Найти в Дзене
Ретро FM

Д’Артаньян — Абдулов, Атос — Ливанов, Портос — Мартиросян, Арамис — … Как мог выглядеть квартет советских мушкетёров

Когда в 1978 году Георгию Юнгвальду-Хилькевичу предложили ставить «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров», счастью режиссёра не было предела, ведь роман Александра Дюма-отца горячо полюбился ему ещё в детстве. Однако начав сотрудничество с Одесской киностудией, постановщик не представлял, что выбрать актёров для фильма — особенно ведущую четвёрку — будет очень сложно. Больше всего душевных сил Юнгвальд-Хилькевич, конечно, потратил на определение Д’Артаньяна. После продолжительных проб разных исполнителей Георгий Эмильевич утвердил Александра Абдулова, который был очень воодушевлён назначением и вовсю готовился к началу производства. Но незадолго до старта съёмок режиссёр познакомился с Михаилом Боярским. Сначала режиссёр хотел примерить на ленинградца образ Рошфора, однако, когда тот появился на пробах в Одессе, вся съёмочная группа поняла, что перед ними стоит тот самый бравый гасконец. «Он зашёл в павильон... и тишина наступила на Одесской студии. Думаю: “Что такое, почему так тихо, пожар, ч

Когда в 1978 году Георгию Юнгвальду-Хилькевичу предложили ставить «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров», счастью режиссёра не было предела, ведь роман Александра Дюма-отца горячо полюбился ему ещё в детстве. Однако начав сотрудничество с Одесской киностудией, постановщик не представлял, что выбрать актёров для фильма — особенно ведущую четвёрку — будет очень сложно.

Больше всего душевных сил Юнгвальд-Хилькевич, конечно, потратил на определение Д’Артаньяна. После продолжительных проб разных исполнителей Георгий Эмильевич утвердил Александра Абдулова, который был очень воодушевлён назначением и вовсю готовился к началу производства. Но незадолго до старта съёмок режиссёр познакомился с Михаилом Боярским. Сначала режиссёр хотел примерить на ленинградца образ Рошфора, однако, когда тот появился на пробах в Одессе, вся съёмочная группа поняла, что перед ними стоит тот самый бравый гасконец.

«Он зашёл в павильон... и тишина наступила на Одесской студии. Думаю: “Что такое, почему так тихо, пожар, что ли?”. Потому что на студии всегда галдеж. Замолкают, только если что-то серьезное случится. Поворачиваюсь: перед нами стоит Д'Артаньян. Единственный и неповторимый. И с Мишей всё было решено», — вспоминал Георгий Эмильевич.
-2
-3
-4

С Абдуловым получилось некрасиво, пришлось извиняться. Но, очевидно, замена сыграла на все сто. К тому же, на кандидатуре Боярского, умеющего читать ноты, обладающего широким диапазоном и запоминающимся тембром, настаивал и композитор картины Максим Дунаевский.

С Атосом тоже всё было непросто. Изначально Юнгвальд-Хилькевич рассчитывал на Василия Ливанова, отлично проявившего себя на пробах. Ливанов поначалу проявлял к проекту большой интерес, а потом просто исчез. Оказалось, ему поступило предложение сыграть в экранизации Конан-Дойля. Тогда режиссёр стал пробовать двух других кандидатов — Юрия Соломина и Вениамина Смехова, которого и утвердил (во многом находясь под впечатлением от его театрального Воланда). В итоге и извиняться ни перед кем не пришлось, и советский кинематограф обогатился двумя потрясающими работами Ливанова и Смехова.

-5
-6

На роль Портоса претендовали Бесарион Хидешели и Георгий Мартиросян. Второй в глазах Юнгвальд-Хилькевича выглядел предпочтительнее, но режиссёру пришлось отказаться от его кандидатуры: у высоких чинов оказались причины заблокировать Мартиросяна.

«Когда Георгий Юнгвальд-Хилькевич задумал снимать «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров», то роль Портоса предложил мне. Сделали пробы — и обычные, и расширенные, он остался доволен. И вдруг звонит: “Слушай, Жора, а что плохого ты сделал Ждановой?” — “А кто это?” — спрашиваю. Оказалось, что первый зампред Гостелерадио СССР, которая окончательно утверждала актёров, категорически высказалась против моей кандидатуры. В “Мушкетёрах” я всё же снялся — сыграл гвардейца кардинала. Юнгвальд-Хилькевич таким образом дал мне заработать. Причем платил не как массовке, а по личной ставке — 15 рублей за съёмочный день. Выходила приличная сумма!», - вспоминал Мартиросян.

Спасать ситуацию вызвали Валентина Смирнитского, это было в конце февраля 1978 года. Актёр, недавно сломавший ногу, ходил с гипсом и не особенно рассчитывал, что его утвердят в мушкетёрскую сагу.

«И я с этим гипсом сел в самолёт и полетел в Одессу. Я уже был не на костылях, а ходил с палочкой, мог самостоятельно передвигаться. Просто полетел от нечего делать, так как был на больничном. А потом уже сняли гипс, и я стал ходить на тренировки: ездить на лошади, фехтовать и так далее. Для меня до сих пор загадка, почему Георгий Юнгвальд-Хилькевич взял меня на роль Портоса, ведь я был совершенно на него не похож. Потом уже костюмеры и гримёры делали всяческие накладки, подшивали специальные подушечки к моему костюму, чтобы добавить фигуре объём», — признался Смирнитский.
-7
-8
-9

Если с предыдущими тремя героями у Юнгвальд-Хилькевича были какие-то соображения, то с Арамисом он был в замешательстве: достойных кандидатов режиссёр не разглядел. Помощь в поисках оказал Боярский:

«Это мне пришла в голову идея предложить Старыгина. Я постоянно говорил режиссеру: “Ну парень, который сыграл... забыл его фамилию... Он на Арамиса похож. Ещё играл в “Доживем до понедельника”, чёрт знает какая у него фамилия”. Хилькевич нашёл Старыгина и утвердил».

Правда, озвучивание персонажа доверил Игорю Ясуловичу, и на это у режиссёра были причины.

Читайте также:

-10

Фото: кадры из фильмов, соцсети