Есть на реке Кама небольшой поселок - Орёл.
Его официальная история начинается с грамоты Ивана Грозного Григорию Анникиеву Строганову на владение пустыми Камскими землями в 1564 году.
Небольшой отрезок времени (около 7-10 лет, если не меньше) этот городок назывался Кергедан.
Здесь шла добыча соли и сюда "после смерти Иоанникия сыновья его переселились в 1570 году во вновь построенный ниже по Каме городок Кергедан" - говорится в крупном издании А.Ф. Девриена 1914 года.
Резонно спросить, почему городок ВНОВЬ построен? Набеги были, конечно, но чтобы спалить и разорить до основания, кажется такого не было. К тому же, по меркам того времени, Кергедан был вооружен до зубов: пушки, затинные пищали и пр. Именно здесь Строгановы вооружают Ермака для похода в Сибирь.
Возникает и еще один вопрос, почему Кергедан? Кажется, это не совсем типичное русское название. И почему, впервые о нем мы узнаем только из жалованных грамот? Но, даже не из первой, данной на построение в 1564 году. В ней говорится о построении городка на реке Орле, и об этой реке сегодня никто ничего не знает, ее просто нет. Что тут произошло?
Традиционно, при каждой реке есть одноименный населенный пункт. Даже здесь, на Каме, вокруг Орла эта закономерность соблюдается безукоризненно.
Усть-Кондас - р. Кондас
Пешково - р. Пешковка
(А)Таман (ская) - р. (А)Таманка
(О)Гурдин(ская) - р. (О)Гурдинка
Соликамск (Усолье Камское) - р. Усолка
Быстрая - р. Быстрая
Лёнва - р. Лёнва
Яйва - р. Яйва
Пыскор (Канкор) - р. Пыскорка (Канкорка)
Зырянка - р. Зырянка
Городище - р. Городищенка
Новое Усолье на Каме получило имя по старому месту добычи.
Почему Орёл или даже Кергедан в отечественной истории стал исключением из этого правила, хотя есть масса публикаций, доказывающая обратное?
Миллер Г.Ф.: "Это место уже раньше называлось Орел, и хотя новому городку, я не знаю по какой причине, дали название Кергедан, но первое название пользовалось большим распространением, тогда как последнее известно только из жалованных грамот".
"Народ употреблял прежнее звание Орел..."
О чем это говорит? Да, о том, что эти земли до Строгановых не были пустыми и здесь жили люди и отдельные географические объекты носили свои, более того, русские названия.
Река Орёл отмечена на карте Московии "Carte de Moscovie", Guillaume DeLisle, 1706. Копию именно такой карты заказал один из сподвижников Петра I, Андрей Артамонович Матвеев (1666-1728), посол в Голландии (1699-1712) и Австрии (1712-15). Но, Гийом Делиль по России не ездил, поэтому использовал труды, скорее всего, русских картографов. Позже река Орел будет повторена еще на нескольких картах, например, "Mappa Imperii Moscovitici", Seutter, Matthaeus, 1727; "Russia Alba, sive Moscovia", Visscher, Nicolaes, Schenk, Petrus, Valk, Leonard, Valk, Gerhard, 1740 и др. Возможно, река Орёл расположена не верно, т.к. Яйва также не соответствует своему положению. Riv. d'Oreol — на этом месте скорее располагается р. Кондас.
В издании Анри Кордье "Общая история Китая и его отношения с зарубежными странами: от древнейших времен до падения маньчжурской династии", 1920г. пишется: "В 1564 году, он попросил и получил разрешение на строительство еще одного [острога] на 20 верст дальше, на Орле, и это был Кергедан".
В атласе 1737 года также при Орле-городке река Орел (Orella).
Даже строгановский летописец Волегов не отрицал существования Орла до Строгановых.
"Место сие до поставления Кергедана, называлось Орловым волоком; почему и городок в последствии времени стал именоваться Орлом; название же Кергедан совсем ИСТРЕБИЛОСЬ". Зачем истребилось? И в грамоте 1564 года говорилось о НАволоке, а не ВОЛОКЕ - это чуть разные значения, а значит может влиять на географию места.
Из грамоты Ивана IV: "И ныне нам бил челом Григорей Аникеев сын Строганов, чтоб нам его пожаловати, велети городок же поставити в тех же местех, которые места за ним в нашей прежней жалованной грамоте писаны; ниж того нового городка двадцать верст, на Каме ж, на низком месте, НА ОРЛЕ ПРИ НАВОЛОКЕ, росол нашли и варницы ставят и соль варити хотят".
Волок - место перехода из одной реки в другую. Через него волоком тащили речные судна, чтобы сократить путь.
В отчете Н. Чирвинского (Календарь Пермской губернии, 1886 г.) указывается: "Кама здесь протекает по совершенно диким и безлюдным местам, большею частью заболоченным. Вдоль реки узкою лентою тянутся крестьянские луга ("пожни", " наволоки"), с двух сторон охваченные казенным лесом".
Значит, "При наволоке" - при пойменных лугах.
Здесь действительно до строительства Камского водохранилища были обширные пойменные луга.
С наволоком все ясно, а почему Орел? О Кергедане чуть позже.
Есть мнение о связи названия "Орел" с географическим термином рель, орель "сухая гряда; удлинённый холм в болоте; мыс в устье двух рек". (Топонимический словарь, Поспелов Е.М., 2001.)
Орелка, орелок - сев. рёлка (рель), гривка, сухая полоса холмом, или гребнем, среди болота; кряжистый мысок, при слиянии двух речек.
Древнерусское слово орель означает «угол», причем не в значении «изгиб реки», а в значении «окраина русской земли, вдающаяся клином в степи кочевников». («Краткий топонимический словарь» В. А. Никонова (1966, С. 312).
Таким образом, жители здешних мест называли возвышавшийся участок суши в слиянии рек Камы и Орел при богатых пойменных лугах ОРЕЛЬЮ. И речка получила имя по Орельским соляным промыслам, которые здесь были начаты или продолжены Строгановыми.
Где же протекала эта речка? На Чертеже 1696 года есть Кама слева от Орла и справа от него - полой, т.е. пойма. Есть реки: Кондас, Яйва, (О)гурдинка, Ситовка, но реки Орел нет. Быть может она исчезла в 17 веке, когда Кама и многие притоки изменили свое течение в силу непреодолимости и геологических изменений, а Орел пришлось перенести вновь на правый (современный) берег, потому что Кама потекла по полою?
"1706 Марта 6. Дана Грамота от Дионисия, Архиепископа Вятскаго Великопермскаго о дозволении перенести подмытую водою Орловскую церковь за камский большой полой на бор".
В 17 веке аббат Жан Шапп д’Отерош прибыл сюда и описал в своих заметках реку Сикшему/Сиккему: "Эта река включает в себя устье Яйвы в пяти лье (27,78 км) от Камы".
Он проплыл эту реку от устья до истока, замерив высоты. На его Топографической карте гор Европы и Азии 1678 года напротив Орла он отмечает "Sicchеma R." и только через 28 км. в нее впадает р. Яйва.
Человек, который здесь был, в отличие от иных картографов, пишет, что напротив Орла впадала не Яйва, а некая Сикшема (Sicchema). Значение это слова мне не известно... Могу только предположить, что было написано Sic Chema, тогда sic с латыни - "таким образом" или использовалось, как пометка для точной передачи устаревшего выражения. Кема/Шема — это само название реки, как Кема - река в Вологодской обл, Ярославской обл и в Приморском крае. Но, и Кема - не Орел... Видимо, этот речной участок, условно Кема (Chema), в 28 км от Камы до слияния с Яйвой у населения мог ассоциироваться с Орельскими или Орлинскими соляными промыслами и назывался соответственно. Здесь население всегда себя называет орляне, орлинцы, но не орловцы. Возможно, на это повлиял сам факт того, что название действительно пошло от орели - сухой гряды, где стоит смягченная Л': Орлинский/Орельский или Ореляне/Орляне.
Тут важно понимать, что сами промыслы были за Камой, т.е. на наволоке между реками Кама и Яйва (или Кема, Орел), напротив старого Орла-городка. Предполагаю, что между Старой Яйвой и ее новым руслом, как это и изображено на Чертеже ниже.
«На Орле на наволоке»: на Орле, значит, на берегах реки Орёл/Орель. Потому, так возникли именно Орловские/Орлинские промыслы. И вся местность по оба берега Камы могла так называться, в силу расширения производства, примыкания посада и прочего обустройства быта рабочих солеварен. И в планировании строительства Строгановыми городка в этой местности, действительно, мог быть задуман на правом берегу Камы Кергедан. Городок построили за рекой, потому что здесь больше места, выше и дальше от дыма солеварен, ведь он чадил там постоянно при выварке соли.
Кергедан.
В грамоте о причислении строгановских городков к опричнине от 1566 г. говорится: «…поставили два городка, Канкар на Пыскорском мысу да городок Кергедан на Орловском наволоке…» (Это первое появление в публичных документах названия Кергедан).
Археологи О.Н.Бадер и В.А.Оборин переводили "первоначальное" название Орла-городка, как "город в устье реки", соотнося его с финно-пермским "Каргедым" (Кардын). Лингвистическую основу «кер» считали, якобы, искажением финно-пермского слова «чер» («чор», «шор» - ручей), поэтому переводили первоначальное название Орла-городка и, как «устье маленькой речки или ручья». Но, городок лежал перед Камой и только за Камой было устье Яйвы, да и Яйва не ручей.
Более того, они не нашли доказательств существования дострогановских следов и влиянии некой "пермской" культуры. Если, следов нет, то какой смысл называть опорную крепость-острог чужим наречием, как это предлагается учеными?
Пермский историк Е. Н. Шумилов связывал название Кергедан с тюркским родовым именем, означающим носорог .
В наши дни действительно слово Kergedan можно перевести с азербайджанского:
Kergedan boceyinin - жук- носорог.
Kergedan - носорог.
Какое отношение носорог имеет к уральским землям и к Орлу в частности? Разве только шерстистый носорог, останки которого археологи находили в округе, например в д. Таман, п. Ильинский.
"...село Таман... Впервые люди появились здесь 20-15 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют находки каменных орудий труда эпохи древнего каменного века в окрестностях села, а также кости мамонта и шерстистого носорога со следами искусственного раскалывания..."
Но, если под носорогом иметь ввиду единорога, то значение названия городка приобретает государственные масштабы.
Почему есть смысл думать, что Кергедан - это единорог?
На фарси Каркаданн - «господин пустыни», свирепый единорог, встречавшийся в Северной Африке, Персии и Индии.
В 922 году Ибн-Фадлан "Записка о путешествии на Волгу в Волжскую Булгарию" писал, что под названием «носорог» имеется ввиду единорог: "И сообщают некоторые (кое-кто) из жителей (этой) страны, что это (животное) носорог". Поэтому, одним и тем же названием могли обозначаться многие животные с одним рогом.
Символ Единорога был тесно связан с родом Ивана IV и потому изображен везде, где только можно: на двусторонних государственных печатях (малая и большая), а также на печатях приемников Ивана Грозного, вплоть до первого Романова, на спинке трона Грозного, на башенках Кремля, на самых мощных пушках А. Чохова "Инрог" (Единорог, 15-17 века), на золотых монетах "корабельниках" при Иване III, с 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием, также изображался на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов и, наконец, на знамени Ермака, с которым он шел покорять Сибирь из Орла-городка. В наши дни единорог присутствует на гербе города Лысьвы (Пермский край), доставшийся по наследству от графов Шуваловых.
Не исключено, что единорог - не миф, а вполне такое же реальное животное, как любимцы гербов - лев или медведь.
Тюркские топонимы не редки в Прикамье, да и не исключена мысль, что в прошлом язык, культура и родственные связи были куда более едины, чем сейчас. Так, в 1503 г. крымский хан Менгли Гирей Ивана III называл своим братом.
Н.Витсен, после путешествий по России, в 1692 году выпустил труд "Северная и Восточная Тартария", где пишет, что Строгановы происходят из Золотой Орды, недалеко от Астрахани, а их родоначальник был сыном тамошнего царя.
Не удивительно, что часть Московских земель назвали столь ясно и понятно, как для окружающих народов, так и символически выверено в период объединения земель.
Были созданы легенды: об отважности Строганова и его ловкости в ловле могучего Орла, жившего на не менее могучей сосне или кедре; о ребенке, которого перенес Орел на другой берег реки, когда городок стало подмывать. Даже, говорили, что в Усольской резиденции Строгановых долго стояло чучело того самого Орла, но, увы, не сохранилось.
Одну такую легенду записал Свиньин Павел Петрович и включил ее в свой исторический роман "Ермак или Покорение Сибири", 1834г.
"Есть предание, что на месте, занимаемом теперь в Орле-городке храмом Господним, возвышались три огромных дуба, на коих, как Соловей-разбойник, свил себе гнездо огромный орел, бывший ужасом окрестностей.
В самом Дедюхине, отстоящем отсюда в пятнадцати верстах, матери должны были сторожить детей своих с бдительностью зоркой наседки, берегущей птенцов от хищничества ястреба. При малейшей неосторожности или удалении ребенка от жилья налетал, или, лучше сказать, ниспадал, как камень с неба, свирепый царь птиц и уносил в мощных когтях своих бедного младенца, несмотря на вопли и стенания выбегавших для защиты его жителей, на тучи стрел, пускаемых ему вслед".
Именно этого Орла и убил Аника Строганов, долго выискивая его среди густых лесов: "Мгновение, и кровожадный царь камских лесов лежал низверженным у ног Аники: пуля поразила его прямо в грудь".
Чудесно спасенного ребенка при этом действе, Аника назвал Орел, который по роману становится его правой рукой.
Все бы ничего, но на момент переезда Строгановых в Орел Аника умер в возрасте 73-82 лет. А о Дедюхине еще и речи не было.
Здесь, конечно, летают Орланы; быть может, были интересные случаи, связанные с ними, но к названию прикамской столицы Строгановых, скорее всего, это не имеет никакого отношения...