Найти тему
Леонид Сахаров

Роман «Закулиса», Блюмкин и Натали Палей в Париже, загадка графа Игнатьева и встреча «лисёнка» с Антуаном. Часть 19

В предыдущей статье про мой роман "Закулиса" было рассказано про «побег» и Советской России княжон Палей зимой 18-19 годов, что это была операция ЧК по внедрению Муры Будберг. В этой будет про неожиданное открытие причины, по которой граф Игнатьев не поддержал деньгами белое движение.

В процессе написания романа «Закулиса» у меня было несколько тупиковых моментов, скорее сказать, развилок сюжета. Можно было, например, пойти на поля фронтов Гражданской войны, как сделал Алексей Толстой в «Хождении по мукам» и избежал тем вдаваться во все политические неудобности. Мне это было как-то в лом. Диссонировало с общим настроем романа — безумная любовь на фоне безумного времени при описании событий в стиле пересказа впечатлений о туристической поездке.

Это была одна из таких развилок. Блюмкин-Зорге завершил миссию в Германии, не дав перерасти её революции в Мировую, которая бы смела большевиков. Наталья Палей сбежала из России в Финляндию. Пути их вроде разошлись, но у меня, как автора романа осталось тяжёлое чувство неудовлетворённости скомканностью концовки. Хотелось добавить ещё и Париж. Всё же романтическая история. Но, что героев должно было привести в город Праздника, который всегда. Я там был один раз 9 часов между самолётами. Вот ссылка на видео. Даже нескольких часов прохода по Сене хватило, чтобы понять, насколько таинственен этот город.

Наталью Палей привёл в Париж, очевидно, фамильный особняк

Особняк Юсупова, который тот передал Великому Князю Павлу Александровичу после изгнания из-за морганического брака. Теперь на его месте стадион.
Особняк Юсупова, который тот передал Великому Князю Павлу Александровичу после изгнания из-за морганического брака. Теперь на его месте стадион.

и банковские счета семьи. Её мать слегла с воспалением лёгких после побега из Советской России, сестра Ира осталась за ней приглядывать, а Наталью отправили в Париж за деньгами. Это для сюжета зашло, но было мало.

Что могло привести в Париж в марте 1919 Яков Блюмкина? Какое задание? Просто так он туда не скатался бы, наверное.

И тут после некого времени на размышления и отвлечения на зимние каникулы в Сен-Мартене, вообще говоря, мне больше по душе называть этот остров Санкт-Мартин, по аналогии с Санкт-Петербургом, но это вкусовщина. Кому, что. Так вот, после возвращения к работе и в холода, подсознание сработало на дальнюю ассоциацию. Блюмкин ездил в Париж передать письмо матери графу Игнатьеву!

В моём детстве было довольно много любимых книг. Одной из самых перечитываемых была «Пятьдесят лет в строю», мемуары графа Игнатьева. Особенно мне нравились самые первые главы про его юные годы в Пажеском Корпусе, Академии Генерального Штаба и первые шаги командира в Кавалергардском полку. Детство - отрочество. Хотелось глупостей.

Эту книгу тогда до я до конца прочесть не смог. И описание русско-японской войны и его последующая карьера дипломата особо не вдохновляли. Про Русско-японскую войну есть одна захватывающая книга - «Порт Артур» Степанова, даже «Цусима» Новикова-Прибоя довольно скучна и занудна. Но, потом скорочтением всё же Игнатьева дочитал. Потом начал смотреть «Кромова», посмотрел только начало, тоже скучно. Но сама история, что Игнатьев передал огромную сумму денег Советской России, в голову запала, как выдающаяся из ряда вон.

Я решил внимательно перечесть ту часть книги, касающуюся весны 1919, в поисках подсказок и намёков. И нашёл. Вот цитаты из книги:

«Уже давно я не имел писем от матери и только в конце 1919 года узнал случайно, что ее уже довезли до Новороссийска и что она собирается ко мне в Париж.
Ждать пришлось недолго, и вскоре я уже обнял на Лионском вокзале не ту полную здоровой энергии женщину, какой с детства привык видеть Софью Сергеевну, а маленькую исхудавшую старушку.
...
Но, увы, "парижская общественность" быстро всех перековала в подлинных "эмигрантов."»

Итак. Его мать была до конца 1919 года в… Где?

Согласно википедии Графиня Софья Сергеевна Игнатьева после захвата власти большевиками покинула Петроград и перехала с дочерью в Киев(!) к некому Р.Д. Жевакову, который упоминал об этом в воспоминаних. В начале 1919 Киев попал под власть большевиков… Потом она как то смогла попасть в Париж… Всё интересно, но несвязанно. Но для романа «Закулиса» оказалось достаточно, чтобы выстроить версию.

Вопрос о деньгах всегда заботил Советскую Власть, особенно, чтобы взять чужие и не отдать, незаконно взятые. Деньги, которыми распоряжался Граф Алексей Игнатьев в Париже (это были деньги за оплаченное, но непоставленное в Россию оружие) заботили большевиков крайне серьёзно. Если бы граф Игнатьев передал средства, огромные, белому движению, то кто знает, как всё повернулось бы.

Дзержинский, узнав, что мать и сестра Игнатьева оказались в Киеве под властью советов решил сыграть тонко. Он через агентов ЧК предложил Софье Сергеевне написать сыну в Париж и передать письмо оказией. Что та и сделала. Просто передать письмо от матери. Никаких угроз, ультиматумов. Вообще просто письмо о ситуации, в которой она оказалась. Дзержинский через свою жену, которая тогда была в Швейцарии, поручил передать письмо в руки графа Игнатьева Блюмкину-Зорге. Он, возвращаясь в Москву из Берлина, заехал к ней для инструкций и, чтобы взять бумаги о счетах. Съездить по пути в Париж показалось ему заслуженным отдыхом.

Приехал в Париж. Сразу пошёл по Сене, что списано с моих впечатлений. Там на Эйфелевой башне его заметила Натали Палей, она помогла найти графа Игнатьева (Блюмкин-Зорге французского не знал), а граф поручился за неё в Банке и счета Палеев разморозили для неё. Натали и он провели неделю в любви, а потом Блюмкин почувствовал неодолимый зов Предназначения и уехал через Марсель, Одессу, Кременчуг, Киев в Москву (тут много всего и особая загадка это спасение от петлюровцев в Кременчуге. Загадка будет в романе «Закулиса» разгадана, его спасёт любовь, но об этом позже).

Да, ещё! В Мулен-Руже Блюмкин познакомит Натали с Антуаном. И передаст её с рук в юные руки для утешения. Оттуда и появится лисёнок в Маленьком Принце.

Продолжение

.