Основная тема номера – «1924. Век «лейтенантской прозы». Да, в этом году исполняется 100 лет тем, кто сразу со школьной скамьи отправились на фронт. Это поколение дало нашей литературе целую плеяду писателей. 2024 год объявлен в нашей стране Годом лейтенантской прозы.
Открывает тему доктор философских наук Семён Экштут статьёй «Пот и кровь войны на своей гимнастёрке…»
Почему книги и судьбы фронтовых писателей и поэтов продолжают волновать потомков? Наверное, потому, что писали они о том, что им самим пришлось испытать и пережить.
Кстати, в нашей библиотеке за последние месяцы прошло два мероприятия, посвящённых "лейтенантской прозе" - о Юрии Бондареве и о Василе Быкове. И могу сказать, что в самом деле равнодушных слушателей не было. Темы горячо обсуждались, а некоторые моменты даже вызывали дискуссии.
Следующие статьи идут от общего к частному. Творчеству Бориса Васильева (1924-2013) посвящена статья кандидата исторических наук Андрея Смирнова «Место старшины Васкова в русской литературе».
Борис Васильев считается среди писателей своего поколения лучшим стилистом. Его военные повести – «А зори здесь тихие», «В списках не значился» невозможно читать без слёз, настолько они пронзительно написаны, и настолько трагичны судьбы их героев.
В статье подробно разбирается повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие».
Владимиру Богомолову (1924-2003) посвящена следующая статья Смирнова – «На станции Белосток вчера выгружалось маршевое пополнение…»
«Военная проза Владимира Богомолова схожа с прозой Константина Симонова. В ней нет васильевских динамичности и речевой выразительности, сочности, она выглядит суховато-рассудочной. Но стремясь предельно точно объяснить всё, что думает или делает человек на войне, Богомолов делает это так, что проза его полна всё тем же «внутренним горением», эмоционально и энергетически напряжена. И потому тоже сплошь и рядом трагична».
В статье подробно рассмотрены повесть Богомолова «Зося» и роман «В августе сорок четвёртого».
В рубрике «Архив Победы» собраны малоизвестные свидетельства об известных событиях Великой Отечественной войны. Так, Василий Авченко написал историческую статью «Проверка Халхин-Голом» - о войне в Монголии, где ковалась победа в Великой Отечественной войне.
Бои на реке Халхин-Гол в Монголии стали прологом Второй мировой войны. Здесь гремели танковые и воздушные сражения между японской армией и советско-монгольскими войсками.
«Итоги боёв в Монголии сыграли свою роль в том, что в 1942 году, когда фашистские войска рвались к Москве, Япония так и не вступила в войну против СССР».
Доктор экономических наук Яков Миркин написал для журнала статью «Денежные жертвы приносятся в молчании».
В этой статье говорится о том, чего стоили советскому народу 4 года войны. Ведь война – это не только людские ресурсы. Это и материальные ресурсы государства, которые в экстремальных условиях увеличиваются в разы. А где же их брать?
Механизм известен: повышение налогов, объявление новых государственных займов, проведение лотерей, повышение цен, замораживание зарплат и вкладов.
Такова была цена победы.
В рубрике «Мастера Родины» - беседа Владимира Нордвика с сыроваром американского происхождения из Подмосковья «Джей Роберт Клоус. Goodbye, America!».
Частных сыроварен в России немало, но Джей Роберт Клоус из деревни Мошницы под Солнечногорском выбивается из общего ряда тем, что приехал в Россию в 90-х из Америки, да так тут и остался. А в прошлом году стал гражданином России.
В беседе подробно рассказано о богатой на приключения и перемещения по миру жизни американца, но не так много именно о том, как он всё же стал фермером в Подмосковье. Однако, уже в России он обзавёлся детьми (про мать этих детей упоминаний я не нашла).
В рубрике «Вернисаж Родины» - статья Елизаветы Пинахиной «Андрей Рябушкин: долгий ХVII век и короткий свой».
Крестьянский художник Андрей Рябушкин (1861-1904), проживший всего 43 года и умерший от туберкулёза, оставил нам на своих полотнах яркие картины старой Москвы.
В атмосферу Серебряного века погружает нас кандидат философских наук Вячеслав Недошивин своей статьёй «Добрые глаза «Бродячей собаки».
Речь в этой статье идёт о знаменитом российском кабаре, в котором встречались, общались многие литераторы Серебряного века, и не только о нём. Автор статьи рассказывает о нескольких адресах Петербурга и Москвы, где собиралась богема Серебряного века, где поэты сами выступали на сцене. Это такие заведения, как «Лукоморье», «Кривое зеркало», «Привал комедиантов» - в Петербурге, «Сказка» и «Летучая мышь» в Москве.
«Ну можете ли вы представить поэтов Гумилёва и Городецкого на сцене, да ещё в гриме? Первый мало того, что косолапил и слегка косил, но, не выговаривая иных букв, произносил слово «вчера», как «вцерла», а второй никак не мог воспроизвести слово «волшебный» - вечно вылетало «ворфебный». А ведь именно в этом доме они, вместе с Алексеем Толстым, драматургом Дымовым, поэтом Потёмкиным и другими вышли играть «королевичей» в пьесе-сказке «Ночные пляски». То ещё «лицедейство»! И до дикции ли тут, если на сцену их влекло само время?..»
В рубрике «Фильмы Родины» - интересный рассказ кандидата исторических наук Ильи Стрекалова «Какая «Свадьба…» без скандала!» - о съёмках одного из наших самых любимых фильмов – «Свадьба в Малиновке».
«Свадьба в Малиновке», вышедшая на советские киноэкраны в 1967 году, и по сей день считается одной из лучших музыкальных комедий отечественного кино. Фильм, действие которого разворачивается во времена Гражданской войны на Украине, смотрится непринуждённо и весело».
Но во время съёмок фильма между членами съёмочной группы разворачивались нешуточные баталии.
Фильм «Свадьба в Малиновке» вышел в один год с «Кавказской пленницей», но, несмотря на колоссальный успех ленты у зрителя, никаких наград не получил.
В рубрике «Кухня Родины» - Екатерина Зайцева со статьёй «Поросёнок с хреном по-французски».
Здесь речь идёт о блюдах, которые украшали столы русских эмигрантов в Париже. Это и рассольник, и пироги, и борщ, и выпечка. Рецепты прилагаются.
И ещё одна интересная статья – об одежде прошлых времён. «Живая мода «Мёртвых душ» - так назвала свою статью кандидат искусствоведения Ольга Хорошилова.
И описываются тут туалеты, в которых щеголяли герои бессмертной поэмы Гоголя: Чичиков в модных платьях, Ноздрёв в полосатом архалуке, Манилов в шалоновом сюртуке, Собакевич в мешковатом фраке, Плюшкин в чём-то неопределённом, и, конечно, дамы в тугих корсетах. А как это конкретно выглядело – увидим на приведённых иллюстрациях.
Как всегда, в номере ещё немало интересных статей.