Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы на Каме. Находится она в небольшом таежном поселке Орел, когда-то первой столице Строгановых на Урале. Придя на эти земли, Строгановы короткое время называли его Кергедан, но историческое имя Орел взяло верх и осталось до наших дней.
Жизнь Орла претерпела множество испытаний, включая полное переселение на правый берег реки в связи со сменой русла Камы в конце 17 - начале 18 века. Именно тогда, уже на новом берегу, в Орле строятся те же три церкви, что были на старом месте. При строительстве использовались прежние фундаментные камни, которые частично пошли и под частные постройки. К 1735 году завершилось строительство храма Похвалы Пречистой Богородицы, который и ныне ведет службы, и является туристическим и паломническим местом притяжения. В 1810-1820-х годах к ней была пристроена колокольня.
Были и еще церкви, но по воспоминаниям жителей это были все же часовни: Успенская и Воздвижения креста. К сожалению, часовни стали жертвой постреволюционных лет и были разрушены до основания.
Рассказывает Ажмяков Юрий Иванович:
"Степан Суслов построил дом на месте часовни, теперь около этого места дом Бойченко. В 1951-1952 гг., когда приехала моя семья в Орел, по улице еще валялись обломки кирпичей, фундамента от этой часовни."
Церковь Похвалы Богородицы имела исключительную историю, ведь в период богоборчества, как говорили раньше, она никогда не закрывалась и не осквернялась.
Профессор Н.Е. Емельянов писал:
«К 1939 году по всей стране оставались незакрытыми около 100 храмов из 60 000 действующих в 1917 году».
Вот как описано в повести Ивана Волкова «Манихины» положение дел на верхней Каме в 1930-е:
«В церкви открыли клуб, комсомольцы в ней кривляются на сцене, говорят, что это есть народный театр, или самодеятельность. Куда теперь пойдут старики и старухи, где можно помолиться богу, просить его о терпении? Что теперь будет? Иван Яковлевич возил старушек на праздник в Орлинскую церковь, где осталась одна единственная церковь Похвалы Богородице. Все остальные церкви закрыты и кресты уронили безбожники».
Прошло не мало десятилетий прежде, чем старые люди стали говорить о жутких временах для храма, случившихся в конце 30-х - начале 40-х.
Впервые в литературе в начале 2000-х о произошедшем были напечатаны слова церковного батюшки Владимира Лобанова.
Виталий Шенталинский в своем произведении "Преступление без наказания", повествуя о репрессиях, привел рассказ батюшки:
"В те же годы [c 1937г], когда был репрессирован П.Т. Алексеев [автор перевода "Статира"], случилось, что через Орел на Каме-реке гнали политический этап, куда-то на север. Стояла лютая зима, зэки были без валенок, легко одеты. Где разместить? В церкви Похвалы Богородицы. Отгородили алтарь дощатой стенкой и устроились. Держали здесь полгода, и старожилы рассказывают, что гремели выстрелы возле церкви, расстреливали, а на колокольне устроили карцер - замораживали людей заживо. Этап ушел, оставив после себя яму, наспех закиданную землей. Жителям же наказали помалкивать: ничего, мол, не видели и не слышали, ясно?"
Когда ты всю жизнь думаешь, что революционный ветер перемен обошел стороной Орлинскую церковь, то подобная информация сродни грому среди ясного неба. Оказалось, что здесь творились настолько невообразимые вещи, что никто из стариков предпочитал об этом не вспоминать, даже спустя десятилетия.
Моя бабушка (1928 г.р.) в то время была уже в сознательном возрасте, подросток, но никогда я от нее не слышала ничего подобного. К сожалению, к тому времени, как публикация Шенталинского состоялась, а я хоть сколько-то стала интересоваться историей поселка, ее не стало и спросить было не у кого. Тогда о своих воспоминаниях мне поведали уже другие бабушки и дедушки поселка, но знавшие это лишь в пересказе своих родных.
Рассказывает Соколова Милица Ильинична:
"Бабка, Александра Николаевна Бабина (умерла в 90 лет) рассказывала, что во время войны (предположительно 1942г) в церкви заключенные сидели, поэтому иконы из церкви убрали. Их раздавали по домам. Икону Похвалы Богородице отдали в Усолье на хранение. Заключенных гоняли на судоверфь, они там конопатили баржи."
Рассказывает Рудаков Анатолий Николаевич:
"Устинья Петровна Рудакова говорила, что в церкви была тюрьма и по углам стояли вышки. За неповиновение выгоняли на колокольню в мороз. На лестнице есть комнатушки, в них был карцер".
А вот данное обстоятельство относится то ли к следствиям Гражданской войны, то ли все-таки к ссыльному периоду времени.
Рудаков Владимир Геннадьевич рассказал, что в юности (70-е годы) плавал на острова и видел, как весенними водами размыло 11 скелетов. В черепах были дырки, будто этих людей застрелили.
На уровне руководства в 40-е выходили странные решения. Одно из таких, это организация в церкви спортзала. Опубликовала информацию старший научный сотрудник музея Лариса Коржавкина:
«Незадолго до начала Великой отечественной войны, 20 января 1941 года, исполком Молотовского Совета депутатов трудящихся принял решение о закрытии церкви в селе Орел. Основанием для его принятия являлось ходатайство граждан Орлинского сельсовета и исполкома Ворошиловского района. Здание церкви надлежало отдать под школьный спортивный зал.
К обсуждению вопроса о закрытии храма были привлечены и учащиеся. В дело соликамского архива подшиты протоколы собраний учеников не только старших, но и других классов орлинской школы, начиная с четвертого! Из 817 человек (население села) за закрытие подписались 754 (93%). Здание было передано школе, а имущество - Госфонду, Усольскому музею и Пермской художественной галерее. Через 4 месяца началась война и в церкви был размещен госпиталь, но уже в сентябре 1941 года возобновились богослужения.»
Зачем в церкви госпиталь, если в августе 1941 его открывают в Огурдино (ок. 4 км от церкви Орла)? В первые дни войны Огурдинский дом отдыха ЦК Союза Азот-Спецхимии был реорганизован в госпиталь №3142. И просуществовал он до 1946 года. К 15 августа 1941 г. пароход привез уже первых раненых бойцов. Полагаю, невозможной практикой открывать тыловые госпитали в церквях, даже если помещение передано в ведение школы. Да, и старожилы не особо верят в это.
В наши дни именно в Орле находится Братское кладбище солдат, которых не смогли спасти в госпитале. Вспоминает Екатерина Павловна Сгибова:
"Каждую весну много умирало, больных хоронили в Орле, там есть отдельное кладбище…"
Тот момент, когда в абсолютно исторически православном поселке за закрытие храма голосует 93% населения, включая школьников, - должно очень насторожить. А не пытались ли скрыть на бумаге наличие тюрьмы в церкви? Как логично ложится скорое решение разместить в ней госпиталь, ведь по документам теперь это школьное имущество. И пол года ссыльной тюрьмы заменены на пол года мелких чиновничьих имущественных дрязг.
Из воспоминаний, иконы были разобраны по домам и спрятаны под полами, лишь икону Похвалы Богородицы отдали на хранение в Усолье. Вопрос, что тогда забрали музеи и галереи, если там уже ничего не было?
Постановление Совнаркома СССР «О порядке открытия церквей» вышло 28 ноября 1943 года, но орлинская возобновила службу в 1941-ом. Почему?
Документально зафиксированы даже ходатайства населения об открытии церкви, на которые председатель Ворошиловского райисполкома сообщал, что основное население поселка составляют рабочие судоверфи, лесозаготовок и рейда, «никаких наклонностей к религии они не имеют и ходатайства группы верующих об открытии церкви не поддерживают» (ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 3. Л. Д. 286. Л. 82 об.) Жаль, не ясен год ходатайства, но известно, что основной поток заявлений возник именно после Постановления Совнаркома в 1943г. И тогда совсем история не вяжется, т.к. речь пойдет о 3-х годах закрытия церкви.
В 1944 году вышло постановление правительства о частичном возврате церковного имущества храмам. Местные власти дали разрешение на возвращение в храм одной иконы.
Более трехсот человек шли вдоль берега Камы почти всю ночь и к четырем утра добрались до строгановского дома (ныне - "Палаты Строгановых"). Несколько парламентариев направили к заведующему музеем Павлу Ивановичу Ушакову. В своих воспоминаниях он рассказывал, что громкий стук в дверь ранним утром перепугал весь дом: "черные воронки" приезжали в это время.
Икона была отдана, и осчастливленные люди, вознося молитву Господу, отправились в обратный путь.
Более трети населения всю ночь шли за иконой, учитывая, что дети остались дома, а ведь ранее 93% голосовали за закрытие. Что это?
Вот, как описывает ту же историю жительница Орла Соколова Милица Ильинична:
«Икону Похвалы Богородице отдали в Усолье на хранение.
Пришли потом за ней практически всем населением. Обратно мост через Огурдинку переходили с иконой в руках и не могли перейти – руки опускались.
Решили под мостом пройти, а там мертвый новорожденный ребенок. Когда тело мужики убрали, тогда только и смогли пройти.»
Возвращение иконы давалось не просто...
Когда-нибудь этот таинственный клубок прошлого церкви Похвалы Богородицы удастся окончательно распутать и одним большим секретом станет меньше. Хочется надеяться, что вместе со знанием вырастет трепетность и бережность в сохранении культурного наследия.