Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Странные объекты в Главном Поясе Астероидов

Странное, – в том числе и в Поясе Астероидов, – всегда подразумевает наличие «обычного». Нормы, от которой можно отклоняться. Соответственно, о странном появляется возможность говорить лишь тогда, когда накоплено достаточно информации.

Следовательно, о норме. Главный Пояс Астероидов – остатки, буквально «тень», пятого протопланетного кольца, образовавшегося при распаде остаточного газопылевого диска Протосолнца. Кольцо было рано разрушено и поглощено Юпитером (или даже планетоидами шестого кольца). И ключевое слово здесь «рано». Пять астероидов из шести относятся к классу хондритов, – то есть, представляют собой планетезимали или осколки планетезималей. Хондриты кольца, впрочем, не совсем аутентичные. В большинстве случаев, войдя на время в состав относительно крупного тела, вещество астероидов переживало нагрев и сжатие.

И хондриты фаэтонского кольца очень хорошо – подробно – изучены. Большим количеством образцов наука располагала ещё до начала эпохи космических полётов. Метеориты не являются большой редкостью, и почти все они (крошечные исключения составляют фрагменты с Луны и Марса) – фаэтонские.

Что на самом деле и почему взорвалось в 2013 году над Челябинском
Цитадель адеквата23 февраля 2022

Таким образом, известно, что хондриты кольца в разной степени «углистые». То есть, помимо металло-силикатной пыли и связанных в ней воды и газов содержат довольно много аморфного углерода – сажи. Ведь, третьим по распространённости газом первичной туманности был метан. Теряя под воздействием космических излучений водород, углерод образует высокомолекулярные соединения, или же, если водород потерян весь, – хлопья угольной пыли.

-2

В туманности, однако, не происходит накопления сажи, так как углерод может снова соединиться с водородом. Так что, «углистыми» хондриты становятся на определённом этапе формирования системы, – когда водород кольцо уже покинул, а метан ещё нет. Сажа оседает на поверхность уже готовых планетезималей, которые затем сливаются и раскалываются, так что, степень «углистости» хондритов оказывается разной. Там же где она высока, есть шанс найти очень интересные соединения, – пурины, жиры, аминокислоты. Внутри хондрита Acfer 086, упавшего в Северной Африке и найденного в 1990 году нашёлся даже белок гемолитин. В состав живых организмов такой белок, может, и не входит, но факт образования в космосе сложных полимеров позволяет пересмотреть взгляды на роль небулярных веществ в возникновении жизни…

...То есть, нормой для Пояса Астероидов являются хондриты, – запорошенные углём «картофелины» из сваренной радиацией первозданной космической пыли. Отклонением же от нормы, – однако, вполне допустим, к этой категории относится оставшаяся шеста часть астероидов, – оказываются ахондриты. Это осколки коры, каменной мантии и первичных железных ядер планетоидов, успевших сформироваться в кольце.

И это к вопросу, как Юпитер кольцо разрушил. При столкновении двух движущихся по близким круговым орбитам тел они будут ускорены взаимным притяжением, и одно из них врежется в другое со второй космической со второй космической скоростью. Что в случае планетезималей соответствует скорости минутной стрелки часов. Соответственно, и скорость обломков… будет примерно такой же, – меньше второй космической для суммы масс тел. Планетезимали сольются. Но ситуация полностью изменится, если орбиты окажутся приведены в беспорядок близким массивным телом. Скорость столкновений возрастёт до сотен и тысяч метров в секунду. А значит, обломки смогут общую гравитационную воронку покидать… И вместо того, чтобы расти, тела начнут таять.

При этом, обломки будут сохранять общие элементы орбит. Так что, все ахондриты удалось объединить в несколько семейств, соответствующих существовавшим некогда в Поясе планетоидам. Оказалось также, что тела разных семейств имеют и химические, а значит, спектральные, отличия, обусловленные разным размером и разной степенью дифференциации недр… И вот так в Поясе астероидов был обнаружен чужак.

...Ну как, «в Поясе»? Метеорит Erg Chech 002, оказавшийся обломком некого неизвестного тела, был найден на Земле. Загадка, – ибо странно сие, не мог же разбитый планетоид не оставить других следов в космосе? – пока объяснения не получила. Зато, оказалось что метеорит содержит жилу минерала с высоким содержанием алюминия. Что позволило дополнить датировку по урану-свинцу методом алюминий-магний и узнать возраст гибели тела, в состав которого данный камень входил, очень точно. Получилось 4 565 560 000 лет.

Erg Chech 002
Erg Chech 002

Тем не менее, по изотопному составу родительское тело Erg Chech 002 относилось к пятому кольцу. Тогда как самый крупный, сохранный и известный из астероидов – Церера – нет. Обнаружение в составе этого тела толстого ледяного слоя (не исключено даже существование не замерзших до сих пор подлёдных морей) свидетельствует о рождении Цереры в одном из более удалённых колец.

То есть, самое крупное тело Пояса для него не «родное». Может, не только оно?

Видимо, не только. Например, тело за номером 238370 оказалось принадлежащим к категории неподдающихся классификации. Ибо оно проявляет кометную активность. Притом, весьма странную. Хвост у 238370 состоит не из газов, а из пыли. Теоретически, выбрасывать её с поверхности объекта могут выходящие газы… Но откуда бы не астероиде взяться газам? Разве что, это именно комета, – ледяная планетезималь из внешних колец, позже полностью выгоревшая, так что ледяное ядро оказалось покрыто панцирем спекшейся пыли.

Чужаками в Поясе считаются и «красные» астероиды – 203 Помпея (110 км) и 269 Юстиция (55 км). Красный в космосе – цвет толинов. И такие расцветки характерны для тел пояса Койпера. Следовательно, Помпея и Юстиция могут быть планетезималями десятого кольца, как-то – тут механизм не слишком ясен – заброшенными во внутренние регионы системы.