Найти тему
Книжный класс

Две Натальи Гончаровы

Их родство не секрет. Одна – Наталья Николаевна (1812-63), жена и муза Пушкина, другая – Наталья Сергеевна (1881-1962), художница, которая с детства знала, что приходится не только тезкой, но и двоюродной внучкой (внучатой племянницей) Наталье Николаевне. Также об обеих известно, кажется, все то, что сохранилось в письмах и мемуарах современников, деловых документах и прочих исторических источниках.

Николай Ульянов. «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце», 1935–1937 годы, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Николай Ульянов. «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце», 1935–1937 годы, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

И до сих пор жива интрига: можно ли из факта родства вывести какое-нибудь следствие? Углядеть фамильную черту, переходящую из поколения в поколение, или какую-то семейную традицию, или судьбоносное совпадение чего-то с чем-то? Но нет, сколько пытались – ничего такого не выходит, даже при самом пристальном внимании историков, биографов, литературоведов и искусствоведов.

Тогда, может быть, все дело просто …в имени? «Заветное имя Наталья. Гончаровы» – ведь именно так назвал свою новинку доктор филологических наук, университетский профессор, писатель, критик, автор уникальных и многократно переиздаваемых книг о Пушкине, Блоке, Высоцком и не только, Владимир Иванович Новиков? И, может быть, нашел ответ на сакральный вопрос самого Пушкина: «Что в имени тебе моем?»

В.И.Гау (V.Hau) Портрет Н.Н.Пушкиной (Гончаровой) 1842 г.
В.И.Гау (V.Hau) Портрет Н.Н.Пушкиной (Гончаровой) 1842 г.

С таким предположением открыли авторы канала эту книгу. И – ошиблись, к счастью. Пиетет к имени в книге, действительно, есть, но он совсем-совсем не главное. Такое же не главное, как насыщенность фактами и подробностями, которую, конечно, нельзя недооценить. По-настоящему же главное – воссоздание удивительно живых, правдоподобных, убедительно материальных и тонко одухотворенных образов двух женщин, нимало не похожих, но одинаково драгоценных тем, что они были именно такими, какими были.

Гончарова Наталья Сергеевна. Автопортрет с желтыми лилиями. Государственная Третьяковская галерея.
Гончарова Наталья Сергеевна. Автопортрет с желтыми лилиями. Государственная Третьяковская галерея.

Очень хочется, чтобы у книги было как можно больше читателей. Например, тех, кто до сих пор судит-рядит: была ли Наталья Николаевна «достойна» своего мужа-гения и виновата ли она в его гибели? Да вот им две заключительные фразы из первой части книги: «Невольно вспоминаешь, знаменитый эпизод из «Илиады», когда старцы у ворот Трои поносят Елену Прекрасную как виновницу бедствий города. Но едва она появляется, как все замолкают и стыдливо опускают головы». Идеальный итог всем спорам и толкам о Наталье Николаевне – не так ли?

Наталия Сергеевна Гончарова. 1910-е годы © Государственная Третьяковская галерея.
Наталия Сергеевна Гончарова. 1910-е годы © Государственная Третьяковская галерея.

Вторая же часть, посвященная Наталье Сергеевне, художнице, особенно интересна тем, что биография творческой личности Гончаровой соткана из важнейших коллизий двадцатого века, да и в век нынешний они тянутся с огромной силой. Россия и Запад, искусство и политика, эмиграция и родина, шедевры творчества и спекулянты-торговцы, жизнеутверждающий дух – и убивающий быт, болезни… Полная биография есть в «ЖЗЛ», но и в книге В.Новикова состоялось трепетное прикосновение к душе и судьбе, полному явлению личности, представляющей яркую часть нашей истории и культуры.

фото издательства "Русскiй мiръ"
фото издательства "Русскiй мiръ"

Новиков В.И. Заветное имя Наталья. Гончаровы. – Москва: Русскiй мiръ, 2024. – 280 с., ил. – (Библиотека серии «Русскiй Мiръ в лицах»).

Книги по теме:

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.