По времени, судя по намекам автора, действие романа происходит 2040-50-е годы — герои вспоминают свое детство так, будто оно прошло в наши дни, с мультфильмами и компьютерными играми, которые популярны сейчас.
В антиутопическом будущем реализовались две конспирологические теории.
Во-первых, Россия китаизирована.
Во-вторых, контроль над населением дошел до стадии вживления чипов.
Главный герой, программист Павел Чжан, полукровка — его мать была русской, отец китайцем. Павел вырос в детском доме (отец загадочно исчез, а матери не стало, когда он был ребенком). Он хочет выяснить тайну исчезновения отца. Для этого Павел стремится сделать карьеру в компании, разрабатывающей программу гражданской чипизации, и получить повышение в Пекинский офис.
Но полученные в детстве травмы, включая насилие в детском доме, постоянно пробуждают внутри Павла некую темную силу.
Что понравилось
Атмосфера цифрового общества в книге "Павел Чжан и прочие речные твари" показана очень наглядно.
«Среди айтишников и геймеров тучных было много. Коллеги быстро округлялись в нижней части, врастали в кресла, с трудом добирались от паркинга в офис и обратно. Сплошной визуальный диссонанс: тощие руки, щуплые плечи, а ниже ребер тело будто раздувалось и растекалось огромной зад..цей, раздваивалось тяжелыми слоновьими ногами. Павел бежал от этого так, что беговая дорожка стонала».
Девушка Павла Соня работает волонтером в центре для виртуально зависимых, и постояльцы центра тоже достаточно колоритны.
Вполне реалистична и драматична история отношений Сони и Павла, которые оказались в ситуации с предстоящим чипированием по разные стороны баррикад.
Политика сделала влюбленных врагами — соратники по убеждения вынуждают Соню использовать Павла в своих целях. Как она поступит? Вечная тема, что выберет девушка: свое служение идеалам нецифровой, реальной жизни, или доверие любимого? Она выберет идеалы, но система «Контрас» пережует ее и выплюнет.
Но ведь и Павел выберет не Соню. Он слишком травмирован с детства, чтобы искать личного счастья. Им движет желание мести, возмездия. И желание узнать правду, что случилось с его отцом.
Самые пронзительные и страшные страницы — где рассказывается о насилии над детьми в детском доме, о продажности воспитателей, о полном бесправии и беззащитности маленьких сирот.
К плюсам я бы отнесла и достоверность географии. Вера Богданова рассказывала, что, когда писала сцены жизни героини из «Сезона отравленных плодов», уехавшей во Владивосток, она сама съездила в Приморье, чтобы все представить на местности.
Очевидно, так же она поступила и перед тем, как отправить Павла через Благовещенск в приграничный китайский город Хэйхэ и далее в Пекин.
И в «Сезоне отравленных плодов», и в «Павле Чжане» создается агрессивный и опасный для человека мир, в котором героям максимально некомфортно.
Герои переживают детские травмы, которые не дают им уже во взрослом возрасте нормально реализоваться.
Но и в той, и в другой истории, когда обстоятельства закручиваются сильнее некуда, и ждешь самого мрачного финала, внезапно проблескивает луч надежды.
Что смутило
Сленговые выражения. Постоянно звучит разговорное «набрать кому-то» в смысле позвонить. Неужели через 20-30 лет это сленговое выражение действительно прочно войдет в лексикон? «Клюнул в губы» вместо поцеловал — тоже употребляется несколько раз, и звучит навязчиво. Плюс еще сленг айтишников, который понятен не всем. Словом, есть претензии к языку и стилю, но сама история вполне заслуживает внимания.
Читали, будете?
Читайте также на канале: