Феномен камикадзе, таранивших корабли на самолетах со взрывчаткой, вопреки общим представлениям, проявился не в начале, а лишь в самом конце Второй мировой. Осенью 1944 года в Японии был сформирован отряд таких летчиков. Их основной целью являлись корабли американцев и их союзников, однако нередко удары наносились и по наземным силам. Статистика поражает: было потоплено более 80 крупных судов, сильно повреждено около 200, а более 70% потерь американских моряков - это результат атаки камикадзе, а не торпедирования врагом или детонирования морских мин. Но и советским воинам также пришлось столкнуться с этим необычным явлением.
Начало
СССР вступил в схватку с Японией только 9 августа 1945 года. На следующий день колонна наших танков уже попала под одну из таких атак. Тогда два самолета удалось сбить, а один все же врезался в Т-34. Спустя три дня к месту дислокации танковой дивизии прилетело уже больше дюжины камикадзе. Часть смогли сбить, а остальные не нанесли существенного урона. Многие попросту промазали. Но советское руководство сильно насторожилось - если так будет продолжаться, то наши потери существенно возрастут.
Японцы в буквальном смысле решили "пойти дальше" и замахнулись на Владивосток. Один из камикадзе получил задачу - долететь до порта Владивостока и уничтожить там самый крупный корабль. Если не получится - то найти самый большой дом в городе и протаранить его - так и было записано в его полетной книжке. Кстати, там был даже ценный совет для успешного окончания миссии - глаза закрывать только в самый последний момент, когда хорошо прицелился.
Американский Таганрог
"Таганрог" - так назвали один из танкеров, который СССР получил по системе ленд-лиза из Америки. Перевозило это судно преимущественно авиационное топливо. Вооружили его соответственно времени и месту - две зенитки и шесть пулеметов. Командовал "Таганрогом" опытный сибиряк Зайцев Кузьма.
После очередного рейса из США танкер встал на причал в порту Владивостока наряду с другими транспортными судами.
Роковой день
Погода 18 августа 1945 года радовала. Было солнечно, время приближалось к обеду. Офицеры направились в столовую, оставив наблюдателя на мостике. Бдительный краснофлотец Витя Росляков опешил от увиденного. На расстоянии километра от судна летел самолет, который открыл по нему огонь. Однако из-за большого расстояния пилот мазал.
На судне раздался сигнал тревоги и стрелки немедля заняли свои места. Раздался грохот всех пулеметов и зенитных орудий. Камикадзе, по всей видимости, растерялся от такого напора и решил набрать высоту и попробовать зайти на второй круг чтобы атаковать с более удачной позиции.
При второй попытке сблизиться пилот продолжил поливать палубу из своих орудий так, что никто не высовывался из-за укрытий. В этом момент опытный стрелок зенитки Бурмистров смог просчитать траекторию камикадзе и выстрелил на опережение. На расстоянии всего в 200 метров от судна самолет японца загорелся, пролетел над танкером сбив антенны и упал с обратной стороны всего в паре десятков метров.
Самолет пошел ко дну, загорелось вытекшее из бака топливо. Морякам пришлось сбивать пламя пожарными шлангами чтобы оно не перекинулось на судно, пока не удалось поднять якорь и отплыть от этого места подальше. Только после этого команда смогла выдохнуть. Однако оказалось, что самое неприятное ждало их впереди.
Следствие
Командование флота не поверило, что морякам удалось сбить камикадзе. Они склонялись к версии что был сбит как раз таки наш, советский самолет. На борт немедленно прибыли сотрудники НКВД и контрразведки. Следователи допрашивали всех моряков с пристрастием, срывали с них погоны и грозили расстрелом за огонь по своим.
Никто не верил, что главная база советского флота на Востоке, защищенная мощнейшими средствами ПВО, едва ли не стала целью безумного летчика, пролетевшего несколько сотен километров по морю! Такая безалаберность могла стоить головы многим чинам, ответственным за безопасность города! Поэтому крайними захотели сделать Бурмистрова и командира судна и превратить их подвиг в саботаж.
Лишь адмирал Юмашев смог помочь своим подчиненным. Он хоть и прибыл с опозданием, но велел водолазам найти японский самолет и поднять его части и пилота на танкер чтобы предъявить в качестве доказательств. Приказ был исполнен и только увидев все воочию, рьяные следователи принесли свои извинения.
В газетах вышла заметка о подвиге моряков. Благодаря их отваге удалось предотвратить огромные разрушения. Ведь по соседству с танкером "Таганрог" стояли другие судна, груженные легковоспламеняющимися материалами.
Ну а на этом все. Спасибо за прочтение. Будем благодарны если оцените публикацию "лайком".