Найти тему
Бумажные комиксы

Рецензия на книгу Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» («Рассказывая историю, порой лучше использовать рисунки вместо слов»)

Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Согласитесь, так часто бывает: смотришь фильм – и мечтаешь такой же поставить; читаешь книгу – и хочешь такую же написать. Манга, понятное дело, не исключение: тысячи юных (и не только) читателей наверняка регулярно ловят себя на мысли: «Я тоже хочу что-то этакое нарисовать!»

Для многих начинающих художников комиксов манга становится воротами в мир иллюстрации. За кажущейся простотой рисунка скрывается кропотливый труд – нужно не только быть внимательным к деталям, но и обладать особыми знаниями.
Цель данной книги – объяснить, в чём особенность манги как формы изобразительного искусства и помочь иллюстраторам, делающим первые шаги в этом жанре, приобрести необходимые базовые знания, а также познакомиться с различными техниками рисунка.
Задняя сторона обложки книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Задняя сторона обложки книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Книга Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) – вполне себе достойный учебник по рисованию, в котором наглядно показано, как сделать первые шаги в освоении этого искусства. Как нарисовать человека, его лицо и фигуру, как рисовать животных и предметы, что такое «перспектива», а что такое «композиция», на что следует обращать внимание в первую очередь, как правильно распределять по рисунку тени – короче, здесь есть все основные азы. Желающий да освоит.

Так же, как и здание, рисунок строится от «фундамента» к вершине, от структуры к деталям. Начинайте с крепкого основания, на котором будут держаться кирпичи. Иначе всё может развалиться.
Проще говоря, сначала нужно сделать эскиз, а уже потом приступать к рисунку как таковому.
Самое главное правило рисования: «от общего к деталям».
Соблюдая это правило, можно научиться изображать что угодно – даже такой сложный объект, как человеческое тело.
Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Самую верную оценку этой книге, разумеется, смогут дать те, кто сами попробуют, насколько легко освоить данные уроки и выполнить все задания. Я, признаюсь, изучил её чисто теоретически, сохранив свои навыки на привычном уровне «палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек». Однако некоторые советы не поленился выписать – мало ли, вдруг когда и пригодятся.

Секрет рисования – в упрощении всего, что мы видим, до базовых геометрических фигур. Человеческое тело очень сложное. Чем более схематично вы его представите, тем проще будет рисовать.

***

Сначала упрощаем предмет до геометрических фигур, а потом добавляем необходимые детали.

***

Не стоит учиться рисовать каждое животное отдельно! Следуйте тем же правилам, что мы применяли ранее. Начинайте рисовать животных, раскладывая их тела на простые фигуры. Тела млекопитающих, как и тела людей, упрощаются до двух кубиков.

***

Изменяя расстояние между нижними и верхними веками, а также форму глаз, можно нарисовать очень разные выражения лиц. Глаза – зеркало души. Меняя размер роговицы и зрачков, легко передать желаемую эмоцию.

***

Линия действия придаёт фигуре динамику. Это невидимая линия в форме, например, буквы S или С. Обычно она проходит от одного конца рисунка к другому. Линия действия направляет движение персонажа и делает позу более интересной и живой.

***

Чтобы найти точку опоры (центр тяжести) тела, достаточно начертить вертикальную линию от основания шеи к земле (её обозначить горизонтальной линией). Чтобы тело было в равновесии, ноги должны находиться с двух сторон от точки опоры.

***

Хорошее упражнение, чтобы потренироваться в передаче перспективы, – нарисовать куб во всех возможных ракурсах.
Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Как мне показалось, особенностям именно манги Элиотт Лерне уделяет не так много внимания: в своей книге он учит рисованию в принципе, вне какого-либо отдельного жанра или формата. Но даже когда слово «манга» появляется в тексте – «Как правило, мангу рисуют в чёрно-белых тонах, поэтому изображение теней играет огромную роль – с их помощью подчёркивается и придаётся объём декору, интерьеру и персонажам»; «Композиция – это главное в рисунке манги. Каждый фрагмент можно рассматривать как отдельную иллюстрацию», – это вовсе не значит, что полученные знания нельзя применить в обычном рисунке: правила, по сути своей, универсальны и пригодятся художнику в любом случае.

Правило третей – это разделение кадра на три равные части по горизонтали и по вертикали.

***

Герой, нарисованный ровно посередине пустой панели, выглядит одиноким. Поэтому лучше располагать персонажей на точках силы.

***

Обычно объекты на первом плане более тёмные. Чем дальше они к горизонту, тем светлее.
Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Скринтон – это особая техника добавления текстур и оттенков в рисунок, часто заменяющая обыкновенную штриховку. Для фона в манге чаще всего используют сетку, линии и разные геометрические фигуры.

Пожалуй, разве что понятие «скринтон» мне ранее попадалось исключительно в манга-контексте (хотя я могу и ошибаться – вдруг термин на самом деле применяется гораздо шире). И вот тут у Лерне – определённая недоработка: я так и не понял, каким образом работает эта техника. Здесь есть примеры скринтонов как таковых, но для меня осталось загадкой, где именно им отводится место. Быть может, автору следовало указать на них в рамках собственной манги, сюжетная линия которой проходит через все уроки?..

Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Это и правда имело бы смысл – поплотнее соединить теорию с практикой, потому как в настоящем виде присутствующий в книге сквозной сюжет – о девочке Йори, предпочитающей мангу играм на улице, – вызывает скорее недоумение. Ребёнок, определённо недополучающий внимания со стороны взрослых, увлечённо занимается рисованием, но отступает, потерпев на одном из этапов своего рода неудачу; спустя годы героиня снова берётся за карандаши – и только тогда…

Не скажу, что это прям-таки вдохновляющая история, но признаю, что я ни в коей мере не попадаю под определение «целевой аудитории»; быть может, юным читателям и художникам учиться рисовать вместе с Йори и впрямь будет куда веселее, чем в одиночку. Тем более что как минимум один урок даст нам и она сама: «Я ем и наблюдаю, что происходит вокруг», – что есть, то есть: без наблюдений за окружающим миром ничего не получится.

Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

«Помните, что во всём нужна практика», – совершенно справедливо говорит автор, и я утешаю себя тем, что только отсутствие времени (а вовсе не дефицит талантов) мешает моему успеху ещё и на художественном поприще. Надеюсь, вы не столь ленивы – и от роли читателя манги вместе с этой книгой перейдёте постепенно в статус её создателя. Если так оно однажды случиться – дайте знать, я напишу рецензию))

И помните-2:

Что бы вы ни планировали нарисовать, начинать нужно всегда с эскизов. Именно эскизы помогут вам найти свой уникальный художественный стиль.
Обложка книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка книги Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

СМ. ТАКЖЕ:

«Манга. Простые уроки для начинающих» за две минуты!

«Бакуман» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: том 1

«Бакуман» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: том 10

«Токийский гуль» Суи Исиды: “zakki”

«Токийский гуль»: Суи Исиды: “zakki:re”

«Подрыв устоев» на чёрно-белых страницах. Как мангаки учат молодое поколение гражданственности

«Блэксэд» Диаса Каналеса и Гуарнидо: книга 3 («Амарилло. Рассказы. История»)

«Супербоги» Гранта Моррисона (часть I: комиксы)

«Супербоги» Гранта Моррисона (только цитаты)

Кинодрафт. «Кабинет редкостей» Гильермо дель Торо. Часть II: блокноты

45-й анонс «Бумажных комиксов»: «Блэксэд 5» + манга + впечатления от двух уже прочитанных книжек

«Бумажные комиксы»/Впечатления 16: 6 прочитанных книг, включая 5-й «Блэксэд» и учебник по рисованию

Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!