Согласитесь, так часто бывает: смотришь фильм – и мечтаешь такой же поставить; читаешь книгу – и хочешь такую же написать. Манга, понятное дело, не исключение: тысячи юных (и не только) читателей наверняка регулярно ловят себя на мысли: «Я тоже хочу что-то этакое нарисовать!»
Для многих начинающих художников комиксов манга становится воротами в мир иллюстрации. За кажущейся простотой рисунка скрывается кропотливый труд – нужно не только быть внимательным к деталям, но и обладать особыми знаниями.
Цель данной книги – объяснить, в чём особенность манги как формы изобразительного искусства и помочь иллюстраторам, делающим первые шаги в этом жанре, приобрести необходимые базовые знания, а также познакомиться с различными техниками рисунка.
Книга Элиотта Лерне «Манга. Простые уроки для начинающих» (перевод Елизаветы Домбровской) – вполне себе достойный учебник по рисованию, в котором наглядно показано, как сделать первые шаги в освоении этого искусства. Как нарисовать человека, его лицо и фигуру, как рисовать животных и предметы, что такое «перспектива», а что такое «композиция», на что следует обращать внимание в первую очередь, как правильно распределять по рисунку тени – короче, здесь есть все основные азы. Желающий да освоит.
Так же, как и здание, рисунок строится от «фундамента» к вершине, от структуры к деталям. Начинайте с крепкого основания, на котором будут держаться кирпичи. Иначе всё может развалиться.
Проще говоря, сначала нужно сделать эскиз, а уже потом приступать к рисунку как таковому.
Самое главное правило рисования: «от общего к деталям».
Соблюдая это правило, можно научиться изображать что угодно – даже такой сложный объект, как человеческое тело.
Самую верную оценку этой книге, разумеется, смогут дать те, кто сами попробуют, насколько легко освоить данные уроки и выполнить все задания. Я, признаюсь, изучил её чисто теоретически, сохранив свои навыки на привычном уровне «палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек». Однако некоторые советы не поленился выписать – мало ли, вдруг когда и пригодятся.
Секрет рисования – в упрощении всего, что мы видим, до базовых геометрических фигур. Человеческое тело очень сложное. Чем более схематично вы его представите, тем проще будет рисовать.
***
Сначала упрощаем предмет до геометрических фигур, а потом добавляем необходимые детали.
***
Не стоит учиться рисовать каждое животное отдельно! Следуйте тем же правилам, что мы применяли ранее. Начинайте рисовать животных, раскладывая их тела на простые фигуры. Тела млекопитающих, как и тела людей, упрощаются до двух кубиков.
***
Изменяя расстояние между нижними и верхними веками, а также форму глаз, можно нарисовать очень разные выражения лиц. Глаза – зеркало души. Меняя размер роговицы и зрачков, легко передать желаемую эмоцию.
***
Линия действия придаёт фигуре динамику. Это невидимая линия в форме, например, буквы S или С. Обычно она проходит от одного конца рисунка к другому. Линия действия направляет движение персонажа и делает позу более интересной и живой.
***
Чтобы найти точку опоры (центр тяжести) тела, достаточно начертить вертикальную линию от основания шеи к земле (её обозначить горизонтальной линией). Чтобы тело было в равновесии, ноги должны находиться с двух сторон от точки опоры.
***
Хорошее упражнение, чтобы потренироваться в передаче перспективы, – нарисовать куб во всех возможных ракурсах.
Как мне показалось, особенностям именно манги Элиотт Лерне уделяет не так много внимания: в своей книге он учит рисованию в принципе, вне какого-либо отдельного жанра или формата. Но даже когда слово «манга» появляется в тексте – «Как правило, мангу рисуют в чёрно-белых тонах, поэтому изображение теней играет огромную роль – с их помощью подчёркивается и придаётся объём декору, интерьеру и персонажам»; «Композиция – это главное в рисунке манги. Каждый фрагмент можно рассматривать как отдельную иллюстрацию», – это вовсе не значит, что полученные знания нельзя применить в обычном рисунке: правила, по сути своей, универсальны и пригодятся художнику в любом случае.
Правило третей – это разделение кадра на три равные части по горизонтали и по вертикали.
***
Герой, нарисованный ровно посередине пустой панели, выглядит одиноким. Поэтому лучше располагать персонажей на точках силы.
***
Обычно объекты на первом плане более тёмные. Чем дальше они к горизонту, тем светлее.
Скринтон – это особая техника добавления текстур и оттенков в рисунок, часто заменяющая обыкновенную штриховку. Для фона в манге чаще всего используют сетку, линии и разные геометрические фигуры.
Пожалуй, разве что понятие «скринтон» мне ранее попадалось исключительно в манга-контексте (хотя я могу и ошибаться – вдруг термин на самом деле применяется гораздо шире). И вот тут у Лерне – определённая недоработка: я так и не понял, каким образом работает эта техника. Здесь есть примеры скринтонов как таковых, но для меня осталось загадкой, где именно им отводится место. Быть может, автору следовало указать на них в рамках собственной манги, сюжетная линия которой проходит через все уроки?..
Это и правда имело бы смысл – поплотнее соединить теорию с практикой, потому как в настоящем виде присутствующий в книге сквозной сюжет – о девочке Йори, предпочитающей мангу играм на улице, – вызывает скорее недоумение. Ребёнок, определённо недополучающий внимания со стороны взрослых, увлечённо занимается рисованием, но отступает, потерпев на одном из этапов своего рода неудачу; спустя годы героиня снова берётся за карандаши – и только тогда…
Не скажу, что это прям-таки вдохновляющая история, но признаю, что я ни в коей мере не попадаю под определение «целевой аудитории»; быть может, юным читателям и художникам учиться рисовать вместе с Йори и впрямь будет куда веселее, чем в одиночку. Тем более что как минимум один урок даст нам и она сама: «Я ем и наблюдаю, что происходит вокруг», – что есть, то есть: без наблюдений за окружающим миром ничего не получится.
«Помните, что во всём нужна практика», – совершенно справедливо говорит автор, и я утешаю себя тем, что только отсутствие времени (а вовсе не дефицит талантов) мешает моему успеху ещё и на художественном поприще. Надеюсь, вы не столь ленивы – и от роли читателя манги вместе с этой книгой перейдёте постепенно в статус её создателя. Если так оно однажды случиться – дайте знать, я напишу рецензию))
И помните-2:
Что бы вы ни планировали нарисовать, начинать нужно всегда с эскизов. Именно эскизы помогут вам найти свой уникальный художественный стиль.
СМ. ТАКЖЕ:
«Манга. Простые уроки для начинающих» за две минуты!
«Бакуман» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: том 1
«Бакуман» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: том 10
«Токийский гуль» Суи Исиды: “zakki”
«Токийский гуль»: Суи Исиды: “zakki:re”
«Подрыв устоев» на чёрно-белых страницах. Как мангаки учат молодое поколение гражданственности
«Блэксэд» Диаса Каналеса и Гуарнидо: книга 3 («Амарилло. Рассказы. История»)
«Супербоги» Гранта Моррисона (часть I: комиксы)
«Супербоги» Гранта Моррисона (только цитаты)
Кинодрафт. «Кабинет редкостей» Гильермо дель Торо. Часть II: блокноты
45-й анонс «Бумажных комиксов»: «Блэксэд 5» + манга + впечатления от двух уже прочитанных книжек
«Бумажные комиксы»/Впечатления 16: 6 прочитанных книг, включая 5-й «Блэксэд» и учебник по рисованию
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!