Воля – одно из самых часто употребляемых понятий. При очевидности истины о благе сильной и светлой воли, множество людей то и дело сталкивается с противоречиями, суть которых сводится к несовместимости их духовных устремлений и применения воли в качестве инструмента жизненного творчества. Учение объясняет наличие подобных противоречий неумением людей различать волю и желание.
Мы уверены, что многие наши читатели сейчас же ответят на вопрос о разнице между волей и желанием. Тем не менее, "взглянув" на поле нашей общей жизни, увидим, что недейственность провозглашаемых ценностей общественного бытия и развития (сотрудничество при разнообразии взглядов, взаимопонимание при огромном различии характеров, стремлений и т.д.) объясняется ежесекундным проявлением многообразных и непостоянных желаний. Непостоянство, изменчивость – характерная черта желаний. Это отличает их от воли, которая всегда устойчива и постоянна.
"Большинство людей руководствуются в жизни своими желаниями, ошибочно принимая их за волю… Желание непрочно и всё время изменяется…" (Е.П. Блаватская. Из статьи "Воля и желание").
Осмысленные желания могут иметь вид идей и даже концепций. Сильная целенаправленная психическая энергия проявляется как воля. При этом все эти мощно проявляющиеся потенциалы исходят не из духовной человеческой природы, не из Высшей Индивидуальности, но относятся к внешнему плану, реализуя лишь кама-манасическую, страстную природу.
"…в нашем мире воля и желание остаются противостоящими друг другу понятиями… Воля есть порождение Божественного, Бог в человеке; а желание – движущая сила животной жизни…" (Е.П. Блаватская "Воля и желание").
Энергия желаний может быть сильна, но желания всегда разрушительны. И как бы ни старалось общество научить своих членов "считаться с другими", в плоскости неразвитого сознания, где активно проявляется лишь желание, а веяния духа не воспринимаются, всякое созидание затруднено. По этой причине все Духовные Учения едины в утверждении, что всякое целеполагание, как в стремлении к индивидуальным достижениям, так и в общественной сфере, должно базироваться на просвещении и культуре (одухотворённости жизни).
Желание отличает человека от животного, следующего лишь инстинктам. Сила человеческих желаний исходит из кама-манаса, связана с мыслью, самосознанием, проявлением свободной воли. При этом, будучи слишком отдалённым от уровня духа (Атма-Буддхи), желание является тем, что и делает человеческую жизнь постоянным полем борьбы друг с другом. Будущее, по Пророчествам, должно будет явить новый психологический тип человека – следующего голосу духа своего, проявляющего волю как энергию духовности.
Воля есть заострённая психическая энергия, но в высшем качестве этой энергии – в светоносности, присущей духу. Воле как проявлению энергии духа присуща созидательность, в отличие от желаний.
Е.П. Блаватская в своих статьях прямо говорит, что люди не различают в себе волю и желание. Это различение возможно только на пути духовного самопознания и целенаправленной работы над собой.
Поскольку воля – инструмент духа, то лишь познавая дух в себе, а также осознавая нераздельность жизни индивидуальной и всеобщей, человек постепенно овладевает волею и способен развивать её как инструмент созидания.
В современном Мире с самого раннего детства люди слышат о необходимости ставить цели и стремиться, иметь мечту и добиваться, причём, во что бы то ни стало. Общественное сознание превозносит достижение едва ли не любой ценой, заставляя многих забывать, что тяжкую "цену" придётся платить за каждое такое достижение, если оно противоречит целям блага общего, и если действия на пути к личному достижению нарушают благо других людей.
Сильная психическая энергия, проявлением которой является воля, не всегда благо – ни для общества, ни для обладателя такой развитой воли. Ибо следуя по пути желаний, человек, в первую очередь, неминуемо накапливает разрушительные для себя и других следствия своих поступков (негативную карму), но, что важнее – всё более отдаляется от своей бессмертной сущности, при этом, что часто забывается, увлекает на этот путь других, осознанно или неосознанно, ибо всякое проявление психической энергии обладает магнетизмом.
"…желание – слепо и бессознательно. Следовательно человек творит себя по образу и подобию своих желаний до тех пор, пока воля не придаст ему Божественный облик, сделав его сыном света" (Е.П. Блаватская "Воля и желание").
Вернувшись к теме противоречия духовности и творческой воли, заметим следующее. Религиозные люди, называя все внешние стремления "мирскими", развивают волю как инструмент обуздания желаний, часто при этом отторгая саму жизнь как целостность. Но помимо того, что каждый человек, рождаясь, имеет задачи служения общественному благу, кармические связи и взятые социальные обязательства тоже не могут быть отторгнуты без усугубления кармы. Следовательно, развитие воли, основанное на самопознании и самосовершенствовании, должно быть осуществлено в обычной жизни.
Воля, которая проявляется как способность преодолевать препятствия, не нарушая при этом благо других, есть истинная ценность для общества, и то, что отличает истинно мудрого человека.
Но ещё большей ценностью является воля, проявленная как сознательное служение Общему Благу - Свету. И путь к такому достижению пролегает для человека и для человечества в целом через множество испытаний, среди которых – различение. Как учил Платон, сначала надо познать Благо, а затем претворить его в жизни.
Учение о Духе утверждает, что Познание – задача, которая должна стоять прежде всего и прежде всякого усилия по развитию воли. (Сильная воля при неочищенном сознании может превратить человека в чёрного мага).
Познание должно включать знание Основных Законов Бытия и сущности человека, дающее умение различать добро и зло, светлое и тёмное. Ибо ничто не принесло нашему Миру больше зла, чем дисгармоничные устремления множеств людей, исступлённо следующих своим представлениям о благе и желаниям, часто – атавизмам, принесённым из прежних воплощений.
Желание есть одна из сокровенных Основ Жизни, которую человечество не может познать. Для этого, как пишет Е.П. Блаватская, человечество ещё должно пройти множество Эволюционных ступеней, подняться по лестнице духовного развития, став равным богам. На тех Высших уровнях Божественного Сознания Желание – сокровенная сила Вселенной, в этом качестве человечеству недоступная.
Но желание в человеке может быть одухотворено и постепенно претворено в проявления духовных стремлений. Сила желаний несёт в себе жизненность, которая при правильном развитии не уменьшается, но, одухотворяясь, возрастает. Высшее качество психической энергии отражено в понятии Подвиг.
Не подавление желаний, но очищение желания от самости есть правильный, не обессиливающий человека путь (ибо легко впасть в другую крайность, лишившись энергии, которая является жизненной необходимостью и основой духовного развития). Желания должны быть очищены, возвышены, претворены в высшие стремления. Это Золотой путь Равновесия, которому учил Будда.
"Всякое желание вредно, стремление к подвигу необходимо" (Живая Этика).
Автор статьи Гореликова М.В.