Мы сегодня не о свете знаний, а об освещении.
Хижин, замков и дворцов. Каким оно было на самом деле, и чем наши предки освещали свои жилища - этим вопросом я задавалась, зачитываясь романами Вальтера Скотта. В его романах, посвященных 15 и 16 векам, вовсю фигурировали факелы. В романах современных "писательниц" есть только свечи, непременно из чистого пчелиного воска. Истина где-то рядом?
Наши предки со времен заповедных были необычайно изобретательны при подходе к вопросу освещения своего дома. вот такого примерно, на три окошка.
Летом световой день долог и за полночь никто не засиживался. Работы днем хватало даже малым ребятишкам: в поле, в саду родителям помочь, за младшими присмотреть. С закатом все укладывались по лавкам, а с первыми лучами зари, в 4 -5 утра, снова принимались за работу, пока солнышко светит. Так что освещение требовалось только долгие зимние вечера.
Самый знаменитый русский осветительный прибор - лучина.
Сколько песен о ней сложено! И почти во всех горькая женская судьба сравнивается с лучиной: " Извела меня кручина, подколодная змея. Ты гори, гори моя лучина, догорю с тобой и я", "От работы спинушка и теперь болит. Лучина моя, лучинушка, мне ясно горит". Давно спит муж, спят его родители и даже сестры и только жена вынуждена то ли прясть, то ли ткать. Или зыбку качает с младенцем, вспоминая свое счастливое и такое короткое девичество.
О самой лучине сказать можно немного - длинная щепка, чаще всего из березы. Сосновая может "стрельнуть" угольком из-за большого содержания смолы. А береза горит жарко, ровно и долго, но дуб, клен, осина и ясень тоже хороши. Практически бесплатный осветительный прибор - был бы топор или крепкий нож, чтобы ее от полена отколоть.
А вы пробовали? Это только кажется, что отколоть ровную длинную щепу просто - для этого у хозяйки в дому было припасено заранее распаренное и надколотое полено. Сверху, там, где спил, оно было похоже на соты - множество ровных и глубоких , до 20 см, насечек. Оставалось только ножом оделить заготовку. Размеры приемлемой деревянной свечки в 3-4 см толщиной, 2 см шириной и до 70 см длиной. А не абы какая щепочка.
О поставцах и светцах для лучин можно говорить и говорить.
В этом варианте выкованный кузнецом светец имеет походный вариант. В верхний расщеп металлической болванки вставляется щепка. Заметили жало? Его можно вонзить в любую стену или просто в ствол дерева, даже в землю - и вот вам светильник. А вот нижняя петля интереснее - в нее можно и лучину потоньше воткнуть, и лампадку подвесить.
Практически тот же минимализм, но лучин в такой продвинутой конструкции можно закрепить куда больше. Фактически - до десятка.
Это тоже работа кузнеца, но уже более унифицированная - конструкция поставца собрана из заготовок - металлических прутков и тоже с жалом.
Это уже куда более сложная конструкция. Скамья с выдолбленным корытом и в нем закреплен столбик с поставцом - в который вставляется щепка - будущий светильник. Даже сам деревянный столбик с поставцом часто был подвижным. Телескопически его можно было поднять при необходимости, чтобы увеличить площадь освещаемого пространства или опустить. Поставила такую возле лавки - и хоть всю ночь пряди, вяжи или Жития Святых читай..
Так как дома на Руси строили из дерева, то вопрос безопасности их освещения стоял очень остро. И при этом - открытый огонь в темное время суток, сыплющийся вниз горящий уголек... Как только не боялись пожаров?
А чего бояться, если снизу под лучиной всегда или ушат с водой стоял, или вот такое корытце. И не только в противопожарных целях. Отражаясь от воды, огонь давал дополнительное освещение: вода работала, как зеркальный отражатель, чем больше площадь зеркала, тем света больше. Как мудро придумано.
И если вам кажется, что лучина ушла в прошлое веке в 19, то вы глубоко заблуждаетесь. Хранители русской старины с появлением сначала свечей, потом керосина и электричества очень неохотно пускали нововведения в свои молельные комнаты. Как описывали этнографы и историки, собиравшие книги староверов даже в 70-х года двадцатого века они встречали вполне себе работающие светцы. Читать книги, написанные в 15, 16 17 веке при электричестве староверами считалось грехом, а огонь от лучины чистый, светлый, очищающий, божественный. Живой.
Вот как такую святыню, явно написанную при свете той же лучины, читать при свете электрическом? Изучать - можно, а проникнуться духом и нравственным наставничеством - только при трепетном пламени горящей лучины.
Удивительно подробным оказался наш первый экскурс. Так что на сим не заканчиваем, продолжение ждет!
И не только в российские избушки и землянки мы заглянем одним глазком: римские триклинии, и средневековые европейские замки и дворцы тоже не останутся в стороне.
Читаем, я так старалась:
Подписываемся и комментируем.