Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Куда исчезли хазары: Национальность хана Батыя

Есть мнение, что мать хана Бату – Уки-хатун или Шукиния – была правнучкой последнего кагана Хазарии Иосифа II. Таким образом, Батый оказывается по матери евреем, по Морозову – Батей (Папой) Римским, а по Фоменко даже Андреем Боголюбским и Александром Невским (одновременно). И данное открытие изящно объясняет, почем немцы ненавидели евреев не как все, а особенно. Генетическая память о Ледовом побоище.

-2

Вообще, конечно, мать Батыя происходила из того же монгольского племени конграт, существующего, кстати, до сих пор, что и бабушка – старшая жена Темучжина Бортэ-фуджин. Откуда взяты глупости запечатлённые на скрине – даже не интересно. Интересно же в данном контексте, что последний каган Хазарии иудеем не был. Он был мусульманином.

Собственно, хазары – самоназвание одного из тюркских племён огурской группы, в начале нашей эры откочевавшего в Прикаспий. О бурной истории хазар лучше всего свидетельствует тот факт, что «хазарами» они называли себя сами. Окружающие же предпочитали именовать их «гуннами». То есть, племя примкнуло к гуннской орде ещё на этапе прохождения гуннов через Причерноморье. И явно неплохо себя там зарекомендовало. Но быстро откололось, не последовало за гуннами в Европу, а ушло разбойничать на Северный Кавказ.

Позже хазары, уже зовущиеся гуннами, примыкают к аварам. Заимствуют у аваров титул «каган». Но снова не уходят с союзниками на запад. Причём, уже по причине понятной. В V-VI веке гунны-хазары переходят сначала к полуоседлому, а потом и к оседлому образу жизни в Дагестане.

...И это сразу к вопросу, куда пропали хазары и кто является их потомками. «Природные» хазары добавили тюркский элемент в этническую мешанину восточной части Северного Кавказа. Также стоит отметить, что настоящие хазары долго остаются язычниками, поклоняющимися Тенгри и приносящими человеческие жертвы священным дубам. Последние упоминания дагестанских гуннов связаны с принятием их вождями христианства. В ислам, таким образом, хазары обращаются уже после утраты этнической идентичности, – в составе других кавказских народов.

Соответственно, «хазары», упоминающиеся в русских летописях, это уже другие, – в другом смысле, – хазары. До того, как осесть, хазары-гунны создают между Волгой и Днепром свою «кочевую империю», подчинив другие племена. Не только тюркские. В состав хазарской орды входят также мадьярские племена (позже они отделятся и уйдут, прихватив часть морально не стойких тюрок). Наиболее же лояльной фракцией хазар оказываются иранцы – аланы, позже ставшие осетинами.

Кочевые империи, обычно, недолговечны, но, переходя к оседлости, хазары приобщились к цивилизации, благодаря народам Закавказья, территорию которых непрерывно грабили. Среди прочих трофеев, хазарам удаётся приобрести и некоторые навыки государственного управления. Что в итоге позволяет им создать государство, подобное империи киданей, – населённое в основном кочевниками, но с торговыми городами, таможенными постами, системой налогообложения и земледельческими провинциями. Оседлое население концентрируется в Дагестане (до конца истории Хазарии, Дагестан остаётся самой населённой и богатой областью страны), в Крыму и на Черноморском побережье… Но к моменту расцвета Хазарии – VII век – собственно «хазарским» в ней уже остаётся только происхождение царской династии.

...То есть, «хазары 2-ed» – это политоним. В учебниках можно встретить упоминания о «малочисленности хазар», но точнее будет говорить об их околонулевой численности. Потомками хазар была лишь тончайшая прослойка высшей знати, уже не ассоциирующая себя с дагестанскими гуннами, которые, в свою очередь, «хазарами» себя давно не называют. Государство же представляет собой конгломерат племенных союзов (в том числе славянских), городов и княжеств, каждое со своими обычаями и внутренним самоуправлением. Связывает всё это воедино регулярная гвардия кагана, к которой во время войны присоединяются племенные ополчения. Гвардию выставляют занимающие привилегированное положение переселенцы из Средней Азии, исповедующие ислам… Таким образом, могущество и стабильность Хазарии держатся на деньгах, позволяющих регулярное войско содержать.

Деньги же, в свою очередь, даёт транзитная торговля. Причём, очень быстро каганы понимают, что для бизнеса диво как хороша религиозная терпимость. Посещая хазарские города, путешественники отмечают, что живут в них – мирно, бок о бок, занимая равное положение, – христиане, мусульмане и иудеи. «Мирно» – это вплоть до того, что в пятницу жители всем кагалом идут в мечеть, в субботу в синагогу, а в воскресенье – в храм. Хазария охотно принимает епископов и миссионеров из разных стран, стараясь наладить международные связи.

...Что же касается иудаизма, то его предсказуемо принесли евреи, которых в категорически терпимой к вероисповеданию Хазарии не менее предсказуемо оказывается много. Соображения, по которым каган и его двор решают принять иудаизм (при том, что сам-то иудаизм отрицает, что его можно «принять», не принадлежа к избранному народу) – это очень интересный вопрос, на который разные исследователи дают разные же ответы. Но тут достаточно сказать, что до этого тенгриане-каганы уже успевают принять ислам, чтобы помириться с арабами. А уже в конце истории страны, – после разрушения Итиля русами, – они снова возвращаются к исламу, чтобы получить помощь из Средней Азии…

То есть, выбор в любом случае был обусловлен политикой. Скорее, каганы стремились таким образом понизить градус конфликта христиан и мусульман в своём государстве. Показали, что не примут ни одной из сторон.

Любопытно также, что археология не обнаруживает признаков заметного распространения христианства, иудаизма и ислама на Волге и Дону в хазарский период. Верования живущих в Хазарии народов оставались тенгрианскими. Монотеистические религии имели хождение лишь в городах, населённых греками, армянами, персами и евреями. Но при том и в городах уже собственно в обычаях хазарского двора очень сильными оставались мотивы степного язычества.

...Как политическое образование, Хазария коллапсировала после разрушения русами Итиля, а также захвата Саркела и Тмутаракани. Нет городов, нет денег, значит, нет наёмного войска. А никаких «хазар» и так не было.