Творчество каждого автора сосредоточено на определенных темах, а книги нередко населены одними и теми же типажами героев. И если в этом покопаться, можно выбрести на основные идеи творчества того или иного автора, а это всегда интересно.
Мой интерес к книгам Марии Семеновой начался с "Волкодава", продолжился "Валькирией" ("Тот, кого я всегда жду"), едва не заглох на романе "Там, где лес не растет" и получил новый импульс при знакомстве с серией "Братья". Так что мои наблюдения и выводы будут основаны именно на этих текстах.
1. Два любимых типа героев, назовем их упрямец и умелец.
Два этих типажа и впрямь встречаются в романах Семеновой очень часто. Упрямец - это персонаж, которому жизнь не стелет ровную дорожку, либо он сам выбирает подремучее да поовражистей. У него нет каких-то особых, выдающихся способностей в избранном деле, но он добивается всего трудом и старанием. Главный упрямец в творчестве Семеновой, конечно же, Волкодав, который и жив-то остался только из упрямства, упрямо учился воинскому искусству, чтобы отомстить Людоеду, а потом упрямо искал смысл дальнейшей жизни, упрямо одолевал книжную премудрость и учился вразумлять людей не только силой. Упряма и Зима, главная героиня романа "Валькирия": хотела пойти в дружину - пошла, упорно добивалась уважения побратимов и добилась. Светел из цикла "Братья" тоже упрямством одолевает ремесло гусляра, большого природного дарования к этому у него нет. Но он хочет, и добивается определенных успехов.
Умельцев в творчестве Семёновой великое множество. В её романах вообще явно подчеркивается уважение к человеку труда, мастеру своего дела. Умелец - это обладающий талантом в той или иной области, и не просто талантом - можно сказать, божественной искрой, человек, нашедший своё призвание. Таковы ученые Тиргей и Эврих, мастер Варох, поэт Декша, ювелир Улойхо, мудрец Зелхат, вор, а на самом деле прирожденный поэт и актер Шамарган, певунья Рейтамира из цикла "Волкодав", лыжный делатель Жог Пенёк, певец, сочинитель и мастер игры на кугиклах Сквара, умник Ознобиша, художница Надейка, кукольница Ерга Корениха, жрец Другоня из цикла "Братья". Конечно, это далеко не все подобные персонажи.
А вот людям, предавшим свое призвание, пошедшим против правды ради собственной корысти, нечего у Марии Семёновой ждать хорошей жизни. Даже если они и были наделены искрой, в итоге погасили её (или почти погасили), свернув не на ту дорожку. Торговец Ксоо Тарким, мечтавший написать книгу о своих путешествиях, любивший музыку, так и остался на всю жизнь работорговцем, бродящим одним и тем же маршрутом, и давно не берет в руки инструмент. Погрешивший против Правды жрец Хономер был наказан богами (но у него остается шанс на исправление). Ветер, растивший из детей на воинском пути тайных убийц вместо защитников, сплетавший интриги ради собственного возвышения, получил смертельное увечье в попытке угнаться за лучшим учеником и сберечь результаты многолетних интриг. И в итоге осознал, что все его хитроумные построения разом пошли прахом, а осталось-то от него только то, во что он вложил любовь, - его лучшие ученики. Гудец Галоха, боящийся за свою жизнь так, что стремится вечно перебежать к сильному, обречен скитаться от одного хозяина к другому, лишенный уважения, вечно объятый страхом (но кто знает, может, ещё на одно по-настоящему талантливое деяние он всё же когда-то осмелится?).
Ещё одним частым типажом является женщина-воительница: уже упомянутая Зима, Эртан из "Волкодава", Эория из "Там, где лес не растет", Ильгра и Нерыжень из "Братьев". Но после Зимы, которая была главной героиней, подобные ей остаются второстепенными, исключение может составить Эория, но и её мы видим чужими глазами, внутренний мир, по большей части, для читателя закрыт.
2. Даже самое мелкое зернышко добра даст всходы.
Добрые дела не бывают напрасны. Это, на мой взгляд, одна из центральных мыслей творчества Марии Семёновой. И то, что меня всегда трогает и впечатляет. Как тот эпизод в "Волкодаве", когда к угасающему костру его жизни приходят родные и друзья, люди, которым он когда-то помог, и подбрасывают в огонь поленья, отгоняя смерть.
Или в финале "Самоцветных гор" надсмотрщик Гвалиор спасается от гибели потому, что был добр к рабам (и внес когда-то свою лепту в спасение Волкодава из неволи), и потому, что его защищает любовь рабыни, которую он выкупил: сапоги и штаны до колен на нем сгорели, а вот ноги в носках, связанных любящей женщиной, остались целы.
Есть такой эпизод и в конце третьей части цикла "Братья" - романе "Завтрашний царь". Изувеченного Сквару - теперь раба Мглу - казнят в честь пришествия в Шегардай наследника престола. Сквара по своей воле пошел на казнь, заменив собой сына хозяина, мальчика Верешко. Когда-то Сквара защитил от обиды дочь палача, помог кувыкам - бродячим скоморохам - научиться лучше петь и сочинять песни, спас от смерти кузнеца, отомстил убийцам бедного парня с окраин города. И вот, когда наступает время казни, обитатели окраин вынуждают телегу с казненным ехать не стеной, а по улице - это дольше. Дочь палача надевает Скваре варежки. Они вместе с Верешко сопровождают телегу. Кувыки, отказавшиеся играть во время казни веселые песни, мешают другим музыкантам и затем играют свою прощальную песню, провожая раба как героя. И все это видит прибывший в город Светел - и варежки на руках, и геройские проводы, и слезы людей вокруг. И именно эти мелочи толкают его на решительный шаг - остановить казнь. Он находит поддержку у людей вокруг и спасает раба, не зная пока, что спас собственного брата.
По верованиям веннов (они же в древности - дикомыты, славнуки), после смерти человек поднимается в небо по каменной осыпи, и его добрые поступки становятся надежной опорой ногам, а подлые - осыпаются, не давая подняться. По этой правде и живут герои книг Марии Семеновой.
3. Люди бывают плохими, собаки - нет.
Собаки играют особую роль в романах Марии Семёновой. В цикле "Волкодав" это обусловлено тем, что главный герой - из рода Серых Псов, сам иногда оборачивается собакой и умеет по-своему общаться с четвероногими, которые признают его вожаком и охотно помогают. Чего только стоит момент, когда в романе "Знамение пути" собаки (и даже один волк там затесался) передают весть о беде, случившейся с Волкодавом, его друзьям. Даже злющий цепной пес, не знающий хозяйской любви, и тот готов умереть за вожака.
В цикле "Братья" связь с собаками идет через симуранов - больших крылатых псов. С ними умеют мысленно общаться Светел, Сквара, Жогушка, и это помогает им лучше понимать собак.
Плохие люди в романах Марии Семёновой встречаются, а вот плохие собаки - никогда.
4. Умей отличить ложных братьев от истинных. И про сестер не забывай.
Братская тема - это основа основ мира Марии Семеновой. В "Волкодаве" речь идет в основном не о кровных братьях, а о братьях по духу, побратимах. Такими братьями становятся Волкодав и Эврих. Поначалу они немало намучились друг с другом, все хотели что-то доказать один другому, но в итоге поняли, что стали близкими людьми. Кроме того, именно Волкодав с Эврихом стали новым воплощением богов-близнецов, истинных братьев, хотя ни тот, ни другой этой вере не следовал.
Братьями становятся даже те, кому это запрещает, казалось бы, кровная вражда: Волкодав и Винитар, сын убитого им кунса Винитария. Волкодав и молодой Волк, старшего брата которого Волкодав победил в Самоцветных горах. Братья - это и ученики Волкодава, и его разнообразные соратники. Хорошие люди всегда друг друга поймут и всегда разберутся, кто поистине брат, а кто нет.
Цикл "Братья", как уже понятно из названия, переполнен братьями (и сестрами) всякого рода, и кровными, и нет. За три книги набралась уже такая цепочка кровно-духовных родственников, что впору заселять небольшой городок: Светел, Сквара, Жогушка и младшие дети Равдуши, Ишутка, Эрелис и Эльбиз, Косохлест и Нерыжень, Ознобиша, Лыкаш, "воронята" Ирша и Гойчин, да с Надейкой и ещё одной сестрой впридачу... Всех разом и не вспомнишь.
А в противовес идет царская семья, где далеко не все родственники друг другу рады. И кто-то явно извел многих претендентов на престол.
В общем, братство (и сестринство) у Семёновой свято и основано не столько на крови, сколько на общности духовной.
5. Научить по-настоящему можно только любовью, а не страхом.
И в "Волкодаве", и в "Братьях" много внимания уделено теме ученика и учителя. Волкодава учит мудрая мать Кендарат. А потом и сам он становится учителем и, кажется, в чем-то даже превосходит наставницу. Мать Кендарат, не желая обучать кан-киро воинов богов-близнецов, но и не имя возможности отказаться, просто перестала вкладывать душу в это, надеясь хоть так уберечь искусство от неправедного использования. Но Волкодав нашел другой выход - он учил по-настоящему, ничего не скрывая, и результатом стало то, что ученики приняли его сторону и покинули школу при храме, выяснив, что жрец Хономер злоумышлял против их учителя. Учить ради корысти, ради собственных амбиций, подобно Хономеру, - это путь в никуда.
Это уже на смертном одре понимает и Ветер - наставник тайных убийц-мораничей в цикле "Братья". Ветер умен, изворотлив, прекрасный знаток человеческой природы и как никто умеет привязать к себе души юных учеников. И все-таки, волей-неволей мораничи чувствуют над собой угрозу. Знают, что при ослушании или оплошке пострадают не только они, но и их родные (если они у них есть). И любимый ученик, Сквара, превосходит Ветра, причем и сам этого толком не осознавая, превосходит с самого начала: к нему тянутся младшие и слабые ученики, которых он защищает; он помогает больной Надейке, берет на себя заботу о Шерешке, он становится лучшим для новых учеников - Ирши и Гойчина, которые готовы защитить семью Сквары-Ворона, как могут, даже после его (как они считают) смерти. Сквара - как огонь, вокруг которого собираются люди, люди преданные ему, потому что их объединяет не страх, а любовь. Может быть, Ветер тоже когда-то был таким, но потом личные амбиции заслонили других людей, которые стали для него лишь средствами в достижении цели, даже любимые ученики.
Вот такие излюбленные темы и героев я бы выделила в романах Марии Семёновой. А вам есть, что добавить?