Как я уже писал ранее, МинКульт Казахстана в лице пока неустановленных сотрудников, в интересах руководителей архивов, не желающих допускать интересующихся историей граждан в архивы, инициировал изменения в Законах Казахстана. Данные поправки меняют текст Законов так, что при его буквальном трактовании фактически никто не сможет пользоваться архивными фондами, т.к. буквально все архивные документы окажутся под защитой Закона "О персональных данных" и будут требовать согласия родственников даже для документов 18 века, да и вообще на любые документы.
Кроме того в "консультативном документе", который содержит всю проблематику и мотивировку необходимых изменений, были искажены факты и проблема сильно приукрашена, а в одном из пунктов это коснулось меня лично.
Об этом я подробно писал в статье: "В Республике Казахстан хотят ужесточить доступ граждан к архивам"
Почему данный Законопроект нельзя принимать в данной редакции было подробно описано в статье "Последняя возможность принять участие в обсуждении поправок в Законы об архивах в Республике Казахстан", где разобраны два самых проблемных пункта, которые сделают работу в архивах невозможными.
Многие граждане оставляли свои возражение под текстом Проекта Закона, а также ставили подписи под Петицией против данных поправок. К слову, на данный момент подписей около сотни, а ответы на комментарии под Проектом Закона заслуживают отдельного поста.
Мною была написана жалоба с требованием обосновать почему сотрудниками Министерства Культуры были допущены такие грубые искажения фактов в "консультативном документе" и вот пришёл ответ на эту жалобу.
Вот что сообщают представители Министерства Культуры.
Т.е. Министерство признаёт за собой вину, списывая всё на "человеческий фактор" и извиняется, что моя скромная персона была упомянута. Это понятно. Но вот про то, что как минимум один из пунктов в обосновании серьёзности проблематики и острой необходимости менять Законы Республики Казахстан, по сути искажены до неузнаваемости - тут они молчат.
А если есть один такой пункт, то где гарантии, что в "консультативном документе" таких пунктов не добрая половина? Где гарантии, что проблема вовсе не "высосана из пальца", а истинная причина одна - ограничить доступ в архивы?!
Далее МинКульт сообщает очень интересные данные, которые также служат для пояснения необходимости менять Законодательство:
Цифры, приведённые в данном письме, просто нереальные и смешные!
Если 1013 запросов в ГОД на все архивы страны является острой проблемой, которую необходимо решать изменениями в Законы, то это прям печально.
А методика подсчёта зарегистрированных исследователей и выданных им дел вызывает большие сомнения, учитывая количество мест в читальных залах, а также понятие "уникальный посетитель" или "визит в книге регистрации", где учитываются все, даже участники больших экскурсий.
И вот именно такие цифры ложатся на стол к министрам и они думают, что это хоть примерно похоже на правду. Но я в этом сильно сомневаюсь!
Про определение "социально-правовых" запросов я вообще молчу.
Т.е. абсолютно любой запрос, касательно состава семьи в переписи 1917 года, любой запрос о обучении в школе в 1923 году или по актам гражданского состояния 20-х годов, которым уже 100 и больше лет - это всё "социально-правовые запросы". Тут даже комментировать сложно, если честно.
И в итоге переходим к любимым формулировкам, которые любят писать архивы в ответ на наши запросы, звучащие как "просьба подтвердить родство с персонами ,по которым вы запрашиваете данные".
Министерство Культуры, конечно, молодцы. Они в очередной раз в своих ответах сообщают, что на все документы, переданные в государственные архивы (по истечение 75 летнего срока) норма Закона "О персональных данных" не распространяется и подтверждение родства не требуется.
Проблема в том, что архивы снова и снова это самое подтверждение требуют.
Проблема в том, что сейчас архивам можно возразить и указать на норму Законодательства, добившись своих законных прав.
В новой редакции, которая опубликована в Проекта Закона, никаких отсылок к исключению "документов по истечению 75 лет" или исключений для каких-либо документов вообще по типу или срокам просто нет!
Будем и дальше добиваться, чтобы текст Закона был приведён в соответствие со здравым смыслом и интересами исследователей, посетителей архивов.