Найти в Дзене

Процоенная музыка (эссе)

Сегодня вся влюблённая в русский рок общественность дружненько справляет 60-летие Виктора Цоя. Увы, этот музыкант не дожил до столь почтенного юбилея, оставив этот мир всего лишь в 28. Пропустить такую дату я, конечно же, не имею права... или имею, но хочу не иметь... в общем, в искусстве, как и в жизни, всё сложно и легко одновременно. А потому, не мудрствуя лукаво, хотел бы рассказать вам о своём личном отношении к этому артисту.
Отчасти для того, чтобы закрыть эту тему раз и навсегда...

Виктор Робертович Цой (21 июня 1962, Ленинград, РСФСР, СССР — 15 августа 1990, 35-й км шоссе "Слока — Талси", Тукумский район, Латвийская ССР, СССР) — советский рок-музыкант, автор песен, поэт, художник и актёр корейского происхождения. Основатель и лидер рок-группы "Кино"; до этого являлся участником групп "Палата № 6" и "Автоматические удовлетворители". Один из самых влиятельных и известных советских рок-музыкантов; Цой сам писал все тексты и исполнял все песни на концертах группы «Кино», распавшейся после его смерти. Помимо музыкальной деятельности, снялся в восьми фильмах. После исполнения роли Моро в фильме "Игла" (1988) журнал "Советский экран" назвал Цоя лучшим актёром 1989 года. В 2012 году журнал "Rolling Stone Russia" включил Цоя в двадцатку "лучших музыкантов в большом кино"
Виктор Робертович Цой (21 июня 1962, Ленинград, РСФСР, СССР — 15 августа 1990, 35-й км шоссе "Слока — Талси", Тукумский район, Латвийская ССР, СССР) — советский рок-музыкант, автор песен, поэт, художник и актёр корейского происхождения. Основатель и лидер рок-группы "Кино"; до этого являлся участником групп "Палата № 6" и "Автоматические удовлетворители". Один из самых влиятельных и известных советских рок-музыкантов; Цой сам писал все тексты и исполнял все песни на концертах группы «Кино», распавшейся после его смерти. Помимо музыкальной деятельности, снялся в восьми фильмах. После исполнения роли Моро в фильме "Игла" (1988) журнал "Советский экран" назвал Цоя лучшим актёром 1989 года. В 2012 году журнал "Rolling Stone Russia" включил Цоя в двадцатку "лучших музыкантов в большом кино"

Думаю, не сделаю открытия, если скажу, что творчество группы "Кино" мне никогда не было близко. Даже при всей моей (в своё время - бешенной) любви к року советского производства, песни этой группы всегда казались мне уж слишком простыми и неинтересными в музыкальном и текстовом плане. Нет, конечно, и у меня есть любимые песни "Кино". По сути их всего две - "Дерево"...

...и "Кончится лето".

По иронии судьбы, с первого и последнего альбома коллектива. На мой взгляд, две эти композиции, чистые и ясные, как июньское солнце, и стоит включать во все сборники лучших композиций русского рока.
Однако отрицать "киноманию" и её влияние на отечественную музыку - столь же глупо, как отрицать существование собственного сердца. Корни этой самой "мании" вполне ясны: как я и сказал выше, песни Цоя просты по музыке и достаточно понятны по тексту, и потому хорошо усваиваются большинством слушателей. Безусловно, это не радийная жвачка - во многие "кино"-песни заложен глубокий смысл, трогающие душу чувства. Но и рядом с условной
"Stairway to Heaven" творчество "Кино" лучше не ставить, дабы не сравнять последнее с землёй.

Скажете, несравнимые вещи? В чём-то да. Но подумайте сами, что скорее станет массовым гимном нескольких поколений: 10-минутная многочастная, напичканная смыслами и неясными образами "Лестница в небеса" или условная "Группа крови" с лёгким ритмом драм-машины и простейшими гитарными партиями? Думаю, ответ очевиден. Это не значит, что что-то лучше или хуже: такова се ля ви.

Конечно, "киномания" в первую очередь видна на примере музыкантов, профессионалов и любителей. Для многих песни "Кино" становятся первыми песнями, которые они разучивают на гитаре (а для многих становятся последними). Культ гитары в нашей стране, возникший в своё время в связи с появлением бардов-шестидесятников, ныне во многом зиждется на материале русских рокеров, и в первую голову - на материале "Кино". А любовь народных масс к этим песням заставляет уличных музыкантов вновь и вновь выходить на улицу с "Переменами" и "Кукушкой", а профессионалов записывать всё новые и новые трибьюты памяти звезды. В результате всестороннего "процоевания" массовой музыкальной культуры с творчеством этого человека происходит то, что уже произошло с наследием таких величин, как Пушкин и Чайковский - оно начинает страшно бесить.
Ты уже не можешь спокойно воспринимать любое воспоминание о Цое, а любому уличному гитаристу, вне зависимости от его способностей, подчас и весьма высоких, при первых аккордах "Кукушки" хочется прокричать:
"Молю Господом нашим, замолчи!". Я живу в городе Питере и прекрасно знаю о чём говорю...

Не стоит ли немного притормозить с Цоем? Не такая уж это великая музыка, чтобы поднимать её из глубин каждый божий день. Может, уличным музыкантам стоит хоть чуть-чуть скорректировать репертуар, а слушателям обратить внимание на других артистов?
За музыкантов я не в ответе, но вот за слушателей...
В каждой новой статье я стараюсь рассказывать об интересных музыкантах и песнях, на свою пока что небольшую аудиторию вещать о роке, блюзе, джазе, диско, евродэнсе, мало ли о чём ещё. Так что заходите иногда: может, разнообразите свой плейлист.

Никакого негатива к поклонникам Виктора Цоя и группы "Кино" я, разумеется, не испытываю. Каждый волен слушать то, что он хочет, и не дай Бог кому-то мешать или что-то навязывать. Мне просто не хочется, чтобы уже откровенно надоевшая многим музыка превратилась в затёртый томик Пушкина, на который ученик пятого класса взирает со вздохом усталости, рвущимся из молодой груди.

Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!

Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ!

#кино #цой #викторцой #ленинград #рок #музыка #русскийрок #статьи #эссе