Сегодня день рождения у бесподобной Насти Полевой - вечно молодой звезды русского рока, в числе других отличных музыкантов прославившей имя Свердловского рок-клуба. О ней в сегодняшней статьей и поговорим!
Ровно год назад я сделал личный топ песен Гарика Сукачёва, который тоже празднует день рождения 1 декабря. В этом году почтим и даму!
В сегодняшний топ вошли мои самые любимые песни, когда-либо исполненные Настей Полевой и её коллективом в разные годы. Песни составлены по моим собственным предпочтениям. А вы, уважаемые читатели, непременно дополняйте меня в комментариях!
10. "Море Сиам"
Начнём с классики петербургского периода истории группы "Настя". Песня "Море Сиам" появилась на свет в середине 90-х, время неспокойное для всех и для музыкантов в том числе. Несмотря на всеобщую депрессию из-за неуверенности в завтрашнем дне, группа начала активно записывать новый материал.
В песне и во всём одноимённом ей альбоме, вышедших в 1997-м, прослеживается увлечение Насти восточной культурой. И речь не только о музыке, но и о внешнем оформлении:
Не подумайте, что я знаток, я просто интересующийся любитель, неравнодушный ко всему, что связано с Японией и Китаем. Название альбома "Море Сиам", содержание текста одноимённой песни, желание, что-то постоянно сопоставлять с восточной философией, образом жизни, так или иначе, накладывает отпечаток на некоторые песни <...>Идею оформления альбома я придумывала сама. Две головы, как у сиамских близнецов; яркий, театральный тайский грим; "живая" розовая половинка и "мертвая" синяя – цвет моря, неба и холода (на главной странице буклета). Цветы – символ короткой жизни. Заячий остров с Петропавловской крепостью и Кремлём вместе в окружении воды, одной из составляющей нашей жизни.
Настя Полева
Воплотил идеи певицы художник Василий Гаврилов.
9. "Стратосфера"
Откатимся ненадолго в благословенные для всей музыки 80-е, когда группа под руководством Насти Полевой и её мужа и верного соратника, гитариста Егора Белкина только набирала обороты. Дело было в Свердловске в 1989-м, где "Настя" была звездой наравне с "Наутилусами", "Чайфами" и прочими классиками. Там был записан альбом "Ноа Ноа", по сей день почитаемый поклонниками одной из лучших, если не лучшей работой Насти Полевой.
Всё в том же Свердловске постепенно вставал на ноги и другой талант, который буквально через несколько лет сразит отечественную публику своими талантами - правда, не музыкальными, а кинематографическими. Звали этого человека Алексей Балабанов. В те годы он учился на режиссёрском отделении Высших курсов сценаристов и режиссёров, активно изыскивая возможность что-нибудь снять. Так появился клип на песню "Стратосфера" из альбома "Ноа Ноа".
Через некоторое время клип попал в ротацию на советское телевидение, а также в фильм Кирилла Котельникова "Сон в красном тереме", который был посвящён свердловским рок-музыкантам.
8. "Ноа Ноа"
Другой хит со всё того же альбома 1989-го года, заглавная "Ноа Ноа". Написана она была Настей Полевой (музыка) в сотворчестве с Евгением Кормильцевым, братом легендарного текстовика "Наутилусов" Ильи Кормильцева. Тогда Илья хотел больше времени уделять группе Вячеслава Бутусова, и в "Настю" на замену пришёл его младший брат.
Именно из-под его пера вылетела песня о таинственных таитянских ритуалах. Истоки её лежат в книге прославленного художника и писателя Поля Гогена под названием (сюрприз!) "Ноа Ноа". В ней Гоген описывает свой опыт жизни среди аборигенов Таити и свою любовь к местной полудикой красавице.
…Я поздоровался. Улыбаясь, она села рядом со мной.
— Ты меня не боишься? — спросил я.
— Нет.
— Хочешь всегда жить в моей хижине?
— Да.
И всё…
Последовала неделя, во время которой я был юн, как никогда. Я был влюблён и говорил ей об этом, и она улыбалась мне.
По утрам, когда всходило солнце, моё жилье наполнялось ярким светом. Лицо Теха’аманы сияло, словно золотое, озаряя все вокруг. Таитянское «ноа-ноа» (благоухание) пропитало меня насквозь. Я не замечал, как текут часы и дни. Я больше не различал добра и зла. Все было прекрасно, все было замечательно...
Песня эта, безусловно, прекрасна. Я так низко отрейтинговал её только потому что оригинальное исполнение с альбома 89-го года мне не очень близко. Хотел бы посоветовать вам исполнение этой же песни от блистательной и неповторимой Ольги Арефьевой. Обязательно напишите, как вам.
7. "Ариадна"
В 1987-м Настя Полева, до того бывшая вокалисткой свердловской группы "Трек", приглашённой певицей в некоторых других проектах, а также мыла полы в студенческом клубе, разродилась собственным сольным альбомом. На нём отличились практически все звёзды Свердловского рок-клуба: на клавишах был "Дедушка уральского рока" Александр Пантыкин, на саксофоне играл Алексей Могилевский, тексты писал вышеупомянутый Илья Кормильцев, а помогал ему Вячеслав Бутусов.
Песня "Ариадна" открывала альбом, а значит, на ней лежала особая ответственность. Благо в качестве песни не приходится сомневаться до сих пор. В основе её лежит известный мифологический сюжет о дочери критского царя Миноса, Ариадне, которая дала герою Тесею конец своей нити, чтобы тот мог выбраться из логова Минотавра, страшного Лабиринта.
6. "Ветер"
В конце 1990-х группа "Настя" решилась на модный в те годы шаг: записать акустический альбом. Подобные альбомы выпускали почти все отечественные рок-музыканты - уж чего-чего, а опыта unplugged-выступлений у наших рокеров предостаточно. К тому же акустика позволяет раскрыть в старом знакомом материале новые нюансы. Поэтому Настя со своим коллективом заперлась в студии, чтобы создать собственную акустическую пластинку.
Альбом "Гербарий" вышел в 2000-м году. Он содержал акустические версии старых, любимых слушателями песен, однако были и три новинки, среди которых - "Ветер". Написана она была ещё в середине 80-х Егором Белкиным и Ильёй Кормильцевым для сольного магнитоальбома Белкина "Около радио", но до массового слушателя добралась лишь в начале нового столетия. Текст её был переписан под женщину-вокалистку, а название с "Братство по ветру" сменилось на "Ветер":
Песня эта очень нежная и какая-то богемно-трепетная, и я рад, что она получила такое оформление, как на альбоме "Гербарий". Популярность песни перешла границы жанров и одно время была популярна на радио "Шансон". Чудны дела твои, Господи!
5. "Снежные волки"
Как признавалась Настя Полева, другие люди писали песни специально для неё лишь дважды. Первым автором, который решился на такое, был Владимир Шахрин, подаривший ей свою песню "Всему своё время", а вторым - Вячеслав Бутусов, создавший "Снежных волков". "Снежные волки" - творение мистическое и необычное, оно, на мой взгляд, по сей день является одним из лучших ранних произведений солиста "Наутилус Помпилиус".
Несмотря на то, что создана она была в период появления альбома "Тацу", в состав этой пластинки она вошла только при её переиздании в 1997-м. Примерно тогда же на песню был создан очень атмосферный и мрачный клип.
4. "Тацу"
А вот и заглавный номер дебютного альбома Насти!
Музыка песни "Тацу" необычна для рок-альбома. Она написана в неудобном ритме 5/8, из-за чего к аранжировке пришлось привлечь более опытного музыканта, Игоря Гришенкова из группы "Апрельский марш". Историю создания текста и идеи песни Настя описывала так:
Иногда Илья обсуждал со мной тему текста, подходит ли она песне, если не подходит, то о чём бы мне хотелось петь. Иногда он вслушивался в мои "фонемы" и отталкивался от них, в буквальном смысле слова. Например, на "рыбе" я пела "Мацу Мацу", потом получилось "Тацу" и т.д.
В те годы Кормильцев активно постигал японский по аудиокурсу и знал, что "тацу" по-японски "Дракон". Так и возникла идея песни с восточной тематикой. Дополнительным вдохновением для сюжета послужила, очевидно, история лейтенанта Хироо Оноды, который воевал против союзных войск на небольшом филиппинском острове Лубанг во время Второй мировой войны (с 1944 года) и продолжал вооружённое сопротивление до 1974 года, отказываясь верить, что война закончилась. Он сдался филиппинским властям только 10 марта 1974 года.
3. "Клипсо-Калипсо"
И если в предыдущем треке Кормильцев развлекался с японским, то в песне "Клипсо-Калипсо" - уже с испанским. Песня повествует о коварстве женской натуры и одновременно отсылает к жанру карибской музыки "калипсо". Текст этот Кормильцев написал задолго до начала работы над альбомом "Тацу":
Текст “Клипсо Калипсо” Илья приносил мне задолго до написания музыкального материала <...>Но я положила текст в папку и забыла про него. Бутусов взял и написал на него музыку. В итоге, “Клипсо” оказалась в альбоме.
Настя Полева
Песня "Клипсо-Калипсо" - одна из моих любимейших тем в русском роке в принципе. Делитесь своим мнением в комментариях!
2. "Летучий фрегат"
В шаге от победы останавливается легендарный кавер на песню группы "Наутилус Помпилиус", "Летучий фрегат". Изначально она была написана для альбома "Переезд" ещё в начале 80-х, но... давайте честно, кто вообще помнит альбом "Переезд" и тем более, что там был оригинал "Фрегата"?
Но песня-то не просто хорошая - отличная! И она не могла просто так сгинуть в анналах истории.
В 1993-м Егор Белкин и Настя Полева решили поучаствовать в трибьют-альбоме "Наутилусов" "Отчёт. 1983-1993". Белкин сделал новую аранжировку к старой песне, присовокупив к ней в качестве пролога другую древность "Нау" - песню "Ни кому ни кабельность" из одноимённого концертного альбома.
После "Летучий фрегат" в исполнении "Насти" вошёл в её альбом "Невеста", а затем случилось чудо - группа выпустила один из первых в стране альбомов каверов отечественной рок-музыки, "Танец на цыпочках". Полева поступила схожим образом: для "Танца..." были найдены позабытые или просто не исполнявшиеся жемчужины различных рок-коллективов - от Гребенщикова до "Агаты Кристи". Что удивительно, в этот парад каверов "Летучий фрегат" не вошёл. Зато туда вошла другая, не менее, а может даже и более, прекрасная вещь...
1. "Голоса"
Победителем сегодняшнего забега по творчеству Насти Полевой я назначаю песню "Голоса", появившуюся в дискографии именинницы на вышеуказанной пластинке "Танец на цыпочках" в 1994-м. На тот момент песня существовала уже примерно лет шесть. Впервые она увидела свет на альбоме группы "Апрельский марш", который назывался - вы удивитесь! - "Голоса". Её единоличным автором является Евгений Кормильцев, а оригинальным исполнителем Игорь Гришенков. В данном видео вы можете услышать оригинал "Голосов" в его исполнении (на 31:25).
Однако до наших дней дошла и другая. не вошедшая в альбом версия песни, исполненная Настей Полевой. Спустя шесть лет она повторила песню уже для собственной пластинки - и повторила намного искуснее!
...без объяснений она была изъята из "списка". Почему, до сих пор хочу узнать. Звучала она, на мой взгляд, убедительно, хорошо, а главное, энергично. Потом я услышала другую версию, вошедшую как окончательный вариант. Песня стала медленная, тягучая с вялым вокалом, чему сильно удивилась, но авторам, как известно, виднее, не поспоришь. <...> Конечно же, на собственной записи мы делали всё, как положено. Если есть "мощный" гитарный рифф, то чего тут выпендриваться, надо брать и "мочить", чтобы ни у кого не возникало сомнений. Яркая, запоминающаяся вокальная мелодия, что ещё надо для "ударной", "ломовой" песни. С чувством, с толком, расстановкой исполнить всё это, расставить нюансы и "дело в шляпе". Такая песня не имеет права "спать".
Настя Полева
Чем ещё примечательна песня - так это своим роскошным психоделическим мульт-клипом. Музыкальный лейбл "Триарий", выпускавший альбом "Танец на Цыпочках" предложил Насте сделать мультипликационный клип (на тот момент они сотрудничали с Дмитрием Резчиковым и его студией "Девон"). Сначала задумывалось, что будут ещё "живые" съёмки с певицей для "синхрона». Но в результате получилось самодостаточное мульт-видео с музыкальным сопровождением. После окончания работ Резчиков отправился со “свежим” клипом в Швейцарию на анимационный фестиваль “Fantoche”, где “Голоса” были включены во внеконкурсную программу и, по словам автора, получили хорошие отзывы. Что нисколько не удивляет, потому что размаху психиатрической фантазии авторов только позавидовать!
Вот такой вот получился топ - очень и очень субъективный, очень и очень личный. Все эти песни я нежно люблю и готов переслушивать раз за разом - с самым разным настроением! Наверное, этим и хорошо творчество Насти Полевой - оно универсально и всегда интересно!
Обязательно пишите, что думаете о представленных сегодня песнях. Мне было бы очень интересно узнать ваше мнение!
Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..
© Павел Пластинин
#музыка #рок #русскийрок #настяполева #альбомы #дискотека80х #девяностые #песни #интересныефакты #рокнролл #егорбелкин