Найти тему

В музей без боли

Оглавление
Помните свой первый поход в музей? Когда это было, в школе? Какой был экскурсовод? Какие впечатления у вас оставил музей? Ходите ли вы в музеи сейчас, во взрослом возрасте?
Кроме менторского тона, духоты, длинных очередей и неудобных правил в музее есть тонны интересного и вдохновляющего. Но, к сожалению, не все музеи могут выдержать баланс между образованием и развлечением.
И вот у посетителя появляется диссонанс и куча вопросов: «Как же ходить в музей, чтобы было приятно? И возможно ли это?». Если конечно желание сходить в музей ещё осталось.

Надеюсь, мои «13 заповедей» помогут вам принять и полюбить музеи с их плюсами и минусами и продолжить с ними знакомство на новом уровне.

1. Планировать заранее

  • Мне честно очень жаль, но придётся спланировать поход хотя бы за день. Иначе, шанс попасть в музей так, как вам удобно, вы сможете с вероятностью 50%.
  • Посмотреть сайт, позвонить в музей, заказать электронный билет, узнать, есть ли дополнительный вход без очередей — всё это может спасти ваше настроение и впечатление от похода. Также осознавайте свою ответственность, когда собираетесь в музей в «бесплатный день» или другое массовое мероприятие, когда в музей приходят самые большие толпы.

Например: вход в Эрмитаж через Шуваловский подъезд (#3) практически всегда безлюдный, даже когда в Главный вход очередь до Дворцовой пл.

1 - Главный вход; 2 - Салтыковский контроль; 3 - Шуваловский подъезд; 4 - Комендантский подъезд; 5 - Иорданский подъезд
1 - Главный вход; 2 - Салтыковский контроль; 3 - Шуваловский подъезд; 4 - Комендантский подъезд; 5 - Иорданский подъезд

2. Быть сытым

Если бы не нужно было планировать – этот пункт был бы на первом месте.

Сытый человек, который готов идти в музей.
Сытый человек, который готов идти в музей.

3. Заранее ограничить время, которое проведёте в музее.

  • Договоритесь с собой — сколько времени вы проведёте в музее: на самой экспозиции, в магазине, в кафе, не забудьте про поход в уборную и гардероб. Вам будет психологически проще, если вы будете точно знать, что это когда-нибудь кончится) даже если вы очень любите музеи и никогда в них не устаёте.
  • Не зря существует целый специальный термин«музейная усталость» — состояние изнеможения и психический предел перенасыщенности информацией, введённый музееведом Томиславом Шола.
Музейная усталость, конечно, возникает не просто из-за гигантских размеров некоторых музеев; в принципе она наступает из-за того, что, несмотря на всю престижность, музеи никогда не исходят из интересов посетителей, а прежде всего — из интересов науки.
Томислав С. Шола. Источник: www.thebestinheritage.com
Томислав С. Шола. Источник: www.thebestinheritage.com

4. Определить цель похода.

Для чего конкретно вы идёте в музей? Скажу точно, зачем ходить в музей не нужно: чтобы посмотреть всё.

Это можно назвать «музейным скроллингом».

Выберите 1, 2, 3 экспоната / 2 признака в предметах, которые вы точно планируете увидеть и не отклоняйтесь от плана. Эпоха, художник, школа, страна, временная выставка — со всем этим можно определиться заранее с помощью музейного сайта.

5. Выдохните перед входом в музей, не суетитесь, здесь некуда торопиться.

Экспозиция – это текст. Предметы – язык. Представьте, что читаете книгу и путешествуйте не спеша и с удовольствием.

6. Настройтесь на открытость и принятие нового.

Это кажется странным, но настрой действительно важен. В музее бывают провокации, не спешите с суждениями, возможно, в глубине притаилась адекватная концепция. Но возможно и нет.

:) Из этого вытекает следующий пункт.

7. Музей может ошибаться.

Музей – это просто форма рассказа. Как книга или фильм. Отличие музея только в том, что его создавали не 10 авторитетных людей с субъективным мнением, а 10 000 авторитетных людей с субъективным мнением. Но это всё равно не значит, что вам обязательно должно нравиться всё, что представлено в музее, я имею в виду и экспонаты, и саму выставку или экспозицию*. Вы всегда имеете право на личное мнение, если оно не выражается в супе, брошенном в картину.

8. «Надейся на лучшее и готовься к худшему»

  • Давайте будем реалистами: не рассчитывайте сильно на «высокий уровень сервиса», особенно если это государственный музей. Не расстраивайтесь, но и не стоит оставлять без внимания серьёзные оскорбления.
  • Также не советую общаться без необходимости со смотрителями. И не стоит спрашивать у них информацию об экспонатах или художнике – часто им запрещено говорить с посетителями на темы содержания выставки, и их могут даже уволить, ведь, во-первых, для таких разговоров в музее должен быть квалифицированный экскурсовод, а во-вторых, смотритель должен в первую и самую главную очередь следить за безопасностью и сохранностью предметов.

9. Наденьте удобную одежду и обувь.

  • Разумеется, в музей приятно надеть красивые вещи, не спортивные, не джинсы и т.д., но одежда должна быть удобная, подходящая под температуру в помещении. Если уж нельзя посидеть, то хоть от себя зависящий физический комфорт нужно учесть.
  • Также советую взять сменную обувь, если сейчас холодное время года — ходить по тёплому помещению в зимней уличной обуви дольше 20 минут очень тяжело и неудобно.

10. Если берёте аудиогид – уточните, на сколько времени рассчитан весь его запас информации и соотнесите со своим временем.

Аудиогиды бывают рассчитаны на то, что вы послушаете их целиком с определённым сценарием экскурсии, а бывает, что в них 20 часов информации и вы можете выбирать только то, что вам интересно, без контекста с другими предметами.

11. Во избежание каши в голове – выбирайте, с кем вы «общаетесь» – с куратором экспозиции и пытаетесь понять его идею/с коллекционером/с создателем экспонатов.

Это совершенно разные подходы к выставке, которые при правильном настрое помогут вам глубоко погрузиться в тему.

12. Выберите, как вам интереснее знакомиться с предметами – почитать заранее и увидеть то, о чём вы уже кое-что знаете/ посмотреть личным взглядом и после похода узнать о теме подробнее.

Классический искусствоведческий подход гласит:

«Сначала смотрим, потом читаем».

Чтобы лучше развивать критическое мышление, независимую позицию и навык распознавания, что и кто перед вами вообще находится. Но даже если вы искусствовед, то правилом можно пренебречь. Они ведь созданы, чтобы их нарушать.

13. Не скупитесь на обратную связь и поделитесь мыслями с близкими.

  • В зависимости от вашего личного темперамента, расскажите о своих переживаниях сразу после похода в музей или через несколько часов или дней, или запишите мысли в дневник. Проанализируйте — изменились ли ваши взгляды на что-либо после похода в музей и почему это произошло. Это сделает впечатление от похода цельным и вы получите чувство удовлетворения.

*выставкой обычно называют временные проекты, а экспозицией — постоянную выставку в музее, которая не меняется десятилетиями.

Конечно в жизни должно быть место спонтанности, вы всегда отталкиваетесь от своих возможностей и предпочтений. Но планирование и предсказуемость — добавляют спокойствия и уверенности, особенно когда дело касается такого ответственного задания, как «приятно сходить в музей» :)

Если вам понравилась статья, не скупитесь на репосты. Я мечтаю, что люди подружатся с музеями, а музеи с людьми. Буду благодарна любой поддержке и приглашаю вас в свой телеграм-канал, там больше интересны х музейных заметок.
Мир вам.
Как ходить в музей?