Анекдотическая ситуация произошла со мной.
Я взяла билет на «Снегурочку» в Большой даже не обратив внимания, что это НЕ ТА «Снегурочка», не Римский-Корсаков, а совсем другая и, между прочим, именно эта была самой первой и история ее создания весьма интересная.
В начале 1873 года Малый театр был закрыт на ремонт, артисты выступали на сцене Большого. Дирекцией императорских театров было задумано поставить спектакль, в котором можно было бы занять сразу три труппы: оперную, балетную и драматическую. К Островскому обратились с просьбой сочинить новую пьесу, а музыку заказали Чайковскому.
Драматург создал пьесу достаточно быстро, да и Чайковский был полон энтузиазма: он любил творчество Островского, любил весну, музыка к драме была готова по прошествии трех недель.
В результате получилось такое синкретическое существо - спектакль с музыкой, под которую танцевали в некоторых картинах, с хоровой музыкой, с некоторым количеством арий для определенных персонажей и все это связывалось драматической разговорной составляющей.
Я, честно говоря, как та критика, изначально тоже отнеслась скептически к действу. Это напоминает мюзикл или оперетту, не особо жалую эти жанры. Мне все кажется, что текст превращается в подпорку, в конферанс между музыкальными номерами. Тут немного не тот случай, но ощущение «два в одном» не покидало.
Немного странно было видеть «говорящих» актеров на сцене Большого, еще более странно, что пользовались они портативными микрофонами. Очень тяжело мне дались первые «переключения» с усиленных микрофонами голосов актеров к пению и оркестровому звучанию. Это фонетически непросто воспринимается, а если учесть, что тексты хоров несут несколько иную лексику, более фолклорную, старинную, то как будто работает переключатель цирфа/аналог.
Еще было очень непривычно, что у ключевых героев нет оперных партий. Снегурочка (!), Весна, Бобыль, Купава и другие работают исключительно с текстом.
Однако затем я привыкла и досматривала постановку с интересом. И тому есть несколько причин.
Во-первых, музыка Чайковского - есть музыка Чайковского. Какая сила и любовь, как трепетно сочинена или стилизована народная музыка и для хоров, и для немногочисленных арий, и для хореографических сцен! Просто по мне музыки маловато, но она драгоценна, безусловно. Оркестр под управлением И. Никифорчина был прекрасный - Чайковский звучал тепло, жизнерадостно. Хор тоже достоин всяческих похвал.
Во-вторых актеры Малого театра – хорошие актеры. Если перестать досадовать на то, что пришел в музыкальный театр, а музыки не хватает, то играют достойно.
Отмечу Анастасию Ермошину (Снегурочка), Владимира Носика и Людмилу Титову (Бобыль и Бобылиха) и Алину Колесникову ( Купава) – очень яркие роли.
Во-третьих все выглядит очень зрелищно, правда тут на ум приходит что-то из разряда больше шоу, чем музыкального театра. Но некоторые творческие находки в спектакле очень впечатляют (художник-постановщик - Мария Утробина). Блестяще решена история с сжиганием Масленицы, а уж как хороши версии народных костюмов – словами не передать.
Артисты балета и миманса присуствовали, но ничего особо яркого в хореографии не было, интересным мне показался только номер на песню «Купался бобер», а еще очень здорово в массовых сценах смотрелись цирковые артисты-акробаты.
Немного непонятно, кто целевая аудитория. Надо сказать, в зале было очень много детей. Некоторые откровенно страдали.
Отчасти понятно, ибо сказка эта совершенно недетская. Мальчикам было, думаю, особенно тяжело, они про отношения не любят. На ряду позади меня мальчик весь спектакль хныкал и вопрошал «Когда мы уйдем?» А мама, опять же, весь спектакль говорила: «еще чуть-чуть потерпи». Некоторых девочек мамы в антракте пытались мотивировать разговорами плана: «А ты кого бы выбрала – Леля или Мизгиря?».
- Лель – парень мечты! – ответила девочка, и мама тут же стала переубеждать ее и пояснять, что такое настоящая любовь.
Еще слышала диалог мамы и девочки «Интересно ли тебе, дочь моя?», дочь отвечала, что «не особо». Тогда мама сказала, что у той просто «не хватает насмотренности».
Видимо, этот спектакль больше всего подходит взрослым (особенно женщинам), любящим красивое, яркое действо. Есть что насматривать. А как горячо обсуждали зрительницы и Купаву, и Снегурочку даже во время спектакля, а уж после – еще больше!
Я и сама призадумалась, насколько же чувственная эта драма Островского и какие интересные психотипы представлены. И вероятно, в наше время все они воспринимаются иначе, чем во времена создания. Снегурочка не умеет любить по понятным причинам (вроде как не совсем человек), однако душнить, упрекать окружающих у нее получается весьма в духе обиженного представителя рода людского. А Купава горячая, искренняя девушка, человек действия, борется за свои права.
Безответственный пикапер Лель, капризный бизнесмен Мизгирь, легкомысленная дива мать Весна и контролирующий отец Мороз, государственник Царь, готовый пожертвовать отдельными жизнями во благо народа - все это, конечно, больше для взрослых.
Леля пела Дарья Белоусова и так-то все было неплохо, однако чувствовалась разница между тем, как играют драматические актеры и актриса музыкального театра. Как будто бы она была чуть медленнее, да и парень из нее не особо получился.
В целом, если учесть то, что данная «Снегурочка» - оммаж постановке, премьера которой случилась почти 150 лет назад, то понять и принять то самое «два в одном» проще.
Однако, в голову приходят мысли, что текущие времена с несколькими объединениями театров под одним художественным руководством могут стать временами новых сценических синкретических существ (особенно если будут ремонты) - и что-то даже тревожно.
Фото с сайта Большого театра, с поклонов - мои