Почему пророка Моисея изображают с рогами?

545 прочитали

Если вы интересуетесь религией, библейскими сюжетами в искусстве или рассматривали убранство европейских церквей, то наверняка замечали, что пророка Моисея достаточно часто изображали с рогами. Сегодня рога — признак дьявола или неверного мужа, но как так получилось, что один из самых почитаемых пророков обзавелся таким необычным атрибутом?

Если вы интересуетесь религией, библейскими сюжетами в искусстве или рассматривали убранство европейских церквей, то наверняка замечали, что пророка Моисея достаточно часто изображали с рогами.

В эпоху средневековья подобный иконографический курьез встречается повсеместно. Согласно самой распространенной версии, рога появились в результате ошибки, которую сделал Иероним Стридонский во время перевода Ветхого Завета с древнееврейского на латынь.

Иероним Стридонский считается отцом и учителем Церкви, известен в первую очередь тем, что перевёл Библию на латынь. Справился он с этим делом довольно неплохо, но без казусов не обошлось.
Жак Бланшар, "Святой Иероним".
Жак Бланшар, "Святой Иероним".

Как сказано в Книге Исход, Моисей дважды поднимался на гору Синай. В первый раз он получил две скрижали с заповедями, но, спустившись вниз, обнаружил, что его народ стал поклоняться золотому тельцу. Тогда он "воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали разбил их под горою" (32:19).

После этого Моисей изготовил две каменные таблички и с ними вновь поднялся на Синай, где Господь продиктовал ему заповеди, которым должен был следовать народ. Пробыв на горе 40 дней и 40 ночей, Моисей, осененный божественной благодатью, спустился вниз.

Важно отметить, что латинский перевод, сделанный Иеронимом, пользовался колоссальным авторитетом и со временем стал основной версией Библии.
«Моисей, разбивающий Скрижали Завета», Рембрандт, 1659
«Моисей, разбивающий Скрижали Завета», Рембрандт, 1659

Если обратиться к русскому синодальному переводу XIX века, то мы узнаем, что "когда сходил Моисей с горы Синая", он "не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним" (34:29). Но в латинском переводе (Вульгате), который сделал Иероним, мы обнаружим немного иную трактовку: там сказано, что Моисей "не знал, что лице его стало рогато („cornuta“)". В греческом переводе, т. н. Септуагинте (III—I вв. до н. э.), с которой потом был сделан церковнославянский перевод (а на его основе — уже современный русский), в этом месте рогов нет.

Если вы интересуетесь религией, библейскими сюжетами в искусстве или рассматривали убранство европейских церквей, то наверняка замечали, что пророка Моисея достаточно часто изображали с рогами.-4

Иероним был знаком с греческим переводом, но как тогда он допустил такую странную ошибку? Некоторые исследователи считают, что он перепутал похожие слова "сияние" и "рога". Но в древнееврейском тексте в этом месте стоит глагол "каран", образованный от существительного "керен" — "рог" (что означало слово "каран" изначально, не совсем понятно, но позже его стали толковать как "сияние"). И скорее всего, стремясь описать Божью славу, осенившую Моисея после того, как он во второй раз вернулся с Синая, Иероним остановился на слове "рог" вполне осознанно.

Если вы интересуетесь религией, библейскими сюжетами в искусстве или рассматривали убранство европейских церквей, то наверняка замечали, что пророка Моисея достаточно часто изображали с рогами.-5

Кроме того, "рог" является древнейшей метафорой власти, которая в библейском тексте относится не только к различным царствам, но и к самому Господу. Исидор Севильский, например, сравнивал с двумя рогами Ветхий и Новый Заветы.

Апокалипсис с комментарием Беата из Лиебаны. Кодекс Фернандо I и Доньи Санчи. Леон (Испания), ок. 1047 г.
Апокалипсис с комментарием Беата из Лиебаны. Кодекс Фернандо I и Доньи Санчи. Леон (Испания), ок. 1047 г.

Впервые образ "рогатого" Моисея можно встретить на иллюстрациях XI  века к одной из рукописей Шестикнижия, который был сделан ученым монахом Эльфриком Грамматиком. Отталкиваясь от латинского текста Вульгаты, он, как и Иеронимом, написал, что Моисей во второй раз вернулся с Синая "рогатым", а миниатюрист, иллюстрировавший его рассказ, так и изобразил ветхозаветного пророка.

Эльфрик Грамматик. Изложение Шестикнижия. Кентербери (Великобритания), вторая четверть XI в.
Эльфрик Грамматик. Изложение Шестикнижия. Кентербери (Великобритания), вторая четверть XI в.

С XII века рога стали постоянным атрибутом Моисея...

Рассмотрим одну из миниатюр, которая украшает немецкое сочинение "Белиал" и изображает воображаемый суд под председательством царя Соломона. Сатана начал тяжбу против Христа за то, что тот незаконно спустился в его владения — преисподнюю. Адвокатом Христа выступает пророк Моисей, а сторону обвинения представляет демон Белиал. На головах противников, Моисея и Белиала, изображены небольшие рога.

Якоб де Терамо. Белиал. Аугсбург (Германия), 1473 г.
Якоб де Терамо. Белиал. Аугсбург (Германия), 1473 г.

А самое известное изображение Моисея с рогами можно увидеть в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. В центре композиции из семи скульптур застыло изваяние мраморного Моисея, высота которого составляет 235 сантиметров... 

В начале XVI века эту скульптуру создал Микеланджело Буонарроти по заказу папы римского Юлия II. Глава католической церкви поручил мастеру создать эту работу для своей будущей гробницы.

Папа Юлий II, еще при жизни, осмотрев незаконченную скульптуру Моисея, произнес: "Потомки нас вспомнят лишь потому, что мы жили в одно время с Микеланджело".

Скульптор изобразил пророка в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай, оказывается среди израильтян, предающихся идолопоклонству. Очевидно, что Микеланджело решил следовать переводу святого Иеронима и изобразил на голове пророка два небольших рога.

Моисей.
Моисей.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А вы замечали "рогатых" Моисеев?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи о библейских сюжетах в искусстве, которые могут вас заинтересовать: