Отцы-основатели философской науки Сократ, Платон и Аристотель вдохновили поколения великих мыслителей. Однако новые руководящие указания предписывают, чтобы они освободили место для новых голосов, а изучение этих философов и других ученых-логиков называют не чем иным, как чисто «кабинетным теоретизированием», то есть не имеющим практической ценности.
Британские школы настоятельно призвали к деколонизации уроков философии
Первый учебно-методический комплект для «деколонизации» преподавания философии, разработанный учеными для внедрения в средних школах и университетах Великобритании, направлен на то, чтобы уменьшить влияние «мертвых белых мужчин» и расширить учебную программу. Цель комплекта - внести разнообразие в преподавание философии, включив в него работы, отражающие точки зрения мыслителей из Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.
Учебное руководство было разработано четырьмя студентами-стажерами и четырьмя философами-академиками в Школе востоковедения и африканистики Лондонского университета (School of Oriental and African Studies), одном из ведущих мировых учреждений, специализирующихся на изучении стран Азии и Африки. В руководстве рекомендованы к изучению несколько новых мыслителей, включая таких, как Нисида Китаро, основатель Киотской школы философии, которая стремится бросить вызов Евроцентризму, и Ума Нараян, американская феминистка. Предлагаемая учебная программа также включает работы ученого из Ганы Квази Виреду, а также профессора Нкиру Нзегву, нигерийского «теоретика в области гендера».
Нисида Китаро (1870-1945) считается одним из самых значимых и влиятельных философов Японии. Одним из особенно интересных аспектов работы Нисиды является его концепция «чистого переживания». Это такое состояние сознания человека, когда он еще не начал различать субъект и объект. В этом состоянии человек полностью погружается в само переживание, без какой-либо попыток осмысления или отделения себя от переживания. Эта концепция несколько похожа на идеи, встречающиеся в дзен-буддизме, где акцент делается на прямом, непосредственном переживании реальности.
Теоретик постколониального феминизма Ума Нараян (род. в 1958) особо примечательна своим исследованием пересечений между теорией феминизма и теорией постоколониализма. В своих работах Нараян раскрывает то, как колониальная история и практика формируют современные гендерные отношения и феминистские движения.
Квази Виреду (1931 – 1922) выступал за то, что он называл «концептуальной деколонизацией», которая включает в себя критический анализ западных философских концепций, навязанных африканским мыслителям, и исследование местных, коренных африканских концепций, которые лучше соответствуют африканским реалиям. Он считал, что африканские философы должны не просто перенимать западные рамки и смыслы, но вместо этого должны переоценить их актуальность и применимость к африканскому контексту.
Выдающийся нигерийский философ, художник и профессор Нкиру Нзегву (род. в 1954) внесла значительный вклад в развитие африканской философии, феминистской теории и истории искусств. Она особенно известна своими работами по африканской эстетике и системам знаний коренных африканских народов. Нзегву рассматривает проблемы гендера и идентичности в африканских контекстах. Она бросает вызов западным феминистским парадигмам, подчеркивая уникальные культурные, социальные и философские рамки африканских обществ. Ее исследования подчеркивают, как африканские женщины исторически играли важную и влиятельную роль в своих сообществах.
Руководство утверждает, что в настоящее время большинство студентов учатся по «колониальной» учебной программе, которая предусматривает изучение Платона, Юма, Бертрана Рассела, Локка, Декарта и Витгенштейна. Эта учебная программа «преимущественно сосредоточена на канонических западных философах, предлагающих глубокое осмысление их собственного опыта». Руководство считает, что большая часть такого философского дискурса это просто отвлеченное «кабинетное теоретизирование».
Предлагаемая учебная программа по-прежнему включает Платона, а также Конфуция, наряду с такими работами, как «О том, как быть белым: размышления о феминистском понимании расового превосходства» Мэрилин Фрай, радикального теоретика феминизма, и «Суверенитет знаний среди африканских скотоводов», автор которого - Зеремариам Фре, эритрейско-британский агроном.
Мэрилин Фрай сравнивает угнетение женщин с положением птички в клетке. Женщина может оказаться в такой ловушке, когда, независимо от того, что она думает, говорит или делает, решетка ставит преграды на ее пути. Эти преграды часто трудно распознать, потому что нелегко заметить их как часть общественной конфигурации, к тому же ее наиболее губительные аспекты пытаются скрывать. Конфигурация решетки также ограничивает и мужчин, но вся система, в целом, выгодна для них.
Заслуженный эритрейский агроном и эколог Зеремариам Фре (род.в 1951 г.) известен своей новаторской работой в области устойчивого сельского хозяйства и скотоводства. Работа Фре сыграла важную роль в привлечении внимания к важности традиционных знаний и практик в управлении хрупкими экосистемами Африканского Рога.
Деколонизацию начнут с учителей
В руководстве говорится, что для проведения деколонизации класса сами учителя должны понимать свою роль в «расистских системах» — и перестать вести себя как учителя. «Без этого интеллектуального понимания невозможно даже найти корень проблемы, не говоря уже о том, чтобы начать ее решать», — добавляет руководство.
«Учитель в деколонизованном классе должен, прежде всего, научиться учить себя исходя из системы взглядов и точек зрения своих учеников. Учитель должен отучить себя от собственных колониально-опосредованных предрассудков и устаревших знаний», - поясняется в руководстве.
Экзамены и написание эссе (сочинений на заданную или свободную тему) руководство считает типичным примером западной колониальной идеологии.
В руководстве предлагаются новые формы оценки для учеников, такие как блоги, подкасты и рассмотрение конкретных кейсов. Согласно новому руководству, учащиеся могут даже создавать свои собственные вопросы для сочинений и эссе, а не рассматривать аттестацию как некое препятствие для преодоления.
Студентоориентированный подход
В самой Школе востоковедения и африканистики Лондонского университета такие виды работ студентов, как сочинения-эссе, презентации в записи, инфографика, плакаты и посты в блогах, принимаются для аттестации. Новое деколонизованное руководство будет вскоре доступно на веб-сайте Школы восточных и африканских исследований в виде онлайн-платформы, которая позволит и самим учащимся вносить свои предложения в его доработку.
Лондонский университет проводит последовательную и неуклонную деколонизацию своих учебных курсов и модулей с 2017 года.
Доктор Пол Гилади, который помогал в создании руководства, сказал: «В ходе изучения философии я был слеп к богатым источникам мудрости из Африки, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и племен аборигенов. Только позже в своей академической карьере я смог осознать, что учебная среда, формировавшая мое обучение, была не предназначена для развития критического мышления. Обучение было ориентировано на подчинение, на воспроизведение уже утвердившейся философской традиции».
Новые шаги по деколонизации философского образования помогут британским школьникам и студентам избежать ошибки доктора Гилади. (по материалам британской прессы)
Подпишитесь, чтобы получать обновления по этой и другим актуальным темам!