- Тамара! - послышался голос матери из трубки. - Пора домой! Я жду тебя во дворе у бабы Шуры.
- Хорошо, - ответила та и направилась к выходу.
Накинув на себя полушубок, девушка попрощалась с хозяйкой квартиры и ушла.
- Ты ещё придёшь? - вдогонку спросила Шура.
- Конечно, - пообещала внучка. - Я не дослушала твою историю.
- Как мами (бабушка) себя чувствует? - поинтересовалась Тамара.
- Домой просится. Но врач говорит: "Ещё рано". Неделю, а то и больше ещё продержат. Она переживает за тебя.
- За меня? - удивилась Тамара.
- Да. Даэ считает, что зря ты водишь дружбу с гаджо, - пояснила она.
- Но баба Шура - моя родная бабушка! Я лишь хочу ей помочь...
- Почему же она не помогла тебе, когда её дочь бросила тебя на произвол судьбы?
- Она не знала об этом, - заступилась за Шуру внучка.
- Какой смысл в этом общении? - поделилась своими мыслями Ида. - Ты в душе - цыганка, и никогда не станешь такой, как они.
- В душе, может, я и цыганка, - согласилась Тамара, - только по крови я русская. И это никак не исправить.
Обе женщины замолчали. Их разговор зашёл в тупик.
- А! - Ида махнула рукой. - Поступай, как знаешь! Только не забывай, что мы тебя любим! Мы вырастили тебя, как родную, и желаем тебе счастья.
- Я знаю, даэ! - ответила девушка и обняла мать.
На следующий день Тамара снова отправилась к бабе Шуре. Она помнила состоявшийся накануне разговор с матерью, но ноги сами вели её в тот дом. На удивление, бабушка согрела чайник и напекла пирожков к её приходу.
- У тебя сегодня какой-то праздник? - поинтересовалась Тамара.
- Не у меня - у твоей мамы. Ровно тридцать пять лет назад она появилась на свет. Карина очень любила мои пирожки, - припомнила баба Шура. - Садись за стол! Будем пить чай.
Во время чаепития хозяйка вспоминала, какой была её дочка: целеустремлённой, настойчивой, упрямой, иногда взбалмошной, но при этом знающей себе цену.
- Нуждаясь в отцовской любви, Карина всегда мечтала удачно выйти замуж. Она считала, что только с обеспеченным мужчиной она будет счастлива. Ей хотелось красивой жизни, которой у неё не было в родном доме. За ней она и помчалась...
- За красивой жизнью? - уточнила Тамара.
- Да. До девятого класса дочка училась хорошо, учителя хвалили её. Но потом мою девочку словно подменили. Карина стала дерзить, поздно возвращаться домой. Я пыталась на неё повлиять, но всё тщетно. Проучившись в школе ещё год, она бросила её со словами: "Мужчины не любят умных женщин". Я просила её взяться за ум, плакала, умоляла, ругалась... Она ничего не хотела слышать. К тому моменту она уже влюбилась по уши в женатого, как я потом узнала, мужчину. И в один "прекрасный" день Карина сообщила мне, что уходит к нему. Я пыталась удержать её, даже грозилась заявить на него в полицию, но дочка сказала, что если я "сломаю ей жизнь", она никогда не простит мне этого. В горячках я крикнула ей вслед: "Когда он бросит тебя с пузом, не приходи сюда!" Вот она и не пришла.
- Но почему ты не искала её?
- Искала. Я даже в полицию ходила. Но на тот момент Карина уже была совершеннолетняя. В участке мне сказали: "Дело молодое. Погуляет и вернётся." Но она не вернулась.
- Неужели даже не звонила ни разу?
- Не знаю, может и звонила. Спустя какое-то время после её ухода были звонки на домашний телефон, но каждый раз я слышала только дыхание и тишину. Иногда мне казалось, что это моя Кариночка дышит в трубку. Я уговаривала её вернуться, обещала всё забыть и простить. Однако со временем звонки стали всё реже и реже. А мне бы только знать, что она жива и здорова.
Последние слова баба Шура договорила дрожащим голосом. Было видно, что её сердце неспокойно. Чтобы отвлечь старушку от горьких мыслей, Тамара подошла к шкафу с вещами матери и выбрала самое красивое, на её взгляд, платье. Поменяв цыганский наряд на светский, девушка предстала перед бабушкой в новом образе. Увидев её в платье Карины, баба Шура ещё больше разволновалась.
- Какая ты красивая! - оценила она. - И как сильно похожа на свою мать!
Пока Тамара кружилась в непривычном для себя наряде, старушка схватилась за сердце и начала задыхаться. Перепуганная цыганка бросилась на кухню. Наполнив стакан водой, она протянула его бабушке, а сама принялась вызывать скорую помощь. Приехавший врач предположила, что у пациентки случился сердечный приступ, и настоятельно рекомендовала госпитализацию. Наспех собрав необходимые вещи, Тамара сопроводила бабу Шуру в больницу. Уже в приёмных покоях она вспомнила, что забыла переодеться в свой наряд. Взяв ключ от квартиры бабушки, девушка побежала назад. В это время ей позвонила Ида:
- Я освободилась, еду за тобой, - сообщила она. - Собирайся!
Понимая, что не успевает добежать до дома бабы Шуры вперёд матери, девушка принялась на ходу голосовать в попытке остановить попутную машину. И ей повезло. Остановился автомобиль, за рулём которого был молодой парень. Увидев его, Тамара засомневалась, стоит ли ей садиться к нему в машину.
- Ну, что замерла? - спросил он, смеясь. - Или меня испугалась? Неужели я такой страшный? Садись! Не трону! Куда тебе нужно?
Отбросив сомнения, девушка уселась рядом с водителем и назвала адрес.
- Только быстрее, пожалуйста! - попросила она.
- Не вопрос, - ответил парень и нажал на педаль газа. - Долетим быстрее ветра!
Бросив несколько взглядов на пассажирку, водитель спросил:
- У тебя что-то случилось?
- Да. То есть нет, - запуталась Тамара и выдохнула. - Бабушке стало плохо. Я отвезла её в больницу.
- Сочувствую. Но, если она уже в больнице, куда ты так торопишься?
- Мама должна приехать, она ничего не знает, - пояснила та.
- А-а-а! - протянул парень, не совсем поняв её логику. - Меня, кстати, Эдуардом зовут. Можно просто - Эдик. А тебя?
Девушка взглянула на водителя и представилась:
- Тамара.
- Красивое имя, - оценил тот. - И ты красивая.
- Спасибо, - не привыкшая к комплиментам от молодых людей, ответила она и тут же сменила тему. - Смотри на дорогу!
Вскоре автомобиль подъехал к дому. Тома поспешила выйти, но, к её великому разочарованию, Ида уже стояла возле подъезда. Заметив испуг на лице новой знакомой, Эдуард уточнил:
- Может, тебя проводить?
- Нет-нет, уезжай, пожалуйста! - взмолилась Тамара и поспешила к матери.