Найти тему
Живописные истории

«Мужчина, взвешивающий мясо» Аннибале Карраччи

Среди ранних картин итальянского художника Аннибале Карраччи (1560-1609), дошедших до нас, — «Мясная лавка» из музея Крайст-Черч в Оксфорде, датируемая по стилю примерно 1582–1583 годами (рис. внизу).

«Мясная лавка»
«Мясная лавка»

Первоначальное предназначение и точное значение этой картины остаются неизвестными.

В этой статье мы рассмотрим набросок мясника, стоящего слева на картине и взвешивающего кусок мяса.

Аннибале Карраччи «Мужчина, взвешивающий мясо», 1582/83 гг.
Аннибале Карраччи «Мужчина, взвешивающий мясо», 1582/83 гг.

По сравнению с фигурой на финальной картине у этого мужчины довольно малодые черты лица, что можно объяснить традицией изучения поз отдельных фигур с помощью случайных моделей, обычно выбираемых из числа учеников мастерской.

Одежда — шерстяная шапка, белая рубашка с вырезом, фартук до колен, закрывающий брюки, тёмные чулки — схожа на картине и рисунке, разве что рукава рубашки у фигуры с рисунка не закатаны до локтей.

В наброске также справа можно увидеть руку. Карраччи нарисовал её точно так, как она будет выглядеть на картине (и в данном случае это уже рука взрослого).

Стальная заточка на шнурке, свисающая с шеи у нарисованной фигуры, отсутствует на картине, где бОльшее внимание уделено изучению весов, точнее stadera / безмену, на котором мясо подвешивается таким образом, чтобы противовес (romanó), пробегая по длине горизонтального шеста, регистрировал вес.

Измеряемое мясо показано очень схематично, в то время как на картине оно станет пятном интенсивного реализма.

С технической точки зрения данная работа сопоставима с рисунком «Мальчик ест» (рис. внизу), что подтверждает, что в ранние годы Аннибале Карраччи привлекало изображение более обыденных аспектов повседневной жизни.

Аннибале Карраччи «Мальчик ест»
Аннибале Карраччи «Мальчик ест»

Рисунок «Мужчина, взвешивающий мясо» был обрезан с правой стороны.

На его оборотной стороне можно увидеть схематическое изображение всей композиции (см. внизу).

При обрезке страницы сохранилась только та часть, на которой изображен мясник, разделывающий телячий бок, туша, подвешенная к балке, а на переднем плане — спина слуги, убивающего овцу (странная деталь, поскольку забой происходил за пределами лавки).

-4

На данный момент рисунок находится в Королевской библиотеке Виндзорского замка.