Среди кораблей разных классов, включенных в кораблестроительную программу 1898 года, получившую наименование «для нужд Дальнего Востока», самыми многочисленными были большие, или эскадренные, миноносцы, которых катастрофически не хватало в дальневосточных водах. Всего планировалось построить 30 таких кораблей, в том числе 20 — в экстренном порядке, с вводом в строй в ближайшее время.
В России на предложение принять участие в проектировании и последующей постройке этого нового класса кораблей первым откликнулось правление Московского товарищества Невского судостроительного и механического завода. Этот завод, основанный в 1857 году в Санкт-Петербурге англичанином Томсоном как «Невский литейный и механический завод» на протяжении своей истории несколько раз менял свою специализацию. Менялись и владельцы завода. Так, с 1870 года завод принадлежал Русскому обществу механических и горных заводов, а в 1891 году перешел под юрисдикцию правления Московского товарищества Невского судостроительного и механического завода.
На развитие предприятия наложило отпечаток его расположение. Шлиссельбургское шоссе (ныне пр. Обуховской обороны) делило территорию завода на две части. Стапели размещались на берегу Невы по одну сторону шоссе, а производственные мастерские и склады — по другую. Невские мосты, допускавшие тогда в разводных проемах проход кораблей лишь малого и среднего водоизмещения, не позволяли строить на этом заводе суда водоизмещением более 8000 т. Это и определило специализацию завода в конце ХIХ — начале ХХ века — строительство миноносцев, легких крейсеров и вспомогательных судов.
Следует заметить, что завод в это время практически завершил сдачу флоту построенных им по контракту от 23 февраля 1894 года десяти миноносцев типа «Пернов» и приступил к постройке более крупных миноносцев типа «Сокол» (контракты от 8 и 15 октября 1898 года на шесть и семь кораблей соответственно), а также с 1 мая 1898 года добивался получения заказа на постройку «десяти или более миноносцев в 150 т» (типа «Циклон») и вскоре получил на это принципиальное согласие управляющего Морским министерством П.П. Тыртова.
Для размещения заказов на новые миноносцы как в России, так и за границей Морской технический комитет (МТК) еще в апреле 1898 года представил в Главное управление кораблестроения и снабжений (ГУКиС) так называемую «Программу для составления проектов эскадренного миноносца», или, выражаясь современным языком, тактико-техническое задание. Любопытно, что новые миноносцы в документах изначально называли эскадренными, хотя официально в российском флоте этот класс кораблей появился лишь в 1907 году.
Основные требования технического задания МТК сводились к следующему: водоизмещение корабля — 350 т, нормальный запас угля — не менее 17% от этой величины; скорость в «непрерывном плавании на все время, какое возможно по нормальному запасу топлива и с увеличенным количеством машинной команды за счет других грузов, во избежание чрезмерного утомления» — не менее 27 уз.
Толщина стальных листов переборок и внутренних палуб выбиралась соразмерно с «давлением столба воды под верхнюю палубу». Особое внимание обращалось на подкрепление носовой части корпуса железными кницами «или иным способом», что позволяло наносить таранный удар. Предлагалось также минимально возможное применение дерева для отделки внутренних помещений.
Главная энергетическая установка предусматривалась двухвальная, паровые котлы — системы Ярроу или Нормана. Вооружение: два 75-мм и пять 47-мм орудий с боезапасом соответственно по 160 и 270 патронов на ствол, а также три минных (торпедных) аппарата и шесть мин Уайтхеда (торпед). Правда, «в крайнем случае» допускалось уменьшение вооружения на одно 75-мм орудие и один минный аппарат.
Руководству ГУКиС предстояло решить непростую задачу размещения заказов, обеспечить высокое качество постройки и при этом уложиться в очень жесткие сроки. Тем не менее ему удалось разместить заказы на новые эскадренные миноносцы в Англии («Сом»), Франции (типов «Форель» и «Осетр») и Германии (типа «Касатка»).
Выразив желание «выстроить на Невском заводе 10, а если Морское министерство пожелает, то и более истребителей в 350 т, по чертежам Ярроу или Лейрда», правление Невского завода, получив принципиальное согласие министерства, в мае 1898 года обратилось за помощью к английским фирмам Э. Ярроу и Модслея с целью установления «технически надежного судостроения на Невском заводе», обязавшись выплачивать им за техническое содействие и проект по 2% с договорной стоимости построенных кораблей.
Первоначально завод рассчитывал построить не более шести миноносцев, но после того как выяснилось, что процент от их стоимости слишком мал, чтобы заинтересовать английские фирмы «в судьбе постройки и исходе ее», стал добиваться заказа на десять таких кораблей, оценив каждый в 510 000 руб. Однако Морское министерство, расходуя огромные средства на постройку кораблей на казенных заводах и предвидя большие затраты при заказе кораблей за границей, урезало эту сумму до 483 000 руб. и только после длительных переговоров согласилось заплатить за каждый миноносец 493 340 руб., компенсировав те 10 340 руб., которые завод должен был выплатить английской фирме Э. Ярроу, взявшейся за разработку проекта.
Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Мидель-Шпангоут"№ 37
Книгу можно купить у нас в группе https://vk.com/ipkgangut