Найти в Дзене
Смысл и логика

Почему я продал автодом и больше его не хочу?

Оглавление

Рассказ от первого лица про сложности реальной жизни с автодомом и в автодоме

Предыстория

В 2020 году я купил пустой фургон VW Crafter. Я искал автомобиль категории B с самой высокой пластиковой крышей и с самой большой длиной. Нас в семье четверо: мы + дети (11 и 5 лет).

Я мечтал на автодоме объездить всю Европу и Скандинавию. Поэтому я хотел, чтобы внешне фургон мало отличался от обычного коммерческого транспорта. Я не делал внешние люки, заметные заливные горловины и так далее.

По слухам бывалых караванеров в этом случае было легче заезжать в города и парковаться на обычных парковках. Но проверить на практике мне ничего не удалось.

План провалился

Я арендовал гараж и начал осенью 2020 года строить автодом. Делал я все сам, хотя до этого у меня совсем не было опыта в строительстве. Только часть сварочных работ я делегировал мастерам, которых находил на Авито.

Бус был слишком высоким, он не помещался арендованный в один гараж, поэтому приходилось работать фактически на улице в дождь и снег. В гараже я пилил и строгал, потом шел в автобус и монтировал.

-2

К лету 2021 года сделал первую версию, которую потом пару раз переделал. Но наступил ковид и нас всех закрыли. Планы отправиться в Европу лопнули медным тазом. Границы встали на замок. Поэтому мы начали путешествовать по России.

Затем случился 2022 год и стало понятно, что попасть в Европу на собственном автодоме уже не судьба. И это стало одной из первых причин, почему я потом решил продать свой бус. Но далеко не единственной.

-3

Плюсы автодома

Конкретно мой автодом был для нас очень комфортным. Во-первых, было очень много места. Фургон длинный и высокий. Внизу получалось огромное спальное место 180 см на 195 см. Внизу мы спали втроем. Старший сын спал на верхней полке, которая была размером 95 см на 195 см.

Высокие потолки и много места = комфорт во время передвижения. Ни в каком другом автомобиле у вас не будет возможности ходить в полный по салону и возможности вытянуть ноги без ограничений. Дети могут играть даже в настольные игры.

И самое главное, с момента остановки до момента "упал и принял лежачее положение" проходит всего 10 секунд. Это невероятно удобно. Не нужно ничего раскладывать, открывать, вынимать. Просто встал со своего сиденья и пошел лег. Детям это очень нравилось.

Удобство

В доме был организован полноценный душ и кассетный биотуалет с керамической чашей. Водна нагревалась от электрического бойлера. Для этого были установлены литиевые батареии 230 А/ч и куплена дорогущая американская зарядка, которая заряжала аккумулятор полностью за 2-3 часа.

В доме был полноценный запас воды (150 литров), автономные 220 вольт (2 инвертор синус на 2 кВт), чего более чем хватало. Солнечные панели не ставил, так как мы редко стояли где-то дольше 1-2 дней. А при переездах аккум полностью заряжался от генератора автомобиля.

-4

Также был полноценный холодильник с морозильной камерой, газовая плитка, дизельный обогреватель, ящики для хранения, люк в крыше и многое другое

-5

Теплоизоляция

Я хорошо и долго утеплял автодом, поэтому зимой было тепло, а летом было прохладно, даже когда стояли неделю на +30 на море. Было достаточно включить вентилятор и открыть двери.

Мобильность

Поехать куда угодно можно буквально в любой свободный день. Мы ездили и на 1-2 дневные путешествия и на несколько недель и никогда не парились по поводу жилья. Просто сел и поехал. Также в отличие от прицепа не нужно прицеплять или отцеплять, можно легко ездить задним ходом, особенно если есть камера.

На трассе чаще всего ночевали либо на парковках у ТЦ, либо на стоянках дальнобойщиков. Там за 200-500 рублей можно было спокойно переночевать.

Проезд в центр города

Я проходил официальную процедуру внесения изменений. В результате помимо категории B, которая была изначально для этого авто, появилась категория "Легковой автодом" грузоподъемностью до 1 тонны. Что, как ни странно, разрешило въезд в центр Москвы, например, чем я неоднократно пользовался. Также можно ездить в крайнем левом без каких либо ограничений.

Минусы автодома

Плюсы понятны, теперь про минусы

1. Капец как дорого содержать

Ребята, не верьте блогерам! Стоимость строительства и владения автодомом очень велика.

Если вы покупаете машину после коммерческого использования, то будьте готовы к тому, что она будет ушатанной. Даже если у нее будет реальный пробег до 200 тыс (что, конечно, не бывает, так как коммерческий авто в год может легко проходить по 100 тыс.), то в любом случае обслуживается такой автомобиль по принципу "пока не отвалится".

Да, масло будут менять регулярно, но в любом дизеле масло надо менять чаще, чем написано в сервисной книжке. Также надо ставить хорошие фильтра, следить за перегревом, сцеплением, карданами, крестовинами и так далее, чего толком никто не делает. А это все оооочень дорого.

Ну и будьте уверены, что автомобиль будет со скрученным пробегом на 100%. Коммерческие машины простые и скрутить пробег можно без проблем. Важно понять, скручен ли он с миллиона до 300 тыс или с 500 до 300. Кстати попадаются и варианты с реальными пробегами под 1,5 миллиона, которые крутят до 300 тыс.

Поэтому будьте готовы вложить в автомобиль минимум 20% от стоимости в ближайший год на его доводку и приведение в порядок, чтобы в какой-нибудь из поездок внезапно что-то не отрыгнуло. Иначе будет очень дорогой эвакуатор.

А по факту будьте сразу готовы, что двигатель придется поменять на контрактный и заменить сцепление, карданы, турбину, форсунки. Возможно кто-то это уже сделал до вас в недалеком прошлом, тогда даже хорошо, что это сделано. Не факт, что это вас обязательно настигнет сразу, но точно настигнет.

-6

2. Капец как дорого строить

Стоимость материалов сильно выросла. Также выросли цены на электроинструмент, который вам обязательно понадобится. С какого-то момента я просто перестал считать расходы и перешел в формат философского наблюдения за их ростом.

-7

Но я обозначу просто большими мазками цены, которые сейчас еще выросли раза в полтора:

  • Утепление – 35 000
  • Кассетный биотуалет - 70 000
  • Бруски, фанера, мебельный щит, линолеум, ламинат, панели пвх, фурнитура - около 60 000
  • Литиевая сборка аккумуляторов - 65 000
  • Зарядка для лития 60 ампер - 45 000
  • Холодильник - 25 000
  • Сиденья - 30 000
  • Дизельный отопитель - 18 000
  • Электроинструменты (шурик, торцовочная пила, болгарка, циркулярка, лобзик, фрезер, реноватор) =примерно 60

ИТОГО чисто по базе = 408 тыс. рублей ))) А в реальности все 600 не меньше. И это не считая собственно ручного труда)

3. Нужен вагон времени

Ребята, это только на ютьюбе все делается быстро. Конечно, если вы профессионально занимаетесь ремонтом или столяркой, слесаркой, то у вас и инструменты есть и работа будет идти гораздо быстрее.

Но ведь никто не отменял нехватку времени. Нужно будет вечерами после основной работы идти в гараж, там же проводить и все выходные. И это на протяжении тройки месяцев или даже больше. Усталость будет накатывать только в путь.

Плюс поездки по магазинам, изучение информации в интернете, поиск нужных деталей и материалов, ожидание посылок с алиэкспресса – все это очень значительные временные затраты. А если еще и снимать попутно (лично я забил), то нехватка времени становится просто катастрофичной.

Даже если звать кого-то в помощники, то все равно основную работу придется делать самому, либо платить уже людям по-серьезному

-8

4. Сложно найти подходящий автосервис

У меня высота была 3 метра 15 см и длина 7 метров 60 см. При таких размерах даже не во все грузовые сервисы получалось заехать, не говоря уже про легковые. Поэтому если где-то сломался на трассе, то фиг найдешь сервис.

Другая история, что все сервисы для коммерческого транспорта обычно работают на потоке, что сказывается на качестве слесарей. БОльшая часть из них мало что понимает в дизелях и в электронике. Найти хорошего дизелиста вообще целая история.

Я побывал наверно почти во всех сервисах, которые рекомендовали на драйве по спринтерам и крафтерам. И ни один из них я бы не стал кому-либо рекомендовать. И дело не в моих заморочках, а в том, насколько плохо решают проблемы и насколько много допускают брака. После визита всегда что-то отрыгивает, где-то что-то забыли прикрутить, где-то вместо прокладки поставили герметик, сорвали резьбу, сломали крепеж и так далее.

И за все это дерут очень не хило. В общем забудьте про нормальный сервис.

5. Сложно парковаться в городе

Я отброшу сложности с управлением автомобиля длинной 7,6 метра и высотой 3.1 метра. Даже не во все тоннели можно заехать, а уж тем более на подземные парковки. В целом мне даже нравилось управлять бусом.

Но проблемы начинаются, когда надо попасть в центры городов, особенно на югах. Во-первых, негде тупо встать. Во-вторых, часто это очень крутые и сложные подъемы и спуски на узких улочках, где вдвоем не разъехаться.

Один раз я так попал в Дербенте, когда подъем такой, что не видно дороги, а навстречу едет автомобиль и справа и слева припаркованы авто. И в итоге пришлось задом сдавать с горки, так как за той машиной сразу же насобиралась толпа других машин.

Или еще на югах один раз пришлось расходиться буквально в 1 см с целым потоком машин. Короче, старые города не предназначены для такого размера транспорт.

Ну и вообще такую махину негде хранить в городе. На платных парковках не всегда есть столько места. Поэтому приходится искать места где-то на окраине.

6. Можно развестись

В автодоме можно легко развестись. Причем на ютьюбе достаточно много подобных историй. Особенно, если вас не двое, а трое-четверо. Дети вносят конкретный усложняющий фактор. Но с ними в автодоме действительно не просто.

Есть несколько критических сроков в поездках. Первый наступает примерно на 3 сутки, потому что первые двое суток - это время новизны. Второй - через неделю путешествия. Надо иметь хорошие нервы и водителю и пассажирам.

7. До самого интересного не доехать

Ну и главный и решающий фактор заключается в том, что до самых крутых и интересных мест вне города на таком автодоме не доехать.

Даже если вам повезет и у вас будет автодом с 4х4 c понижением и блокировками, то все равно длинная база и высота сильно ограничивают ваши возможности. Если на внедорожнике я легко мчусь по Алтайским степям и пересекаю броды, то на автодоме в виде фургона проблемой становится уже просто съезд с асфальта на проселочную дорогу.

Чтобы сделать данное фото пришлось немного сточить бампер
Чтобы сделать данное фото пришлось немного сточить бампер

Поэтому если вы любите города, то это ваш формат. Я планировал путешествовать по Европе. Но если вы хотите поехать куда-то по природным местам, то будете кататься только по самым туристическим точкам.

Итого

Подумав и покрутив варианты я принял решение, что Автодом – это круто и прикольно, но я уже наездился. Если у меня возникнет желание в чем-то подобном, то я скорее всего куплю небольшой внедорожный прицеп, потому что внедорожник у меня уже есть и опыт езды с прицепом по бездорожью тоже. Конечно, это более низкий уровень комфорта, зато можно доехать туда, куда на обычном автодоме просто не сунешься.

А тем, кто только хочет приступить к строительству своего дома я предлагаю подкопить и купить готовый заводской вариант.

  1. Юзабилити и продуманность будет лучше – гарантирую
  2. Пробеги будут реальные, на автодомах редко когда делают большие пробеги. При этом в качестве базы берут такие же коммерческие автомобили. То есть вы получите автомобиль предназначенный на длительную и некачественную эксплуатацию с небольшим пробегом
  3. Сел и поехал. Не нужно полгода-год корячиться на каторжных работах)
  4. Легальные документы. У меня был автодом полностью узаконенный, но сейчас получить такие же документы очень долго и дорого. А у заводского автодома с документами все в порядке. Иначе авто могут лишить регистрации.
  5. Сохранение продажной стоимости. Опыт показывает, что заводские автодома теряют в стоимости намного меньше, чем любой кастом.

Вот как то так. Делитесь своим опытом в комментариях)

UPDATE:

Давно я так не ржал, как с комментариев) Очень холиварная тема получилась. Ну что же, немного отвечу тут)

Итак, у меня Паджеро спорт 2. Я установил на крышу палатку двухместную. Там спальное место 135 см на 190. Вдвоем просто афигентски. Внизу в машине у меня спальник самодельный - еще два полноценных спальных места. Итого 4 человек могут спать с готовностью в 10 минут.

В машине есть 220 В. Также еще доп шатер декатлоновский на 6 человек. Биотулет тоже присутствует. В планах либо докупить небольшой прицеп-кемпер, либо купить обычный прицеп и сделать в нем модуль для хранения + выносной душ-туалет со шторками.

У меня уже есть подобный опыт, когда ездил на Алтай с небольшим прицепом. В прицепе был мотоцикл. Маршрут был полностью бездорожный (ехал местами по целине). Один раз утопил мотик, пришлось полностью его разбирать и перебирать. Один раз пришлось поменять ось на прицепе, она выгнулась дугой.

Ну а так, я дважды проехал п. Рыбачий, много раз был в Карелии, трижды Алтай, Саяны, Тыва, Байкал, Уральские горы, Дагестан, Грузия, Турция, Короче опыт путешествий большой )

-10
-11
-12