В мире искусства есть работы, которые не просто отражают реальность или фантазии художника, но и несут в себе глубокие философские идеи, становясь символом целой эпохи. Одной из таких работ является картина Михаила Врубеля «Демон сидящий», созданная в 1890 году.
Это полотно не только демонстрирует уникальный стиль художника, но и отражает его внутренний мир и взгляды на искусство. Михаил Врубель — художник, чьё имя неразрывно связано с символизмом и модерном — смог создать образ, который стал культурным феноменом, переосмыслив классическую тему и вдохнув в неё новую жизнь.
«Демон сидящий» — это не просто картина, а целый мир, полный символов и скрытых смыслов. Каждый зритель может найти в ней что-то своё. Картина стала результатом долгих размышлений художника и его работы над иллюстрациями к поэме Лермонтова «Демон».
Мы открыли новый, русскоязычный телеграмм канал Арт Обзор. Приходите к нам, будет интересно!
Дух изгнания
В картине «Демон сидящий» Михаила Врубеля царит атмосфера печали и тоски. На фоне кавказских пейзажей и пещер мы видим юношу, который символизирует силы зла. Он сидит, трагически сцепив руки, и его взгляд, устремлённый вдаль, выражает глубокую печаль и отчаяние. Вокруг него расположены необычные цветы, которые контрастируют с тёмной и мрачной атмосферой.
Горная местность, на которой происходит алый закат, служит фоном для этой композиции. Это подчёркивает драматизм и трагичность сцены. Фигура Демона создаёт впечатление стеснённости, зажатости между нижней и верхней перекладинами рамы.
После представления картины на выставке в 1890 году Врубель написал письмо другу, в котором описал свои представления о символе зла и коварства. Он утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа, считая его врагом, но на самом деле это не так. Врубель сравнивал Демона с человеком, который страдает от одиночества и не находит себе места в этом мире.
Врубель подчёркивал, что слово «демон» в переводе с греческого означает «душа», и что это не злое существо, а страдающий человек. Это главный образ из поэмы Михаила Лермонтова, которая не вызывает у зрителя негативных эмоций и неприятных ассоциаций. В взгляде демона не прослеживается злоба или коварство, только странная холодность и печаль.
В поэме Лермонтова рассказывается о княжне Тамаре, которая должна выйти замуж за властителя Синодала. Однако её судьба меняется, когда она становится жертвой абреков. Тамара остаётся безутешной в своём горе, но однажды слышит голос сверху. Девушка понимает, что это не кто иной, как «дух лукавый». Тамара просит отца отправить её в монастырь, но и там, в келье, она слышит назойливый голос Демона. Он признаётся ей в любви и обещает превратить её в «царицу мира». В конечном счёте, героиня лермонтовской поэмы погибает в его объятиях.
Таким образом, сюжет картины Врубеля «Демон сидящий» основан на сюжете поэмы Лермонтова о любви и смерти Тамары. В обоих произведениях преобладает печальный дух изгнания, который наблюдает за героиней и её трагической судьбой.
Работа над образами «Демона» занимала Врубеля на протяжении многих лет. Он одновременно трудился над образами Богоматери и «восставшего бога», не видя в этом ничего кощунственного, так как для него Демон был не дьяволом, а олицетворением мятущейся человеческой души.
Врубель работал над картиной в Москве, в доме известного мецената Саввы Мамонтова, где ему была предоставлена студия для работы. Эскиз картины, созданный в том же году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.
После завершения, картина оставалась в частной коллекции В. О. Гиршмана до 1917 года, когда она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.
Международное признание
Международное признание картины «Демон сидящий» началось в начале 90-х годов XX века. Тогда она стала активно участвовать в международных выставках.
В 2002 году картина была представлена на выставке художественного объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Зрители из разных стран смогли увидеть этот шедевр.
«Демон сидящий» продолжил своё путешествие по миру, позволяя людям из разных стран познакомиться с этим уникальным произведением искусства. Картина стала символом русского искусства, демонстрируя синтез традиций и инноваций.
В 2010 году «Демон сидящий» был включён в постоянную экспозицию Государственной Третьяковской галереи. С тех пор он продолжает привлекать внимание зрителей со всего мира.
В 2015 году картина была представлена на выставке «Русское искусство XX века» в Музее изящных искусств в Париже. Там она была оценена как уникальное произведение русского авангарда.
«Демон сидящий» стал культурным феноменом, который продолжает вдохновлять и вызывать интерес у зрителей из разных стран. Он демонстрирует, как русское искусство может быть успешно представлено на международной арене и как оно может быть понято и оценено зрителями из разных культурных сред.
Анализ картины
Искусствоведы, анализируя эту картину, отмечают, что она выполнена в уникальном стиле, характерном для Михаила Врубеля. Работа художника напоминает панно или витраж, что подчёркивает его мастерство в создании композиции и использовании цвета.
В процессе создания полотна Врубель использовал необычную технику: он наносил мазки не кистью, а мастихином — инструментом, который обычно применяется для удаления лишней краски. Благодаря этой технике художник смог достичь эффекта кристаллических граней, из-за чего картина напоминает витраж или узор в калейдоскопе.
Для своего полотна Врубель выбрал всего три основных цвета — синий, жёлтый и красный, но благодаря мастерскому использованию оттенков создал насыщенное и глубокое изображение. Лицо Демона на картине художник наделил женскими чертами, возможно, стремясь выразить слияние мужской и женской стихий природы.
Анализ картины Врубеля неизбежно приводит к сравнению с другими его работами, на которых изображён лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три, и каждое из них имеет уникальный стиль и тематическое наполнение.
В 1890 году Врубель работал над двумя картинами: «Демоном сидящим» и «Тамарой и Демоном». Вторая картина была иллюстрацией для журнала «Золотое руно» и имеет мало общего с картиной «Демон сидящий» по сюжету и технике.
Образ «духа лукавого», видимо, покорил Михаила Врубеля, и он повторно использовал его в своих работах.
В 1902 году Врубель написал картину «Демон поверженный», которая стала одной из его последних работ.
Судьба художника
В 1901 году Михаил Врубель получил неожиданное известие: его сын Савва родился с раздвоенной губой. Это был удар для будущих родителей, которые планировали поездку в Париж на выставку, где должна была быть представлена картина «Демон поверженный».
Врубель написал портрет своего сына, на котором мальчик изображён с тревожным и печальным взглядом. К сожалению, Савва прожил всего два года. За это время его отец уже успел провести несколько месяцев в психиатрической лечебнице.
Врубель страдал от мании величия, агрессии и буйства. Он мог разорвать на мелкие кусочки всё, что попадалось ему под руку, но продолжал писать, как и прежде, с удивительным мастерством. Критики называли его работы «мазнёй сумасшедшего», но Врубель смог преодолеть свою болезнь и вернуться к работе.
После смерти сына Врубель снова оказался в лечебнице, но на этот раз его болезнь проявлялась иначе. Он писал своей любимой жене самоуничижительные письма, а признаков мании величия не наблюдалось. В конце жизни Врубель утратил чувство реальности и погрузился в свой мир фантазий.
Михаил Врубель умер в апреле 1911 года. Есть версия, что причина его болезни кроется в серии картин, посвящённых демонической теме, в том числе в «Демоне сидящем».
В целом, картина «Демон сидящий» является примером выдающегося искусства Михаила Врубеля. Он сумел создать уникальную композицию, которая продолжает вдохновлять и интересовать зрителей до сих пор.