Изучающие Учение Агни-Йоги знают, как много внимания уделено объяснению вреда привычек – "малых привычек" (не обязательно дурных), просто связывающих сознание, затуманивающих восприятия, делающих людей неподвижными. Трудность избавления от привычек – в незаметности этой "связанности" сознания.
Очень немногие люди могут замечать свои "незаметные" привязанности к действиям и мыслям, ослабляющим волю, препятствующим утончению духовных восприятий. Причём, такого рода привычки, формирующиеся в обиходе и часто с раннего детства (именно потому они не замечаются), при этом очень мешают не только в земной жизни, но и в Надземном существовании.
Если привычки обыденности в воплощении мешают воспринимать "зовы" Жизни, "призывы" к тем или иным необходимым действиям, то в Мире Тонком эти малые привычки не только являются причинами ненужных в Тонком Мире форм и действий, но и не позволяют духу воспринимать Свет и стремиться к Сферам Светоносным.
Пребывание в низшем слое Тонкого Мира, слое иллюзий (Астрал) и бессознательность на более высоких Планах приводит к тому, что и в новое воплощение человек приходит с той же проблемой малой подвижности сознания и склонностью к иллюзиям.
"Если житель Тонкого Мира привяжет себя к мировоззрению минувших существований, он воспрепятствует своему новому миропониманию…" ("Надземное", 601).
Немалое число современных людей, самомнительно искажающих смыслы Учения, в большой степени дают пример такой многовековой "связанности" сознания, когда мысли даже при "новых поступлениях" знаний принимают всё то же привычное направление – самость. Малая степень одухотворённости мысли, с одной стороны, является следствием самости, но с другой стороны, эта трудно побеждаемая самость – сама следствие крайней неподвижности мысли.
"…для усвоения понятия Братства необходимо овладение явленными привычками. Под привычками Мы разумеем не служение добру, но малые привычки самости" ("Братство", 529).
Размышление о непрестанном Движении, о том, что "Вещество бытия" находится в постоянном изменении, может помочь каждому рассмотреть в себе то, что мешает этой постоянной внутренней зоркости, чуткости восприятий токов тончайших. А главное, вникание в глубину знаний и напряжение познания даёт качество самоотверженности, этот ценный огонь, который очищает психическую энергию и сметает с поверхности сознания наросты привычек. Привычки названы в Учении "мозолями души".
"…называем привычки мозолями души. Кто же не понимает удерживающих явлений сердца перед каждым негодным поступком? Эти поступки сердца дают лучшие зовы и часто люди заставляют замолчать сердце. Это большое преступление. Всё равно что прервать провод, несущий спасение ближнему" ("Сердце", 367).
Сегодня многие думают о том, как проявляется Помощь Высшая в человеческой жизни; наиболее устремлённые размышляют о том, что есть Указы Мира Высшего, о которых сказано в Притче об отшельнике, подвергающем себя физическому напряжению с целью "уловить ускользающие Указы". Это явление Мысли Высшей, которая подобно лучу Света направлена Пространственно и индивидуально, неся множество заданий, которые могут послужить Эволюции.
В Учении сказано, что именно туман привычек, – как обычного обихода, затуманивающего восприятия, так и привычки мыслить в одном русле, – препятствует высшим восприятиям. То, что называется "Указами" – явление мысли Огненной, и её отличие от мысли низшего Тонкого Мира, которую столь многие принимают за "мысль руководящую" и которая как раз очень притягивается к земному Плану (и немало "стараний" прикладывают некоторые сущности в Астрале внедриться в сознания воплощённых).
Особенно это актуально сейчас, когда чуткость человечества возросла, "материи" физического плана утончились. Но необходимые изменения требуют огня духовности для того, чтобы новые качества могли реализовываться во благо – как высшая направленность мысли, как утончение чувства красоты, новые, более прекрасные формы созидательной деятельности. Именно привычки мыслить по-старому не позволяют человечеству менять жизнь, хотя Пространственные условия этому способствуют.
"Привычка — вторая природа, — мудрая пословица, показывающая насколько привычка одолевает человека. Именно, привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым". ("Братство", 529)
Автор статьи Гореликова М. В.