осторожность и до последнего не принимал участие в спасательной операции;
- Неподходящее транспортное средство - баржа была сильно изношена.
В тот день на Ладожском озере немцами были уничтожены еще две баржи, в том числе одна с пулеметным батальоном. Но все эти потери меркнут по сравнению с трагедией баржи №752. Еще бы, столько жертв и неоднозначное стечение стольких обстоятельств. Это событие точно не осталось бы незамеченным, если бы несколькими месяцами ранее немецко-фашистские войска не напали бы на Советский Союз.
Ну а на этом все. Спасибо за прочтение, друзья. Будем благодарные если вы оцените публикацию лайком и выразите свое мнение в комментариях.