Найти тему
L'arte al femminile

Голландский Золотой век в именах трех художниц

Оглавление

Salve! С вами снова Мира!

Идею для этой статьи мне подарила книга о государственном музее Амстердама. Я считаю очень важным освещать женское искусство, поэтому сегодня речь пойдет о трех художницах голландского Золотого века.

Клара Петерс

Суета сует, 1620 г.
Суета сует, 1620 г.

Клара Петерс (1594-1657) — единственная фламандская художница, которая писала исключительно натюрморты и одна из первых создала автопортрет.

О ее жизни почти ничего не известно. Предполагается, что она жила в Гааге, Амстердаме и Антверпене. В достоверном наследии значатся 39 работ, из которых 11 подписаны и датированы, а на 8 из них можно рассмотреть автопортреты в отражениях отполированной посуды.

Натюрморт с цветами, позолоченными кубками, монетами и раковинами, 1612 г.
Натюрморт с цветами, позолоченными кубками, монетами и раковинами, 1612 г.

Натюрморт с цветами, позолоченным кубком, сухофруктами, конфетами, печеньем, вином и оловянным графином, 1611 г.
Натюрморт с цветами, позолоченным кубком, сухофруктами, конфетами, печеньем, вином и оловянным графином, 1611 г.

Первое известное произведение датируется 1607 годом, описанное как «сладкий банкет, нарисованный женщиной Клер Питерс из Антверпена», сейчас называется «Аллегория свадьбы». Кроме этой работы еще как минимум на 6 досках есть клеймо этого города. Еще на 6 работах был обнаружен нож, на котором указано ее имя. На 3 работах также можно на лезвии рассмотреть гравировку мастера из Антверпена.

Аллегория свадьбы, 1607 г.
Аллегория свадьбы, 1607 г.
Стол со скатертью, солонкой, позолоченной чашей, пирогом, фарфоровой тарелкой с маслинами и варёной птицей, 1611 г.
Стол со скатертью, солонкой, позолоченной чашей, пирогом, фарфоровой тарелкой с маслинами и варёной птицей, 1611 г.

Клара прошла хорошую школу, но о ее наставнике ничего не известно. Ее приверженность натюрморту объясняется тем, что в то время женщинам было запрещено изучать анатомию и писать обнаженную мужскую натуру. Работы художницы условно делят на 3 уровня:

  • подлинники и лучшие работы;
  • работы с объектами более обобщенных форм, с плохо скрытыми корректировками предметов, используемых в других картинах;
  • работы, выполненные с недочетами, возможно, подражателями или учениками.

Работы Клары Петерс хранились в Париже, Бонне, Брюсселе, Ганновере, Гамбурге и Лондоне. Она продавала свои картины через агентов, ее работы значились в собраниях испанских королей, хотя к началу карьеры натюрморты не были популярны в Южных и Северных Нидерландах. Художница мастерски работала с текстурами, композиции строились с низкой точки обзора, благодаря ей стали популярны «банкетные» картины (или «завтраки»), изображавшие посуду, продукты, напитки и цветы.

Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями, 1625 г.
Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями, 1625 г.

Последняя известная картина датирована 1621 или 1625 годом. Техника и идеи Клары Петерс распространились на всю территорию Германии и Нидерландов; коллеги, перенявшие ее стиль, считаются членами «круга Петерс» — небольшой выдающейся художественной школы.

Натюрморт с рыбой, свечой, артишоками, крабами и креветками, 1611 г.
Натюрморт с рыбой, свечой, артишоками, крабами и креветками, 1611 г.

Юдит Янсдер Лейстер

Автопортрет, 1650 г.
Автопортрет, 1650 г.

Юдит Янсдер Лейстер (28.07.1609 - 10.02.1660) — первая зарегистрированная художница-член Гильдии святого Луки в Гарлеме. Она специализировалась на картинах с элементами портрета, натюрморта и бытовых сцен в закрытых помещениях, на которых изображала детей, музыкантов и шумные компании.

Фамилия семьи Лейстер пошла от названия пивоварни, которой владел отец Юдит. Leister на голландском означало «путеводная» или Полярная звезда; это значение художница превратила в монограмму JL со звездочкой, которой подписывала картины.

Веселый выпивоха, 1629 г.
Веселый выпивоха, 1629 г.
Монограмма на картине «Весёлый выпивоха», 1629 г.
Монограмма на картине «Весёлый выпивоха», 1629 г.

Об обучении Юдит известно мало. Предполагается, что она могла быть подмастерьем Франса Питерса де Греббера. Заметно влияние Франса Хальса и его брата Дирка на работы Лейстер, но были ли они наставниками или просто коллегами неизвестно. Впервые Юдит упоминается как «хорошая и проницательная» художница в «Описании города Харлема» Сэмюэля Ампцинга в 19 лет, а в 1629 г. появляется ее первая подписанная работа.

В 1628-1631 годы семья Лейстер жила во Вриланде под Утрехтом, где Юдит предположительно попала под влияние утрехтских караваджистов. Однако использование непрямого искусственного освещения могло указывать не на влияние караваджистов, а на Франса Хальса. Художница была одной из самых близких и успешных его последовательниц, о чем можно судить благодаря копии, которую Лейстер выполнила с «Лютниста» Хальса.

Серенада, 1629 г.
Серенада, 1629 г.

Самый продуктивный период Юдит Лейстер приходится на 1629-й — 1635-й годы. К 1633 году она стала членом Гильдии святого Луки в Гарлеме. Вероятно, ее известный автопортрет был написан в качестве презентационной работы. Художница изображена не в строгой позе, а в нарядном платье, будто отвлеклась от работы. При изучении картины рентген показал, что скрипач написан поверх женской фигуры, возможно, это был автопортрет в автопортрете, что было новшеством в то время.

Автопортрет, 1630 г.
Автопортрет, 1630 г.
Веселое трио, 1631 г.
Веселое трио, 1631 г.

Через два года после вступления в Гильдию у Юдит появились 3 учеников, один из которых самовольно перешел в мастерскую Хальса без ведома Гильдии. Лейстер подала в суд на Франса Хальса, он выплатил штраф в три гульдена, но оставил ученика у себя. Мать юноши заплатила четыре гульдена компенсации, а саму Юдит оштрафовали за то, что не зарегистрировала ученика в Гильдии.

В 1636 г. Юдит Лейстер вышла замуж за художника Яна Минсе Моленара, у них родилось 5 детей, из которых выжили только 2. Ее персональная карьера окончилась с замужеством. Возможно, Юдит работала в соавторстве с мужем (не подписывала картины своим именем), помогала содержать собственную мастерскую, в которой они продавали свои и работы других художников.

После смерти в 1660 г. Юдит Лейстер была полностью забыта. Ее работы были либо без атрибуции, либо приписывались мужу и Хальсу. Отличительную монограмму перекрывали подписями других художников. Только в 1893 г. в Лувре «JL*" была случайно обнаружена на картине «Пирующая пара». Начались судебные тяжбы из-за продажи «поддельного Хальса». В этом же году Корнелис Хофстеде де Гроот опубликовал первую статью о Юдит Лейстер, приписав ей 7 картин. Однако былую популярность Юдит не обрела, так как ее считали только последовательницей и критиковали «слабую женскую руку».

Пирующая пара, 1630 г.
Пирующая пара, 1630 г.

Только в 1970-х отношение к художницам было пересмотрено. В декабре 2018 года картина Юдит Лейстер «Весёлое трио» была продана на аукционе Christie’s в Лондоне за 1 миллион 800 тысяч фунтов стерлингов (2 миллиона 310 тысяч долларов США).

Рашель Рюйш

Годфрид Схалкен. Портрет Рашель Рюйш, 1706 г.
Годфрид Схалкен. Портрет Рашель Рюйш, 1706 г.

Рашель Рюйш (03.06.1664 - 12.08.1750) — первая женщина, принятая в Гильдию художников Гааги.

Ее художественные способности обнаружились еще в детстве, когда Рашель делала зарисовки гербариев отца. В 14 лет ее вместе с младшей сестрой Анной отдали на обучение к знаменитому мастеру натюрморта Виллему ван Алсту, который жил по соседству. Рашель внимательно и настойчиво изучала ботанику и как придавать цветам на картине объем и живость, располагать их так, чтобы создавалось впечатление легкости и творческого беспорядка, и уже в 18 лет начала подписывать свои картины.

Гирлянда из цветов весящая на гвозде, 1682 г.
Гирлянда из цветов весящая на гвозде, 1682 г.

В Голландии XVII века стали популярными натюрморты и цветы. В страну привозились новые экзотические растения со всего мира, высаживались парки и сады. Растения стали цениться не только за лекарственные свойства, но и за красоту и аромат. Рашель обрела популярность благодаря своим цветочным натюрмортам, которые она писала на протяжении 65 лет.

В 29 лет Рашель вышла замуж за художника-портретиста Юридана Пола и родила 10 детей, трое из которых умерли в младенчестве и четверо в подростковом возрасте, однако она продолжала писать. Доходы семьи сильно упали, когда ее муж потерял благосклонность двора, и Рашель кормила семью благодаря продаже своих картин.

Летние цветы, 1693 г.
Летние цветы, 1693 г.

В 1701 году Рашель стала первой женщиной-живописцем, принятой в братство художников Гааги, а в 1708-1716 годы была придворной художницей курфюрста Пфальцского Иоганна Вильгельма. Она писала одну картину в год для его коллекции, но осталась жить в Амстердаме, а не при дворе в Дюссельдорфе. Помимо дистанционной придворной работы у Рашель был свой агент, и она получала заказы на картины от иностранных коллекционеров. В 1723 году она выиграла в лотерею Северных Нидерландов 75 000 гульденов и больше не нуждалась в деньгах, чтобы прокормить семью, но продолжала работать.

Цветы в терракотовой вазе с фруктами на каменной балюстраде, 1701 г.
Цветы в терракотовой вазе с фруктами на каменной балюстраде, 1701 г.
Розы, тюльпаны, подсолнух и другие цветы с насекомыми в стеклянной вазе, 1710 г.
Розы, тюльпаны, подсолнух и другие цветы с насекомыми в стеклянной вазе, 1710 г.

Художница написала последнюю картину в 1747 году. Она перестала писать в 83 года, когда овдовела, и в живых остались 3 из 10 детей. В 1750 году Рашель подарили сборник стихов о ее творчестве «Стихи для прекрасной художницы-мастерицы Рашель Рюйш». Она стала первым живописцем в Голландии, удостоенным такой чести. Это оказался год смерти художницы. Из 250 известных полотен Рюйш до нашего времени дошли лишь около сотни картин.

Розы и тюльпаны на мраморной подставке, 1747 г.
Розы и тюльпаны на мраморной подставке, 1747 г.

Цветы на мраморной полке, 1747 г.
Цветы на мраморной полке, 1747 г.

Заключение

Тяжелее всего мне далась история Юдит Лейстер. Я хотела про нее написать, но все никак не получалось сформулировать удачно. Эти истории важны именно потому, что мы не знаем почти ничего об этих женщинах. Есть единицы, кому повезло благодаря богатой семье или счастливому случаю, но о скольких мы не знаем и не узнаем? Возможно, для меня наибольшая трагедия в этих биографиях не в том, что известно мало или ничего о жизни и человеке, и не в запретах (может, они хотели не натюрморты, а религиозные сцены писать), а в воровстве работ, которое ведет к забвению. Такова тяжелая и грустная история. Надо пытаться находить забытых женщин и рассказывать о них.

Делитесь вашим мнением в комментариях, буду всем рада!

При желании, если понравилась статья, поддержать autrice можно комментарием, лайком или репостом. Спасибо!

Ci vediamo presto!