С декабря 1864 по январь 1865 года в Екатеринбурге проживал этнограф доктор Адольф Бастиан. Он провел 4 года в Загангесской Индии (в Бирмане, Сиаме, Камбодже и Кохинхине) и теперь возвращался в Германию через Японию, Китай, Сибирь и Европейскую Россию. Целью его поездки стало изучение буддизма, литературных и архитектурных памятников индокитайских племен.
Естественно, большой интерес вызвали у него наши северные буддисты (монголы, буряты и калмыки), шаманизм, финские племена Приуралья и др. сведения.
Именно этот неутомимый путешественник и привез в Екатеринбург два номера газеты, издаваемой на английском языке Китайской Империи в г. Шанхай.
Чтобы понять уровень газеты, нужно знать, что представлял из себя Шанхай во второй половине 19 века.
Как известно, Шан-Хай [Шанхай] был один из пяти портовых городов Китая, даже несмотря на то, что он располагался в то время не на берегу моря. Открыты города-порты для европейцев были в 1842 году в Нанкине по трактату, заключенному между Англией и Китаем. Так как Шанхай соединен речной системой с большой водой, он смог стать крупным торговым центром. Суда из моря входили в устье громадной реки Янце-кианга или правильнее Ян-цзы-цзяна [р.Янцзы], поднимались несколько миль вверх и сворачивали налево в реку Вусунь, на которой и расположен исторический Шанхай.
Еще в начале 1860-х Шанхай был, по рассказам путешественников совершенно Китайским городом: только чиновники английского посольства, да с десяток других европейцев жили в низких, тесных и неудобных домиках туземцев, в середине города; а жителей китайцев было в городе до 150 000.
В 1880-х рядом с китайским городом, на уступленном англичанам участке, воздвигли новый, европейских город, с огромными каменными домами, магазинами, церквями, садами, красивой набережной.
В этом городе квартировало географическое общество (отдел Лондонского Азиатского общества), печатались изящные книги по европейскому образцу, географические и геогностические карты (несколько аляповатые, т.к. печатались китайским способом, но дешевые), издавалась газета «Северно-Китайский Вестник» («The North-China Herald»), выходившая еженедельно по субботам листами большого формата, издатель Джамезон.
Первая и последняя страницы газеты «Северно-Китайский Вестник» занята различными публикациями и объявлениями. Некоторые объявления напечатаны на китайском без перевода.
Номера этой газеты (от 14 и 21 мая нов. стиля 1864г.) как раз и оказались в Екатеринбурге.
Ценной оказалась размещенная в них статья, в которой описывалось сухопутное путешествие из Петербурга до Пекина через Пермь и Екатеринбург "The overland journey from St.Petersburg to Pekin". Автором был миссионер, приехавший в Китай в 1863 году.
Это наполовину путевые заметки, наполовину руководство и советы путешественникам. Путь рассчитан по дням и часам.
Пермский этнограф и краевед Наркиз Константинович Чупин опубликовал статью в "Сборнике статей, касающихся Пермской губернии и помещенных в неофициальной части Губернских ведомостей в период 1842 – 1881гг.", вып.1 от 17 мая 1882г., где привел русский перевод текста из китайской статьи, касающийся непосредственно Пермской губернии. Это большая удача, потому что вторая половина китайской статьи от 21 мая в интернет архиве отсутствует.
«В 40 милях [английская миля] ниже Казани пароход оставляет Волгу и входит в Каму. На следующий день (по отъезде из Казани) проходит станции Лаишев и Чистополь. Кама есть большая река со слабо возвышающимися и лесистыми берегами, которые делались все живописнее по мере того, как мы подвигались вперед.
На следующий день пароход минует станции Пьяный-бор и Камбарку, на следующий – Сарапул; днем позже вы приезжаете в Пермь, около полудня.
Пермь есть тихий, мирный город с 13 тысячами жителей или около того [В календаре 1862 года показано чуть более 13 000 чел., на 1882г – более 19 000 чел.], существующий менее 100 лет: он построен вследствие указа Екатерины II, изданного в 1870г.
Губерния, в которой Пермь составляет главный, в административном отношении, город, есть, кажется, самая богатая во всей России минеральными произведениями. Благосостояние города зависит в значительной степени от торговли железом, медью, солью и проч.; кроме того, много значения придает ему то, что он лежит на главном пути, по которому везутся из Сибири в Европу чай и другие восточные продукты. Обширные рудники и железные заводы Демидовых и Строгановых в этой стране представляют для проезжего сильное искушение, чтобы оставить на день или на два большую дорогу и посетить некоторые из этих далеко знаменитых заведений.
В 3 милях от Перми существовал прежде обширный казенный медеплавильный завод [Мотовилихинский]; ныне он обращен в пушечно-литейный, на котором занято работами более 1500 человек, населяющих весьма значительное селение, с церковью и госпиталем. Есть проект провести железную дорогу от Перми до Тюмени, в Сибири.
Изданием правительственной газеты в Перми заведует англичанин С.С. Пенн [бывший редактор неофициальной части «Губернских Ведомостей», начальное, гимназическое и университетское образование получил в России]. Единственная отель в Перми, достойная этого имени, принадлежит пароходной компании «Кавказ и Меркурий».
Далее из Перми можно ехать только сухим путем, на почтовых лошадях, при чем на станциях дается даром нечто вроде экипажа; но конечно мало найдется англичан, которые отважились бы на сибирское путешествие в русской телеге. Можно поэтому нанять в Перми экипаж особого устройства – тарантас, гораздо более удобный, чем телега. Но так как тарантас нельзя нанять далее Екатеринбурга, то советую купить этот экипаж в Перми: там тарантасы дешевле, чем в Екатеринбурге: поторговавшись, можно купить хороший за 100 рублей или даже дешевле; притом можно надеяться продать его по приезде в Иркутск, где постоянный спрос на эти экипажи.
Лучше продолжать вдвоем; поэтому путешественник хорошо сделает, если приищет себе товарища между пассажирами парохода, что нетрудно, потому что всегда есть проезжающие в различные города Сибири; а если поискать в городских гостиницах, то часто можно найти весьма приятного спутника.
В Перми следует купить матрац и запас чаю и сахару. Эти и другие вещи, нужные в дороге, могут быть приобретены в гостином дворе (род базара, существующего в каждом русском городе). Нужно запастись также белым хлебом на 2 дня, потому что дорогой можно получить только черный. Понятно, что в этой стране в промежуточных между значительными городами местах нет гостиниц, и путешественник должен почитать себя счастливым, если найдет у смотрителя станции изготовленный капустный суп (щи) и кусок говядины, изредка дичь; но прекрасное молоко и сливки везде в изобилии.
От Перми до Богатинской станции перед Тюменью почта в руках частной компании, которая пользуется, по договору с казною, монопольными правами. Цена 3 коп. на версту, за каждую лошадь. От 15 мая до 15 сентября и от 1 декабря по 15 марта, старого стиля, двое путешественников платят только за пару лошадей, несмотря на то, сколько бы их ни было впряжено; три особы платят за три лошади и т.д. В остальное время года нужно приплачивать еще сверх того за одну лошадь.
Предполагая, что приготовления к дальнейшему пути займут сутки и, что путешественник отправится из Перми в полдень, он достигнет около 8 или 9 часов вечера того же дня укрепленного города Кунгура. Это 4 станция от Перми. Отсюда начинается постепенный подъем к Уральскому хребту. Дорога сносно-хороша, хотя иногда холмиста и отчасти обрывиста; но нет никаких препятствий продолжать путь ночью. Если погода хорошая, то на пути можно наслаждаться многими красивыми видами.
На Бисертскую станцию приезжаете следующим вечером; окрестные места пользуются дурной репутацией; поэтому, если 2 или более экипажей едут по одному и тому же направлению, то обыкновенно они сжидают друг друга и ночью едут вместе. Дорога далее почти постоянно идет лесом.
Рано в следующее утро, переехавши на пароме р. Чусовую, приезжаете в Билимбаевский завод, весьма обширное селение. Это владение знаменитой фамилии Строгановых, - имя тесно связанное с историей завоевания Сибири.
В середине 16-го века Аника Строганов, один из предков нынешних Строгановых, завел меновую торговлю с западными частями Сибири и таким образом приобрел большое богатство. В награду за предприимчивость, Царь пожаловал ему обширные земли на берегах Камы и Чусовой, где он и основал колонии.
Его внук Максим Строганов, покровительствовавший знаменитому авантюристу Ермаку, снабдил его лодками, оружием и всем необходимым для сражения дружины, в том время как Ермак, до вторжения своего в Сибирь, провел зиму в Строгановском городке Орле, на Каме. Первый решительный удар Сибири нанесен был Ермаком в следующую весну взятием Тюмени и Тобольска; затем покорение страны было довершено царскими воеводами уже по смерти знаменитого предводителя разбойников.
Чрез 2 мили от следующей станции Талицы, поднявшись по едва заметному скату, вы видите мраморный памятник, обозначающий границу между Европой и Азией. На одной стороне его написано: «Европа», а на другой «Азия»; на передней стороне надпись, упоминающая о посещении этого места в 1837г. ныне царствующим Императором и в 1845г. Максимилаином Герцогом Лейхтенбергским. Близ памятника находится единственный небольшой домик, обитаемый башмачником.
Вскоре пополудни достигаете вы Екатеринбурга, где можно запастись свежей провизией и сделать все нужные приготовления для путешествия далее. Если лето приходит к концу, то здесь можно выгодно заготовить меховую одежду. В Екатеринбурге есть весьма хороший гостиный двор и обширный рынок. Есть 2 или 3 гостиницы на площади; впрочем, остаться переночевать можно и в почтовом доме. К вновь приехавшему в этот город скоро являются комиссионеры от нескольких мастеров каменных вещей, предлагая купить свои ценные товары, из которых некоторые весьма красивы.
Екатеринбург есть главное место продажи уральских камней, между которыми встречаются яшмы, агаты, аметисты, алмазы, малахиты и лапис-лазули [привозятся из Средней Азии и Забайкалья]. Здесь есть казенная фабрика для разрезывания, шлифовки и обработки их в различные вещи для императорских дворцов; многие образцы здешнего искусства украшают царские комнаты в Петербурге и других местах.
В Екатеринбурге есть также казенная механическая фабрика, где приготовляют паровые машины. Номинальный начальник ее – русский горный инженер, но практический директор, состоящий под его начальством, есть г. Бисфам, английский инженер, получающий гораздо большее жалованье, чем его начальник.
Непосредственно к этой фабрике прилегает монетный двор, на котором чеканится вся медная монета, обращающаяся в России. Тут можно одновременно видеть весь процесс выделки монеты, от расплавки меди до наложения штемпелей; остроумные и сложные механизмы приводятся в движение сильной паровой машиной. Монета, однако ж, в изяществе отделки уступает английской.
Знаменитые золотопромывальни Березовские отстоят от Екатеринбурга в 10 милях; хотя рудники теперь большей частью закрыты, путешественнику все-таки, вероятно, интересно будет видеть, как собирают золото почти с поверхности земли. Число рабочих рук, употребляемых при добывании золота, ныне не так велико, как в прежнее время.
Если же путешественник решится продолжать путь, не останавливаясь для осмотра екатеринбургских достопримечательностей, то в следующее утро он приедет в Камышлов. Это чистенький город с немногими тысячами жителей, зависящий в своем существовании от провоза товаров и проезда по сибирскому тракту, на котором он расположен. Здесь страна принимает уже плоский однообразный характер степи, сохраняющийся далее, с малыми изменениями, на протяжении почти тысячи миль. Почва черная и чрезвычайно плодородная.
В следующий день, около полудня, достигаете Тюмени, длинного, растянутого по берегу р. Туры города, с большой торговлей, первого, по времени основания, русского города в Сибири».
В конце приведенного фрагмента Чупин недовольно резюмирует:
«Ошибок в статье его встречается весьма немного, не то, что у какого-нибудь Александра Дюма и тому подобных краснобаев, заботящихся только о эффективности описаний, а не о ревности их с действительностью».