Найти в Дзене
Расширение

Думай как математик. Как решать любые задачи быстро и эффективно?

Оглавление

Эта статья является обзором одноимённой книги Барбары Оакли.

В этой книге Барбаба Оакли предлагает действенные методы, которые помогут овладеть любой областью знаний, даже если эта область до настоящего момента казалась вам непостижимой.

Эти методы - это результат опыта самой Барбары, которая из прирожденного гуманитария смогла стать специалистом технических наук, и её общения с коллегами-преподавателями.

Книга помогает преодолевать фобии по отношению к любым наукам, которые зачастую зарождаются ещё в школе. Она предоставляет инструменты и техники, позволяющие легко овладеть любой информацией.

Мышление сфокусированное и мышление рассеянное

Мозг человека попеременно работает в двух режимах: "сфокусированное мышление" и "рассеянное мышление". И то, и другое очень важно в процессе обучения.

Сфокусированный режим приводит нас в состояние сосредоточенности на конкретной задаче. Однако он сужает территорию поиска решения. Рассеянный режим позволяет увидеть картину шире, поэтому он может предложить неожиданные выходы и решения.

Б. Оакли, "Думай как математик"
Б. Оакли, "Думай как математик"

Для перехода от сфокусированного мышления к рассеянному нужно отвлечься от решаемой задачи: прогуляться, сходить в спортзал или почистить клетку хомяка.

Стоит вам отвлечься от задачи, которой занимались, - и рассеянному мышление вступает в силу, мысль начинает перебегать от буфера к буферу по широкому пространству, пока не наткнется на решение.
Б. Оакли

Переключение типов мышления весьма полезно для усвоения любого нового материала. При этом не надо бояться ошибок. Каждая осознанная ошибка - это знак прогресса.

Если процесс поиска решения не приносит радости, то стоит делать рабочие периоды короткими и чаще переключать тип мышления.

Порции информации

Порции - это фрагменты информации, связанные между собой по смыслу.

Б. Оакли, "Думай как математик"
Б. Оакли, "Думай как математик"

Формирование порции информации последовательно проходит три этапа:

1. Фокусировка внимания на информации, которую вы собираетесь объединить в порцию.

2. Понимание основной идеи или важнейшей сути, которая будет заложена в порцию информации.

3. Постижение контекста. Это помогает понять, в каких случаях порция информации практически применима.

Во время формирования порции информации её отдельные, ещё не связанные друг с другом элементы занимают всю рабочую память. По мере того, как эти элементы формируются в единую порцию, они становятся единым для памяти, и остальная часть рабочей памяти остаётся свободна. К слову, рабочая память в отличие от долговременной может одновременно оперировать только четырьмя элементами.

Интервилинг (чередование разных типов задач)

Интервилинг, или чередование, - это вид деятельности, при котором вы имеете дело с разными типами задач, решение которых требует разных стратегий.
Б. Оакли

Длительное повторение после освоения материала называется избыточным обучением. Его можно сравнить с тем, чтобы практиковаться исключительно на забивании гвоздей в плотницком деле, игнорируя другие техники починки.

При достижении нужного уровня подготовки не следует продолжать тренироваться на задачах того же типа. Приступите к задачам, требующим другого типа решения.

Как не поддаться прокрастинации?

Автор рассматривает прокрастинацию как вредную привычку. Если от неё удаётся избавиться, то в жизни начинают происходить тысячи благоприятных перемен. Прокрастинация как правило возникает потому что то или иное занятие нам не приятно. Мы переносим фокус внимания на более приятные занятия, но чаще всего это оказывается вредно в долгосрочной перспективе.

Соответственно, работа с прокрастинацией - это работа с привычкой. Кстати, есть хорошие книги как о работе с привычками, так и о прокрастинации в частности. О них я писала тут:

Суть привычки заложена в её схеме: сигнал - действие - вознаграждение. Автор подробно рассказывает, как отказаться от привычки прокрастинировать с опорой на эту схему.

Практические советы

💡Перед тем, как приступить к изучению новой главы любого учебника, пробегитесь по нему взглядом: посмотрите заголовки, схемы, резюме и вопросы в конце главы. Это поможет настроить "мыслительный насос". Информация при последующем подробном прочтении будет укладываться легче и структурированнее.

💡Математикой и естественными науками лучше заниматься ежедневно и понемногу, поскольку именно в такой пропорции чередования сфокусированного и рассеянного внимания эти науки лучше усваиваются.

💡Если вам мешает прокрастинация, то попробуйте поставить таймер на 25 минут и сфокусируйтесь на задаче в течение этого времени. Потом сделайте перерыв. Эта техника тайм-менеджмента известна как "Метод помидора". Подробнее о ней я писала здесь:

💡Попытки вспомнить материал, т.е. извлечение его из памяти гораздо эффективнее простого перечитывания.

💡Повторяйте материал вдали от места занятий. Если вам сложно понять ключевую идею материала, то вам на помощь придут любые виды физической активности. Например, прогулки. Это поможет перейти к рассеянному типу мышления.

Мой отзыв

Книга написана не последовательно, поэтому мне было сложно её читать. Она изобилует метафорами, которые не делают её понятнее, вопреки замыслу автора. Иллюстрации и схемы, предложенные в ней тоже редко представляют информативную ценность.

Конечно, автор даёт некоторые полезные практические рекомендации для освоения новых знаний. Но это песчинки в озере воды.

Словом, мне книга пришлась не по вкусу. Ставлю ей три звезды из пяти и к прочтению не рекомендую.

Если вы дочитали эту статью до конца, то, пожалуйста, поставьте лайк 👍