Найти тему

В Самару! Первый жилой дом"советского образца" и его знаменитые жильцы

Решение «квартирного вопроса» после Октябрьской революции началось с издания 20 августа 1918-го года декрета «Об отмене частной собственности на недвижимости в городах». В распоряжении местных Советов оказались все мало-мальски ценные жилые строения, и началось массовое переселение пролетариата в конфискованные у «буржуев» дома. О масштабах процесса говорят цифры – в Москве за несколько лет в благоустроенные квартиры вселились почти полмиллиона, в Петрограде – свыше 300 тысяч человек.

Красноармейская, 19 / Чапаевская, 179. Фото А. Макарова
Красноармейская, 19 / Чапаевская, 179. Фото А. Макарова

Когда процесс завершился и стало ясно, что «отнятого и поделенного» жилья на всех не хватает, новые власти поставили перед архитекторами задачу создания нового в социальном плане типа жилища, отражающего становление социалистического быта.

П.А. Щербачев с женой
П.А. Щербачев с женой

Единого мнения по архитектурно-планировочному типу нового жилища не было. Выдвигались идеи как рабочих поселков из индивидуальных домиков и сети общественных зданий, так и комплексных домов-коммун с обобществленным бытом.

Классика конструктивизма. Сдержанность и ясность архитектурного облика достигнута использованием лаконичных форм
Классика конструктивизма. Сдержанность и ясность архитектурного облика достигнута использованием лаконичных форм

Надо сказать, часть проектов домов-коммун была реализована. Однако острая жилищная нужда мешала воплощению задуманных новаций - коммунальные службы не работали, общественные помещения отдавались под жилье одиноким, малосемейные корпуса заселялись многосемейными жильцами – что дискредитировало саму идею дома-коммуны.

-4

Переход к НЭПу, введение квартплаты и хозяйственной самоокупаемости жилья логично привел к тому, что основанная не бесплатной эксплуатации «коммуна» уступила место новой форме бытового коллектива – жилой кооперации с долевым участием в строительстве и эксплуатации дома. Доля общих «коммунальных» помещений при этом, естественно, резко уменьшилась.

первый этаж со временем "освоили" предприятия торговли и соцкультбыта
первый этаж со временем "освоили" предприятия торговли и соцкультбыта

Противопоставлением «дому-коммуне» являлся другой тип рабочего жилища – одноквартирный дом с участком, так же разрабатываемый после революции. Стремясь сделать малоэтажное жилище более экономичным и при этом сохранить характер усадебной застройки – вход в квартиру с улицы и «долька» озелененной территории каждой семье – архитекторы разрабатывали серии двух-, четырех-, восьмиквартирных и блокированных домов. В начале 1920-х малоэтажное жилище стало наиболее распространенным типом в строительстве не только в поселках, но и в городах. Однако уже к середине 1920-х стало ясно, что малоэтажным домикам и домам-коммунам стать основными типами жилищного строительства не суждено. Жилищная нужда требовала перехода на массовое строительство многоэтажных квартирных домов – действительно экономичного типа жилья, и таким типом стали секционные жилые дома.

Со стороны ул Красноармейской
Со стороны ул Красноармейской

В Москве, Ленинграде и столицах союзных республик первые жилые комплексы из секционных домов строились с использованием специально разработанных типов жилой секции. В Самаре же секционный тип жилья впервые воплотился в проекте, разработанном архитектором Петром Щербачевым. Сын «главного зодчего» дореволюционной Самары Александра Щербачева, выпускник Самарского Реального училища и высшего Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, прошедший стажировку в Европе и едва не унесенный волнами революции в эмиграцию, сумел-таки оказаться полезным и востребованным новой властью и блистательно реализовать себя в родном городе.

дворовый фасад
дворовый фасад

Творческой удачей стала первая же работа Петра Щербачева – монументальное здание Железнодорожного Управления на привокзальной площади в стиле «модернизированной классики», сданное в эксплуатацию в 1923-м году. Следующей работой стал спроектированный спустя пять лет на той же улице Красноармейской так называемый Дом облисполкома, квартиры в котором предназначались для руководства тогдашней Средневолжской области.

Со стороны ул. Чапаевской
Со стороны ул. Чапаевской

Изначально трехэтажное здание на 70 квартир имело максимально аскетичный вид. Фасады, по-конструктивистски лишенные декора, оживлялись лишь ритмом выделенных цветом пилонов и ленточным остеклением лестничных клеток. Вертикально ориентированная пластика фасадов вызывала в памяти строгую неоклассику 1910-х, единственный декоративный элемент – барельеф в виде серпа и молота – находился в левой части здания со стороны ул. Чапаевской. Вместе с главным символом страны Советов на фасаде запечатлели годы строительства – 1927-1928.

После надстройки  дом в целом сохранил  «монолитный» конструктивистский образ
После надстройки дом в целом сохранил «монолитный» конструктивистский образ

При всей наружной строгости внутри дома все было неплохо – железобетонные перекрытия, высокие потолки в квартирах , толстые стены, обеспечивавшие комфорт и звукоизоляцию, достаточно просторные кухни. При строительстве сразу же подвели водопровод и канализацию. Правда, отопление вначале было печное.

Салон красоты "Новая высота"
Салон красоты "Новая высота"

Имен первых вселившихся жильцов история не сохранила. Зато впоследствии здесь проживало немало известных в городе людей. После того, как институт «Гипровостокнефть» надстроил в 1965-м году дом до пяти этажей, увеличив количество квартир до 110, одну из квартир получил автор проекта реконструкции – архитектор Алексей Моргун.

А.Г. Моргун
А.Г. Моргун

До этого семья будущего главного архитектора Куйбышева проживала на ул. Садовой в деревянном доме с печью и «удобствами» на улице. Квартиру №18 в 1973-м году занимал великий театральный режиссер Петр Львович Монастырский.

П.Л. Монастырский
П.Л. Монастырский

Соседкой по дому была проживавшая в квартире №89 легендарная «повелительница куйбышевского шоколада» Елена Васильевна Шпакова, 22 года занимавшая пост директора фабрики «Россия».

Е.В. Шпакова
Е.В. Шпакова

Нынешние жильцы свой знаменитый дом, приближающийся к вековому юбилею, любят. Квартиры, несмотря на небольшую площадь, до сих пор вполне комфортны. С верхних этажей открывается прекрасный вид на оперный театр и площадь Куйбышева, так что можно любоваться парадами и праздничными мероприятиями, не покидая дома.

Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете