Молодые писатели, а особо писательницы, любят экспериментировать с формой. Вера Богданова в «Сезоне отравленных плодов» (ссылку на свой отзыв помещу ниже) выстроила сюжет о взрослении героев в 90-е по аналогии с применением химических отравляющих веществ — чем сильнее интоксикация, тем больнее взрослеющим героям, и тем бредовее и страшнее их поступки.
Ася Володина поместила ситуацию взросления современника, рожденного уже в новом тысячелетии, в декорации греческой трагедии и театра масок. Здесь не главы, а агоны (так назывались состязания у древних греков). Кстати, знакомое нам слово, правда? Вспомнили, откуда? Все верно, из игры «Умники и умницы» с Юрием Вяземским на Первом канале.
Эта игра тоже в качестве узнаваемого фрагмента вмонтирована в книгу, правда, называется она «Умнейшему». Если победа в популярной телепередаче является правом поступления в МГИМО, то в книге она дает пропуск в студенты Академии.
Академия в «Протагонисте» — не образ МГИМО, это образ престижнейшего вуза в целом, открывающего перед выпускниками крутые перспективы, куда все стремятся.
В агонах герои и героини в греческих масках произносят свои монологи, состязаясь в терпении, служении и любви.
Вторая привязка к реальности — пандемия с масочным режимом. Так что на героях — двойные маски, за которыми совершенно не видно лиц. Обязательна ли пандемия для развития сюжета? Думаю, нет, воспоминания обо всех этих санитайзерах, замерах температуры на входе в учреждения и шараханиях от каждого случайно чихнувшего добавляют атмосферности происходящему.
Завязка сюжета такая: в Академии идет дистанционное занятие по немецкому языку, на которое не является студент Никита Буянов. Во время занятия приходит сообщение, что студент покончил с собой и оставил записку, в которой обвинил в своей гибели преподавателя немецкого Ирину Олевскую и деканат философского факультета Академии. Но почему, и только ли они виновны?
Ася Володина — кандидат филологических наук, преподаватель немецкого и эстонского языков в МГУ и самая заметная литературная дебютантка прошлого года. До 2022-го у нее вышло всего несколько рассказов в разных журналах. А в 2022-м почти одновременно вышло два больших романа: школьная драма «Часть картины» и «Протагонист».
В главах-агонах герои, окружавшие покончившего с собой юношу, словно наперегонки выворачивают души, чтобы оправдаться, пояснить те или иные свои слова и поступки, из чего становится понятно, что привело к трагедии.
Кто-то слишком долго терпел несправедливости, для кого-то желание построить карьеру или удержаться на хорошем месте привело к личностной деформации, а кого-то мощно деформировали «лихие 90-е». Похоже, последнее в литературе становится расхожим штампом (тут снова хочется вспомнить «Сезон отравленных плодов» Веры Богдановой).
Книгу читать больно, потому что мы становимся свидетелями трагедии — это уже плохо, а далее перед нами проходит целая череда других трагедий и горестей, запустивших механизм, приведший к гибели юноши. Хотя самоустранившийся протагонист никак не проявил себя, он всего лишь пассивная жертва обстоятельств. Обидели тут, обругали там, не оправдал завышенных ожиданий мамы, сестра не ответила на сообщение, психолог равнодушно закрыл кабинет перед его носом…
Книга оставляет с пониманием, что психика — вещь очень хрупкая, и в целом мироздание — вещь хрупкая. И что надо максимально бережно относиться к своим взрослеющим детям.
Друзья, это точно не та книга, которую стоит читать в состоянии осенней хандры.
Впрочем, можете со мной поспорить.